Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5557/2022 ~ М-59/2022 от 10.01.2022

Копия                                       дело № 2-5557/2022

УИД № 24RS0048-01-2022-000138-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 марта 2022 года                          г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Заверуха О.С.,

при секретаре Каледа Д.О.

с участием представителя истца – Чащиной М.Г., доверенность от 29.12.2021г.,

представителя ответчика – Вохминой М.В., доверенность от 10.07.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахмановой Светланы Васильевны к АО «Альфа-Банк» о взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Рахманова С.В. обратилась в суд с иском к АО «Альфа-Банк» о взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что истец в период с 07.11.2019 года по 01.07.2021 года осуществляла трудовую деятельность у ответчика на основании трудового договора №, состояла в должности ведущего менеджера по работе с клиентами среднего бизнеса, Управление продаж, Дирекция среднего бизнеса, Блок «Средний и региональный корпоративный бизнес», операционный офис «Красноярский» в г.Красноярск, Филиал Новосибирский. Согласно условиям договора, работнику установлено базовое ежемесячное вознаграждение в размере 77 000 руб., которое состоит из: должностной оклад, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и иных районах, где установлены процентные надбавки и районные коэффициенты – 30%, районный коэффициент к заработной плате 20%. Вместе с тем, постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года 311-п с 01.09.1992 года в г. Красноярске установлен единый районный коэффициент 1,30. Полагает, что ответчиком незаконно не выплачивался районный коэффициент в полном объеме. Сумма задолженности ответчика за период с 01.01.2021 года по 01.07.2021 года не выплачена и составляет 58 454,59 руб., сумма компенсации за невыплаченную заработную плату за период с 01.02.2021 года по 25.12.2021 года составляет 5 944, 01 руб., в связи с чем, просит взыскать АО «Альфа-Банк» в свою пользу задолженность по заработной плате в размере и проценты за задержку выплаты заработной платы.

Представитель истца Рахмановой С.В. – Чащина М.Г (доверенность от 29.12.2021г., сроком на один год) исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика АО «Альфа-Банк» - Вохмина М.В.(доверенность от 10.07.2020г., сроком до 09.07.2023г.) возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что ответчиком установлен районный коэффициент в размере 20% на основании Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения», ссылка истца на установление в Красноярском крае районного коэффициента в размере 30 % не основана на законе, поскольку постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992г., которым установлен размер районного коэффициента 30% принято во исполнение постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991г. № 76, которое признано утратившим законную силу, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Истец Рахманова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, доверила представление своих интересов Чащиной М.Г.

Суд, с учетом мнения явившихся лиц, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося истца, извещенного о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с ч.1 ст. 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В ходе судебного разбирательства судом установлено и следует из материалов дела, что 07.11.2019 года между сторонами заключен трудовой договор № , в соответствии с которым Рахманова С.В. принята на работу в АО «Альфа-Банк» в должности ведущего менеджера по работе с клиентами среднего бизнеса, Управление продаж, Дирекция среднего бизнеса, Блок «Средний и региональный корпоративный бизнес», операционный офис «Красноярский» в г.Красноярск, Филиал Новосибирский.

Пунктом 4.1 трудового договора (с учетом дополнительного соглашения от 14.02.2020 года) работнику установлено базовое ежемесячное вознаграждение в размере 77 000 руб., которое состоит из: должностной оклад – 51 333,33 руб., процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и иных районах, где установлены процентные надбавки и районные коэффициенты – 30%, районный коэффициент к заработной плате 20%.

Дополнительным соглашением от 01.03.2021 года работнику установлено базовое ежемесячное вознаграждение в размере 80 000 руб., которое состоит из: должностной оклад – 53 333,33 руб., процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и иных районах, где установлены процентные надбавки и районные коэффициенты – 30%, районный коэффициент к заработной плате 20%.

В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка АО «Альфа-Банк», утвержденными Приказом от 25.04.2001г. № , ежемесячная оплата труда работников Банка производится из расчета базового ежемесячного вознаграждения, а для работников, которым установлен режим работы по графику с применением суммированного учета рабочего времени – из расчета базовой часовой тарифной ставки. Заработная плата (базовое ежемесячное вознаграждение/базовая часовая тарифная ставка) устанавливается работникам в трудовом договоре в соответствии с занимаемой должностью согласно штатному расписанию (п. 7.1).

Согласно условиям политики в области оплаты труда АО «Альфа-Банк» заработная плата включает в себя: базовое ежемесячное вознаграждение/базовую часовую ставку, состоящее/состоящую из должностного оклада/часовой тарифной ставки (для работников с РГРФ с применением СУРВ), районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных действующим законодательством и нормативными актами субъектов РФ для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

01.07.2021года Рахманова С.В. уволена по соглашению сторон (п.1 ч.1 ст. 77 ТК РФ).

Из представленных расчетных листов следует, что за период с января 2021г. по июль 2021г. Рахмановой С.В. выплачивался районный коэффициент в размере 20%.

В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится, в том числе, трудовое законодательство.

Частью 2 статьи 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии со статьей 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 01.09.1992 на территории городов и районов края, указанных в приложении к настоящему постановлению, по согласованию с федерацией профсоюзов Красноярского края, был установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций.

Вышеуказанное постановление было принято администрацией Красноярского края на основании пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", предоставившего право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) максимальных и минимальных размеров этих коэффициентов. Указанные органы являлись органами власти административно-территориальных единиц Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (статья 71 Конституции, принятой Верховным Советом РСФСР 12.04.1978).

