Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2020 года город Москва
Кузьминский районный суд г. Москвы в составе судьи Соколовой Е.Т., при секретаре Касаткиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298/2020 по иску Межрайонного природоохранного прокурора города Москвы в защиту прав и законных интересов субъекта Российской Федерации – города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы, к Благотворительному фонду «Становление регби» о признании нежилых зданий самовольными постройками, обязании осуществить снос самовольных построек,
установил:
Истец обратился в суд и просит признать самовольными постройками 4 (четыре) нежилых здания с ориентировочными площадями застройки 1600 кв.м, 1000 кв.м, 220 кв.м, и 14 кв.м, расположенных на части территории земельного участка с кадастровым номером ..... по адресному ориентиру: г. Москва, ул. ....., вблизи д. 10 (нежилые здания № 1, 2, 3 и 4 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019 года), обязать ответчика снести их в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения решения суда – предоставить право сноса Префектуре ЮВАО г. Москвы с последующим взысканием понесенных затрат с ответчика.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что 4 нежилых здания по адресному ориентиру: г. Москва, ул. ....., вблизи д. 10, возведены в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы, разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино». Земельный участок с кадастровым номером ..... для строительства капитальных объектов не предоставлялся.
Представитель истца Межрайонного природоохранного прокурора города Москвы Иванова А.Л. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Представитель истца Департамента городского имущества города Москвы Дмитриев М.М. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представители ответчика Благотворительного фонда «Становление регби» К. А.В. и Л.А.В. в судебное заседание явились, полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ГАУК г. Москвы «ГМЗ «Кузьминки-Люблино» М.Е.Н. в судебное заседание явилась, полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Межрайонной природоохранной прокуратурой города Москвы проведена проверка соблюдения требований природоохранного, земельного и градостроительного законодательства при строительстве четырех объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино».
Департаментом городского имущества г. Москвы 03.06.2015 на основании договора № М-04-608196 в безвозмездное пользование ГАУК г. Москвы «ПКиО «Кузьминки» (в настоящее время - ГАУК г. Москвы «ГМЗ «Кузьминки-Люблино») передан земельный участок с кадастровым номером ..... площадью 64 371 кв.м.
Вид разрешенного использования участка — для размещения объектов (территорий) природоохранного назначения.
На части территории земельного участка с кадастровым номером ..... по адресному ориентиру: г. Москва, ул. ....., вблизи д. 10 возведены 4 нежилых здания:
- нежилое здание с офисными помещениями и банкетным залом ориентировочной площадью застройки 1600 кв.м. (Нежилое здание № 1 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019);
- нежилое здание, используемое для ведения хозяйственной деятельности по сборке мебели, и котельной, ориентировочной площадью застройки 1000 кв.м. (Нежилое здание № 2 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019);
- нежилое здание, используемое для оказания гостиничных услуг, ориентировочной площадью застройки 220 кв.м. (Нежилое здание № 3 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019);
- нежилое здание, используемое под пункт охраны, ориентировочной площадью застройки 14 кв.м. (Нежилое здание № 4 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019).
Вышеуказанные здания используются на основании договоров аренды различными юридическими лицами, в том числе ООО «Глэд», ООО «ПСБ Бланк», ООО «МАГНА АРТ».
Распоряжение данными объектами недвижимости осуществляется Благотворительным фондом «Становление регби».
Данные обстоятельства подтверждаются договорами аренды от 01.09.2018 № Зар(ГЛ)18, от 01.10.2018 № 01ст (ПСББ), от 01.06.2018 № 01(МА)18, объяснением президента Благотворительного фонда «Становление регби» Власова B.C. от 15.05.2019, объяснением начальника имущественных и правовых отношений ГАУК г. Москвы «ГМЗ «Кузьминки-Люблино» от 22.05.2019.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 111-ПП «О создании природно-исторического парка «Кузьминки-Люблино» земельный участок с кадастровым номером ..... расположен в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино».
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основополагающие принципы охраны окружающей среды, в том числе, соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей к среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» природно-исторический парк -особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры.
В соответствие с ч. 7 ст. 7 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Статьей 30 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и пунктом 3.5 Положения о природно-историческом парке «Кузьминки-Люблино», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.07.2006 № 488-1111, установлен запрет на ведение любой деятельности, способной нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащей целям и задачам природно-исторического парка, в том числе: возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием парка; искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта; увеличение площади, занятой строениями, автодорогами и другими лишенными растительности поверхностями; ухудшение качества почв (загрязнение, захламление, нарушение и др.), замусоривание территории; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием природно-исторического парка, осуществляемые вне дорог общего пользования.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство - документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающего застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно ч. 6,6.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий подлежит государственной экологической экспертизе.
Частью 7 ст. 14 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» определено, что реализация проектов размещения и реконструкции объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий допускается в физкультурно-оздоровительных, спортивных, эколого-просветительских и рекреационных целях в соответствии с режимами охраны и использования особо охраняемой природной территории, установленными положением об особо охраняемой природной территории, утвержденным проектом планировки особо охраняемой природной территории, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии со ст.ст. 10, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения отнесена к объектам государственной экологической экспертизы, проводимой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в городе Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 05.12.2006 № 947-1111 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в городе Москве».
