Дело № 2-184/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2015 года ст. Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Гриценко В.М.,
при секретаре судебного заседания Маниной Е.С.,
с участием:
заявителя – С.Н.Г.
представителя заявителя – Р., представившей ордер №, удостоверение №,
представителя заинтересованного лица - С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Н.Г. о признании незаконным и необоснованным решения администрации Предгорного муниципального района о не предоставлении земельного участка С.Н.Г., имеющей троих детей, в аренду под индивидуальное жилищное строительство, об обязании принятия решения о предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
С.Н.Г. обратилась в суд с заявлением о о признании незаконным и необоснованным решения администрации Предгорного муниципального района о не предоставлении земельного участка С.Н.Г., имеющей троих детей, в аренду под индивидуальное жилищное строительство, об обязании принятия решения о предоставлении земельного участка.
В обоснование требований в заявлении указывает, что она является многодетной матерью троих детей: С.К.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., С.М.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., С.С.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. Состоит в браке с С.С.С. с ДД.ММ.ГГГГ г., актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ
Указывает, что ее семья является многодетной, проживает на территории Ставропольского края не менее 3-х лет.
В целях приобретения земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, она как многодетная мать, подала заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительства.
Согласно постановления администрации Предгорного района СК № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена прилагаемая схема земельного участка госсобственность на который не разграничена, площадью 446 кв.м., местоположение участка: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Винсадский сельсовет, <адрес>.
Согласно поручения начальника управления имущественных и земельных отношений Администрации Предгорного района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ изготовление схемы земельного участка поручено заказчику работ С.Н.Г.
Согласно постановления администрации Винсадского сельсовета Предгорного района СК № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку, расположенному в границах земельного образования Винсадский сельсовет, площадью 446 кв.м., присвоен почтовый адрес: <адрес>.
Межевой план № в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности расположенного по адресу: <адрес>, был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инженерно-кадастровый центр «Регион-гео», заказчиком является С.Н.Г.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый номер № разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в соответствии с законом (что подтверждается кадастровым паспортом №).
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края следует: «в связи с многочисленными обращениями поступающими от Вас и ваших соседей: семей Зайцевых и Андреевых, нежелание всех сторон мирно разрешить сложившуюся ситуацию по предоставлению земельного участка, администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края принято решение не предоставлять вам земельный участок расположенный по адресу, <адрес>, а изыскать и предложить другой земельный участок, расположенный в границах муниципального образования Винсадский сельсовет».
Считает, что указанный отказ и письмо № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, необоснованным и недействительным, не является основанием для отказа, нарушает права С.Н.Г., и создает препятствия к получению земельного участка многодетной семье в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>.
Заявитель просит суд признать незаконным необоснованным и недействительным решение администрации о не предоставлении С.Н.Г. земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, в связи с многочисленными обращениями, поступающими от С.Н.Г. и от соседей: Зайцевых и Андреевых, нежелание всех сторон мирно разрешить сложившуюся ситуацию по предоставлению земельного участка. Обязать соответствующий орган местного самоуправления главу администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края принять решение о предоставлении С.Н.Г., имеющей троих детей: С.К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 446 кв.м., кадастровый паспорт №, в аренду для индивидуального жилищного строительства в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заявитель С.Н.Г. и ее представитель Р. поддержали заявленные требования в полном объеме. С.Н.Г. пояснила, что ею самостоятельно проведены работы по межеванию, подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в связи с чем, она просила предоставить ей конкретный земельный участок.
Представитель заинтересованного лица С. в судебном заседании просила принять решения по существу заявления на усмотрение суда.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд находит заявление С.Н.Г. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Нормы земельного законодательства, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации (часть 3) условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Отношения по использованию и охране земель в Ставропольском крае (земельные отношения) в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральными законами к ведению субъектов Российской Федерации, урегулированы законом Ставропольского края от 12.04.2010 года № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (в редакции Закона от 11.03.14 г.), которым установлено: гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 49 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье.
Под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями (одинокой матерью, одиноким отцом) (п. 9 ст. 12 Закона №21-кз в редакции от 10.12.2012 г.).
Судом установлено, что заявитель С.Н.Г. состоит в браке с С.С.М., что подтверждается свидетельством о заключении брака I-ГН № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44). От брака имеют троих детей: С.К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 41), С.М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 42), С.С.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 43).
Согласно справке Управления труда и социальной защиты населения администрации Предгорного муниципального района семья С.Н.Г., зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на учете в Предгорном УТСЗН как многодетная (л.д.45).
ДД.ММ.ГГГГ С.Н.Г. обратилась в администрацию Предгорного района с заявлением о предоставлении ей, как многодетной матери, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании постановления главы администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку, расположенному в границах земель МО Винсадский сельсовет, площадью 486 кв.м., оформляемому С.Н.Г., присвоен почтовый адрес: <адрес>. (л.д. 40)
На основании закона Ставропольского края от 12.04.2010 года №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» специалистом Управления имущественных и земельных отношений администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края С.Н.Г. было выписано поручение от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>. (л.д. 39)
Согласно постановлению главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 446 кв.м., местоположение участка: <адрес>, в границах муниципального образования <адрес> <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. (л.д. 36-37)
В результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, в границах муниципального образования Винсадский сельсовет, <адрес>, по заказу С.Н.Г. кадастровым инженером ООО Инженерно-кадастровый центр «Регион-гео» С.А.В. подготовлен межевой план.