На момент принятия постановления, администрация Красноярского края являлась высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Красноярского края, чей статус был подтвержден главой 9.1 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России (принята Верховным Советом РСФСР 12.04.1978), в редакции Закона Российской Федерации от 21.04.1992 N 2708-1, и обладала полномочиями по его принятию.

Таким образом, указанное постановление является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом, в установленной форме и порядке.

В силу статьи 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статьей 148 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу положений статьи 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Аналогичное правовое регулирование содержится в статьях 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1).

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 3 статьи 6 ТК РФ определено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Однако, до настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами о размере районного коэффициента и порядке его применения на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации не изданы, в связи с чем, согласно части 1 статьи 423 ТК РФ применяются ранее изданные нормативные правовые акты органов государственной власти бывшего СССР или органами государственной власти Российской Федерации. При таком положении, постановление администрации Красноярского края от 21.08.1992 N 311-П, принятое субъектом Российской Федерации в соответствии с ранее установленной компетенцией, не противоречит ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1.

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит подлежащими удовлетворению требования Рахмановой С.В. о взыскании АО «Альфа-Банк» задолженности по заработной плате, поскольку факт заключения трудового договора между сторонами подтверждается материалами дела, при этом ответчик не исполнил условия постановления администрации Красноярского края от 21.08.1992 года N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", выплачивал заработную плату с учетом районного коэффициента 1,2, вместо установленного - 1,3. В связи с чем, с АО «Альфа-Банк» в пользу Рахмановой С.В. подлежит взысканию не доплаченная надбавка за работу в особых климатических условиях в размере 58 454,59 руб., исходя из следующего расчета:

Январь 2021г. – 51 333,33 руб. х10%=5 133,33 руб.;

Февраль 2021г. – 136 884,66 руб. (85 551,33 руб.+51 333,33 руб.)х10%=13 688,47 руб.;

Март 2021г. – 39 145,63 руб. (2 782 руб.+36 363,63 руб.)х10%=3 914,56 руб.+ 582,03 руб.(22 736,36 руб. (сумма доначисленного районного коэффициента с января 2021г./(12х29,3)х9дн. (отпуск с 09.03.2021г. по 17.03.2021г.) =4 496,59 руб.

Апрель 2021г. – 53 333,33 руб.х10%=5 133,33 руб.;

Май 2021г. – 136 818,33 руб. (83 485,33 руб.+53 333,33 руб.)х10%=13 681,83 руб.;

Июнь 2021г. – 48 223,55 руб.х10%=4 822,36 руб.+264,92 руб. (46 573,91 руб. (сумма доначисленного районного коэффициента с января 2021г./(12х29,3)х2дн. (отпуск с 28.06.2021г. по 29.06.2021г.) =5 087,28 руб.

Июль 2021г. – 2 424,24 руб.х10%=242,42 руб. + 2 796, 15 руб. (46 816,33 руб. (сумма доначисленного районного коэффициента с января 2021г./(12х29,3)х21дн. (компенсация отпуска) =3 038,57 руб.

При этом суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что постановление администрации Красноярского края от 21 августа 1992 г. N 311-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" является недействительным, поскольку признание Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2011 N 466 утратившим силу Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76, свидетельствует о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с момента утраты силы названным Постановлением не обладают полномочиями по установлению (изменению) размера районного коэффициента. Однако это не означает автоматическую утрату нормативной силы документов, которые были законно приняты данным органом ранее в пределах имевшихся полномочий. Акт, ранее принятый в пределах имевшихся полномочий продолжает действовать до его отмены или утраты им юридической силы по иным основаниям.

Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания в пользу истца процентов за период просрочки выплаты заработной платы по следующим основаниям.

Так, в соответствии с ч.1 ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Так судом достоверно установлено, что работодатель АО «Альфа-Банк» производил начисление заработной платы Рахмановой С.В. не в полном размере, а именно не в полном объеме производил начисление районного коэффициента, и, принимая во внимание, что материальная ответственность работодателя за невыплату не начисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена, суд приходит к выводу о необоснованности требований Рахмановой С.В. о компенсации за нарушение срока выплат и считает необходимым отказать в удовлетворении указанных требований.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд находит их подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы); в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба; размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В связи с действиями ответчика, допустившего нарушения трудовых прав Рахмановой С.В., она, несомненно, испытывала нравственные страдания, так как переживала по поводу оплаты труда, кроме того, для восстановления нарушенных прав истцу потребовалась судебная защита. Учитывая изложенное, а также степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить подлежащий возмещению с ответчика размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 333.20. Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая изложенное, в соответствии со ст.333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 953,64 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рахмановой Светланы Васильевны к АО «Альфа-Банк» о взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с АО «Альфа-Банк» в пользу Рахмановой Светланы Васильевны денежные средства в размере 58 454, 59 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., а всего 63 454,59 руб.

Взыскать с АО «Альфа-Банк» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 953,64 руб.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Рахмановой Светланы Васильевны - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.С. Заверуха

Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2022 года.

Копия верна.

Судья         О.С. Заверуха

2-5557/2022 ~ М-59/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рахманова Светлана Васильевна
Ответчики
АЛЬФА-Банк АО
Другие
Чащина М.Г.
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2022Судебное заседание
16.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022Дело оформлено
14.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее