Дело № 2а-140/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года г.Москва
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Синельниковой О.В.
при секретаре Макиной А.П.,
с участием помощника прокурора Таганской межрайонной прокуратуры г.Москвы Стеценко А.Е.,
административного истца Филиппова С.В.,
представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве – муниципального округа Таганский в лице председателя Бахтиаровой Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филиппова С.В. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве – муниципального округа Таганский о признании незаконным решения о регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Филиппов С.В. обратился в суд с указанным административным иском, уточнив требования, просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве – муниципального округа Таганский о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов - муниципального органа Таганский по многомандатному избирательному округу №2 Губина И.Ю., мотивируя тем, что 27 июля 2017 года решением Избирательной комиссии он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу №2. При ознакомлении с документами других кандидатов, с помощью членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных в данную избирательную комиссию, было выявлено, что в подписных листах Губина И.Ю., который является кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, имеются неоговоренные исправления, которые влекут недействительность подписей избирателей во всех подписных листах. Считает, что решение избирательной комиссии подлежит отмене, поскольку при его принятии были допущены следующие нарушения: признаны достоверными все подписи в подписных листах.
Административный истец Филиппов С.В. явился, исковые требования поддержал по доводам искового заявления и уточнениям к нему.
Представитель административного ответчика - Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве – муниципального округа Таганский в лице председателя - Бахтиарова Р.П. в судебном заседании возражала против заявленных требований.
Заинтересованное лицо Губин И.Ю., будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился.
Помощник прокурора Таганской межрайонной прокуратуры г.Москвы Стеценко А.Е. полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу положений ст.34 Закона г. Москвы от 06.07.2005 № 38 (ред. от 31.05.2017) "Избирательный кодекс города Москвы", если в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 0,5 процента от числа избирателей указанного в схеме многомандатных избирательных округов соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, не может быть менее 10.
Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией на основании данных о численности избирателей в соответствующем одномандатном и (или) многомандатном избирательном округе, указанных в схеме избирательных округов, или данных о численности избирателей городского или единого избирательного округа, опубликованных в соответствии с частью 3 статьи 12 или частью 3.1 статьи 13 настоящего Кодекса, и публикуется указанной избирательной комиссией не позднее чем за 75 дней до дня голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, не позднее чем за 65 дней до дня голосования на выборах в органы местного самоуправления.
Подписи в поддержку выдвижения кандидата на выборах в органы местного самоуправления могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией документов, указанных в частях 1, 1.1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса. Подписи в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем заверения муниципального списка кандидатов комиссией муниципального образования.
Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов - согласно приложению 7.1 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления - согласно приложению 8 к Федеральному закону.
При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются следующие сведения о кандидате:
1) гражданство;
2) фамилия, имя, отчество;
3) дата рождения;
4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
5) если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;
6) наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата (в случае, если место жительства находится в городе Москве, указывается только город Москва);
7) если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения о судимости кандидата;
8) сведения о его принадлежности к политической партии, общественному объединению и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Кодекса;
9) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата;
10) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
11) для кандидатов в депутаты Московской городской Думы и для кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления - номер и (или) наименование избирательного округа, по которому кандидат выдвигается;
12) для кандидатов в депутаты Московской городской Думы - номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов;
Указание в подписном листе сведений о кандидате, не предусмотренных частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, муниципальный список кандидатов.
Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, муниципальных списков кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, муниципального списка кандидатов.
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
При сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата), уполномоченным представителем избирательного объединения (при сборе подписей в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов), которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Кандидат (при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата), уполномоченный представитель избирательного объединения (при сборе подписей в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов) подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
В процессе сбора подписей запрещается принуждать депутатов представительных органов местного самоуправления или избранных на выборах глав муниципальных образований ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме.
В соответствии с п.6.1 ст.38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Одним из оснований отказа в регистрации кандидата является - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п. «д» ч.26 ст.38 ФЗ-67).
В ходе рассмотрения дела установлено, что Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве - муниципального округа Таганский № 7/5 от 27 июля 2017 года Филиппов С.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу №2 от Регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». Также кандидатом в депутаты Московским городским отделением Политической партии Коммунисты России выдвинут Губин И.Ю.
Губиным И.Ю. в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г.Москве - муниципального округа Таганский представлены подписные листы с 28 подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения в депутаты Совета депутатов муниципального округа Таганский по многомандатному избирательному округу №2.
Согласно итоговому протоколу проверки подписей избирателей от 27 июля 2017 года рабочей группой все подписи признаны достоверными.
Административный истец в своем заявлении ссылается на то обстоятельство, что на каждом из шести подписных листов в поддержку кандидата в депутаты Губина И.Ю. в нарушение п/п 8 и 9 п. 7 ст. 37 Избирательного кодекса Москвы в шапке указано место жительства печатным способом «Химки» и без заверения добавлено рукописным текстом «МО». Данное обстоятельство исследовано судом и нашло свое подтверждение в ходе осмотра подписных листов.
В силу п/п 8 и 9 п. 7 ст. 37 Избирательного кодекса Москвы недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 7.1, 8 и 10 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 7, 8 и 12 части 6 статьи 34 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 настоящего Кодекса.
Согласно Приложению 8 Избирательного кодекса города Москвы в подписном листе должны быть указаны следующие сведения о кандидате, помимо прочего: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства.
В представленных подписных листах действительно имеется запись о субъекте Федерации – «МО», где проживает кандидат, внесенная рукописным текстом, однако данное обстоятельство не может служить основанием для признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительными, поскольку указание наименования субъекта рукописным способом при наличии машинописного текста не является допиской, исправлением, которое должно быть специально оговорено.
В силу диспозитивности п.7 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, суд вправе осуществить повторную проверку подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата в депутаты исключительно в порядке, установленном пунктом 6 статьи 76 названного закона, то есть по требованию другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, только в пределах подписей, подлежавших проверке.
При таком положении, принимая во внимание, что количество действительных подписей составляет 28 подписей, а необходимое для регистрации кандидата количество подписей избирателей составляет 24 подписей, суд находит требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░
4