Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Безенчук 18 августа 2017 г.
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего, судьи БАХЫШЕВА И.Х. – единолично,
при секретаре ЧИННОВОЙ И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-664/17 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Чапаевск в защиту неопределенного круга (далее - Роспотребнадзор) к Администрации сельского поселения станции Звезда муниципального района Безенчукский Самарской области (далее Администрация) об устранении нарушений санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Роспотребнадзор обратился в суд с иском к Администрации об устранении нарушений санитарного законодательства.
В судебном заседании представитель истца Куставлетова Ж.Б., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Глава Администрации Васильева Л.М. исковые требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Самарской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти.
Согласно статье 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
Жительница <адрес> гражданки ФИО8 (№ от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ) обратилась в Собрание Представителей муниципального района Безенчукский с письменным заявлением о несанкционированной свалке отходов, находящейся на территории села Покровка, что было перенаправленное в Управление Роспотребнадзора по Самарской области
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Главы Администрации муниципального района Безенчукский Сараева Е.В. направлен запрос о представлении информации о собственнике земельного участка, об эксплуатирующей организации земельного участка, об организации осуществляющей сбор и вывоз мусора в с. Покровка.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Чапаевск проведено обследование территории для проверки доводов заявителя.
По результатам обследования, проведенного специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Чапаевске совместно со специалистами административной комиссии администрации муниципального района Безенчукский Степановой Т.Г., Трибус О.В., в присутствии главы сельского поселения ст. звезда Васильевой Л.М., главного ветеринарного врача СББЖ Безенчукского района ГБУ СО «Самарское ветеринарное объединение» Базина А.В., представителя собрания представителей муниципального района Безенчукский Егоровой Т.В., ведущего специалиста Управления сельского хозяйства Администрации Безенчукского района Куракиной О.В., установлен факт несанкционированной свалки отходов, составлен акт обследования.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора является вопросом местного значения поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 1 Федерального Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
В соответствии с п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с Приложением 3 к СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации» территория, прилегающая к зданиям, незастроенные территории (парки, скверы, кладбища и т.д.) должны постоянно содержаться в порядке и освобождаться от неорганизованных свалок.
В соответствии с п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового мусора на открытых участках территории населенных пунктов.
Администрация сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Безенчукский являясь органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Законодательством определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих в на соответствующей территории. В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Эта группа полномочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица, находящиеся на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что проведенное Роспотребнадзором обследование свидетельствует о нарушении перечисленных выше требований. Данное обстоятельство приводит к скоплению отходов на почве в ненадлежащих местах и загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, нарушению прав граждан, проживающих на территории с.Покровка, на благоприятную окружающую среду. Может привести к микробиологическому, паразитологическому загрязнению земель, грунтовых вод, воздуха, массовому выплоду мух и других насекомых и как следствие послужить причиной возникновения массовых случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения.
Кроме того, суд принимает признание иска ответчиком, как это предусмотрено ст. 173 ГПК РФ, как самостоятельное основание для удовлетворения иска и разрешения спора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Администрацию ст. Звезда муниципального района Безенчукский Самарской области в соответствии с требованиями Приложения 3 к СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации» и п. 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке открытой природы на окраине с.Покровка сельского поселения Звезда, примерно в 500 м от жилых домов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение оглашено и изготовлено 18.08.2017г
СУДЬЯ___________________