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объект капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объект проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для ввода объект в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу пунктов 4.2.1 и 4.2.6.1 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-1111, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы, организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня входят в компетенцию Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Вопреки вышеуказанным требованиям закона 4 нежилых здания по адресному ориентиру: г. Москва, ул. ....., вблизи д. 10 возведены в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы, разрешений на строительство и ввода объектов в эксплуатацию в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Кузьминки-Люблино». Земельный участок с кадастровым номером ..... для строительства капитальных объектов не предоставлялся.
Указанные здания не поставлены на государственный кадастровый учет, вещные права в отношении данных объектов недвижимости не зарегистрированы.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ПС РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки - ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада I в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица - лицо, получившее имущество во владение.
Фактическим владельцем спорных строений является Благотворительный фонд «Становление регби», в пользовании, владении и распоряжении которого находятся данные постройки.
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019, заключением ГБУ г. Москвы «Центр экспертиз, исследований и испытания в строительстве» от 22.04.2019, информацией Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 28.05.2019 № ДПиООС05-19-11631/19, актом осмотра Департамента культурного наследия г. Москвы от 16.01.2019 №9/2019, договорами аренды от 01.09.2018 № Зар(ГЛ)18, от 01.10.2018 № 01ст(ПСББ), от 01.06.2018 №01(МА)18, объяснением президента Благотворительного фонда «Становление регби» Власова B.C. от 15.05.2019, объяснением начальника имущественных и правовых отношений ГАУК г. Москвы «ГМЗ «Кузьминки-Люблино» от 22.05.2019.
В нарушение ст. 95 Земельного кодекса РФ ответчиком изменено целевое назначение земельного участка, не соблюдается режим охраны особо охраняемой природной территории и, как следствие, увеличивается антропогенная нагрузка на природный комплекс парка, в связи с чем нарушаются экологические права неопределенного круга лиц и законные интересы собственника земельного участка -города Москвы, а также положения ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», гарантирующие право каждого на благоприятную окружающую среду и на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
Возведение в границах особо охраняемой природной территории и использование нежилых зданий в отсутствие вышеуказанной разрешительной документации, обеспечивающей охрану жизни и здоровья граждан и обосновывающей соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, нарушает установленную ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 3 Федерального закона «О государственной экологической экспертизе» презумпцию экологической опасности любой намечаемой деятельности, и неизменно создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также ущерба особо ценным компонентам окружающей природной среды.
Частью 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ установлено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно пункту 2.3.5 постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-1111 «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы», пункту 9 постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 № 234-1111 «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» префектура соответствующего административного округа обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена. Финансирование расходов на снос самовольных построек и освобождение самовольно занятых земельных участков осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований о признании самовольными постройками 4 (четырех) нежилых зданий с ориентировочными площадями застройки 1600 кв.м, 1000 кв.м, 220 кв.м, и 14 кв.м, расположенных на части территории земельного участка с кадастровым номером ..... по адресному ориентиру: г. Москва, ул. ....., вблизи д. 10 (нежилые здания № 1, 2, 3 и 4 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019 года), об обязании ответчика снести их в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения решения суда – предоставлении права сноса Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с последующим взысканием понесенных затрат с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 193, 194-199ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора города Москвы в защиту прав и законных интересов субъекта Российской Федерации – города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы, к Благотворительному фонду «Становление регби» о признании нежилых зданий самовольными постройками, обязании осуществить снос самовольных построек – удовлетворить.
Признать самовольными постройками 4 (четыре) нежилых здания с ориентировочными площадями застройки 1600 кв.м., 1000 кв.м., 220 кв.м, и 14 кв.м., расположенных на части территории земельного участка с кадастровым номером ..... по адресному ориентиру: г. Москва, ул. ....., вблизи д. 10 (нежилые здания № 1,2, 3 и 4 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019 года).
Обязать Благотворительный фонд «Становление регби» в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос 4 (четырех) самовольных построек - нежилых зданий с ориентировочными площадями застройки 1600 кв.м., 1000 кв.м., 220 кв.м. и 14 кв.м., расположенных на части территории земельного участка с кадастровым номером ..... по адресному ориентиру: г. Москва, ул. ....., вблизи д. 10 (нежилые здания № 1, 2, 3 и 4 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019 года).
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, предоставить право сноса (демонтажа) 4 (четырех) самовольных построек - нежилых зданий с ориентировочными площадями застройки 1600 кв.м., 1000 кв.м., 220 кв.м, и 14 кв.м., расположенных на части территории земельного участка с кадастровым номером ..... по адресному ориентиру: г. Москва, ул. ....., вблизи д. 10 (нежилые здания № 1,2,3 и 4 согласно план-схеме к акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы от 15.04.2019 приложение № 1) Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с последующим взысканием понесенных затрат с Благотворительного фонда «Становление регби».
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кузьминский районный суд г. Москвы.
Судья: