Дело №2-6922/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2017 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Е.Н.Ващенко,
при секретаре К.А.Николаевской,
с участием истца Власовой Е.Ю., представителя ответчика Пошариной Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Е.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов в стаж работы и назначении пенсии,
установил:
Власова Е.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) ей отказано в досрочном назначении пенсии по п.п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, учесть период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как ошибочно указанный работодателем как курсы повышения квалификации, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Власова Е.Ю. в судебном заседании требования уточнила, указав, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ошибочно был указан работодателем как курсы повышения квалификации, в то время как она продолжала работу, в настоящее время сдана корректировка сведений, просит включить данный период в специальный стаж, также пояснила, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место и заработная плата, по окончании курсов повышения квалификации выдавался сертификат или свидетельство.
Представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника №2» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Определением суда дело в части признания решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела, приходит к выводу об удовлетворении требований.
В соответствии с п.п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногост. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4 (на 01.01.2017) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что истец Власова Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточной продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимой для установления досрочной страховой пенсии по старости.
В стаж работы дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона не учтены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. зачет указанных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Правилами №516 не предусмотрен.
В соответствии с положениями ст.ст. 37, 41 Конституции РФ, действующим пенсионным законодательством в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (в составе видов досрочной трудовой пенсии по старости). При этом законом урегулированы вопросы, относящиеся к данному виду пенсионногообеспечения:видыпрофессиональнойдеятельности и условия, определяющие право на такую пенсию, длительность сроков специального стажа, необходимого для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.
По смыслу закона право на получение пенсии в связи с такой специальной деятельностью законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Как следствие, прямая оговоренность законом возможности льготного пенсионного обеспечения в отношении определенного вида труда при условии установления тождества трудовых функций и условий труда по должности (в организации), именуемой иначе, должно являться основанием к распространению такого обеспечения и на эту должность (организацию).
На основании п.3 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы, и назначения пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 29.10.2002 № 781, вступившим в силу 12.11.2002, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Исходя из смысла положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, следует, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правого регулирования, т.е. действовавшие по состоянию на 31.12.2001, к которым относились Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановление Правительства России от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды работы до 01.11.1999, и после указанной даты соответственно. В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Судом установлено, что согласно сведений трудовой книжки истец Власова Е.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГБУЗ РК «Городская поликлиника №2» в должности <данные изъяты>.
В судебном заседании истец пояснила, что курсы повышения квалификации являлись необходимым условием работы, в данные периоды за истцом сохранялось рабочее место и заработная плата, по окончании курсов выдавался сертификат или свидетельство.
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Власова Е.Ю. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы, что подтверждается справкой уточняющей характер работы или условия труда № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ РК «Городская поликлиника №2». При этом периодов, в течение которых работник непосредственно не исполнял трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, не было.
На курсах повышения квалификации (специализации) истец находилась в период работы в должностях и учреждении, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, что следует из вышеуказанных справок, уточняющих характер работы истца, выданных на основании первичных документов работодателя (приказы по личному составу, лицевые счета, штатное расписание, должностные инструкции, тарификационные списки, табели учета рабочего времени). До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истец работала полный рабочий день. Прохождение курсов повышения квалификации и специализация подтверждены представленными истцом документами (свидетельствами №, №, сертификатом №).
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года №5487-1, приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 №314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, что следует из справок, уточняющих характер работы. На основании ст. 112 КЗоТ РФ и ст.ст. 187, 196 ТК РФ за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, с заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации, куда истец была направлена работодателем, принимая во внимание, что повышение квалификации для медицинских работников является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора, с учетом изложенного указанные периоды законодателем приравниваются к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, отсутствуют.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ошибочно был указан работодателем как прохождение курсов повышения квалификации, данные обстоятельства подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, табелями учета рабочего времени, графиками работы за ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает, что периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом вышеизложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Власовой Е.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов в стаж работы и назначении пенсии, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить Власовой Е.Ю. в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить Власовой Е.Ю. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Власовой Е.Ю. государственную пошлину в сумме 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.Н.Ващенко
Решение в окончательной форме принято 17.11.2017.