Решением Администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю С.Н.Г. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и предложен изыскать другой земельный участок, расположенный в границах муниципального образования Винсадский сельсовет. Основанием к отказу послужил факт многочисленных обращений, поступающих от С.Н.Г. и соседей: семей Зайцевых и Андреевых, нежелание всех сторон мирно разрешить сложившуюся ситуацию по предоставлению земельного участка.
Пунктом 7 ст. 12 закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» предусмотрено, что орган местного самоуправления в месячный срок со дня получения заявления осуществляет: проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, указанных в части 6 настоящей статьи; сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду; в установленном им порядке учет граждан, имеющих трех и более детей, и информирование их о постановке на учет (об отказе в постановке на учет).
Судом установлено, что администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края не было отказано С.Н.Г. в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей. Из вышеуказанного письма следует, что администрация Предгорного муниципального района Ставропольского края, принимая решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, сослалась на наличие спора между С.Н.Г. и соседями: семьями Зайцевых и Андреевых в связи с их многочисленными обращениями по предоставлению им земельного участка, как основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, что не предусмотрено законом Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
В соответствии с п. 11 ст. 12 Закона «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» при наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданами, имеющими трех и более детей, принимает решение о предоставлении им земельного участка в аренду и информирует их об этом.
Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений (п. 9 ст.12 Закона).
Предоставление земельных участков в соответствии с настоящей статьей осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов (п. 12 ст.12 Закона).
В материалы дела представлены надлежащие доказательства наличия свободного земельного участка на территории <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, который был согласован С.Н.Г. с главой администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края. С.Н.Г. подтвердила свое право на получение земельного участка на льготных основаниях, вследствие чего ей было выдано поручение на изготовление схемы расположения земельного участка, которая впоследствии была утверждена постановлением главы администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ года. Данные обстоятельства представителем заинтересованного лица администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края не оспорены и подтверждены в судебном заседании представленными доказательствами.
Таким образом, администрацией Предгорного муниципального района Ставропольского края, являющейся органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах ее компетенции в соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, в нарушение ст. 28 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Закона «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» принято необоснованное и незаконное решение об отказе в предоставлении С.Н.Г. испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Статья 1 ГК РФ провозглашает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых и отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого - либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановлении нарушенных прав, их судебной защиты».
Ст. 4 ФЗ «О муниципальной службе» указывает на то, что основными принципами муниципальной службы является: приоритет прав и свобод гражданина; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; ответственность муниципальных служащих за неисполнение или не надлежащее исполнение своих должностных обязанностей».
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления должностного лица муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 256 ГПК РФ предусматривает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Данное требование закона заявителем С.Н.Г. соблюдено.
Заявитель полагает, что её права и охраняемые законом интересы многодетной семьи нарушены действием со стороны администрации Предгорного муниципального района, выразившимся в отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Факт нарушения прав и охраняемых законом интересов многодетной семьи заявителя установлен в ходе судебного разбирательства дела, и подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами.
Кроме того, в силу части 1 статьи 249 ГПК РФ, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъясняет, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Так как лицом, чьи действия обжалуются, не было представлено в суд бесспорных доказательств, подтверждающих факт невозможности предоставления заявителю в аренду испрашиваемого им земельного участка, то у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении требований С.Н.Г.
Учитывая изложенное, суд считает, что действиями администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края по отказу в предоставлении С.Н.Г. испрашиваемого земельного участка, нарушено гарантированное государством ее право на приобретение земельного участка в связи с льготой, установленной Законом Ставропольского края № 21-кз от 12 апреля 2010 г., в связи, с чем право С.Н.Г. подлежит восстановлению.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Устранение допущенного нарушения права заявителя подлежит путем возложения на администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края обязанности по предоставлению С.Н.Г. в аренду свободного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
При указанных обстоятельствах, заявление С.Н.Г.подлежит удовлетворению, а ее нарушенное право восстановлению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования заявления С.Н.Г. о признании незаконным и необоснованным решения администрации Предгорного муниципального района о не предоставлении земельного участка С.Н.Г., имеющей троих детей, в аренду под индивидуальное жилищное строительство, о наложении обязанности принятия решения о предоставлении земельного участка – удовлетворить.
Признать и решение администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № о не предоставлении С.Н.Г. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным и необоснованным.
Обязать администрацию Предгорного муниципального района Ставропольского края устранить допущенные нарушения права заявителя путем принятия решения о предоставлении С.Н.Г., имеющей троих детей: С.К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 446 кв.м., кадастровый паспорт №, в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Председательствующий