№ 2-3267/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2017 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Климчук Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор г.Петрозаводска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что прокуратурой города проведена проверка по обращению родителей кадетов и воспитанников Карельского Кадетского корпуса имени А.Невского по вопросу отсутствия на пересечении ул.Муезерская и пер.Западный оборудованного остановочного пункта. В ходе проверки установлено, что в районе дома №20 по ул.Муезерской (нечетная сторона) оборудованная остановка маршрутных транспортных средств отсутствует. На обочине имеется только знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Законные представители кадетов и воспитанников Корпуса неоднократно обращались в администрацию Петрозаводского городского округа с просьбой оборудовать указанный участок дороги остановкой. В ответах администрация Петрозаводского городского округа указывает, что остановочные пункты «пер.Лозовского», расположенные в районе пересечения ул.Муезерской и пер.Западный утверждены Постановлением администрации Петрозаводского городского округа, обустройство указанных остановочных пунктов с обеспечением условий безопасности дорожного движения возможно при проведении реконструкции ул.Муезерской, однако бюджетом Петрозаводского городского округа на 2017 год финансирование такого обустройства не предусмотрено. В Петрозаводском городском округе в настоящее время действует муниципальная программа «Развитие транспортной системы Петрозаводского городского округа на период 2015-2019 гг.». Работы по реконструкции ул.Муезерской данной программой не предусмотрены.
Прокурор, полагая, что указанное бездействие администрации Петрозаводского городского округа нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения по дорогам, с учетом изменения требований на основании Акта обследования земельного участка от 13.06.2017, просит суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно обустроить остановочный пункт общественного пассажирского транспорта в соответствии с требованиями раздела 5.3 ГОСТ Р 52766-2007, Стандарта отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003» в районе дома №20 по ул.Муезерской в г.Петрозаводске (нечетная сторона) в части обустройства тротуара, заездного «кармана», посадочной площадки, нанесения горизонтальной дорожной разметки в срок к 31.08.2018.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Егоров Д.Д. исковые требования не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление.
Представители третьих лиц УМВД России по г.Петрозаводску и ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску по доверенностям Перияйнен Л.С. и Борисов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, полагали возможным обустройство остановочного пункта в соответствии с заявленными требованиями.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой г.Петрозаводска была проведена проверка по обращению родителей кадетов и воспитанников Карельского Кадетского корпуса имени А.Невского по вопросу отсутствия на пересечении ул.Муезерская и пер.Западный оборудованного остановочного пункта. В ходе проверки установлено, что в районе дома №20 по ул.Муезерской (нечетная сторона) оборудованная остановка маршрутных транспортных средств отсутствует. На обочине имеется знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», что подтверждается представленными в материалы дела фотоизображениями.
Согласно ответу администрации от 27.01.2017 на обращения по вопросу обустройства остановочного пункта на пересечении ул.Муезерской и пер.Западного остановочные пункты «пер.Лозовского», расположенные в районе пересечения ул.Муезерской и пер.Западный утверждены Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 11.01.2016 №08 «Об утверждении Перечня наименований остановочных пунктов регулярных маршрутов движения пассажирского транспорта общего пользования на территории Петрозаводского городского округа». Обустройство указанных остановочных пунктов с обеспечением условий безопасности дорожного движения возможно при проведении реконструкции ул.Муезерской, что бюджетом Петрозаводского городского округа на 2017 год не предусмотрено.
В отношении администрации ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску вынесено Представление №4 по обустройству остановочного пункта по ул.Муезерская.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся, в том числе, остановочные пункты.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Положениями п.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу п.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Положениями ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ предусмотрено, что под безопасностью дорожного движения в названной статье понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Порядок оборудования автобусных остановок определен в Стандарте отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утв. распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 №ИС-460-р.
Оборудование автобусных остановок включает в себя остановочные и посадочные площадки, площадки ожидания и переходно-скоростные полосы, а также заездные карманы. Кроме того, п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв.Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст содержит аналогичные ОСТ требования, предъявляемые к организации и обустройству остановочных пунктов для ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 в состав остановочного пункта должны входить следующие элементы: - заездной «карман». Согласно п.5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 заездные «карманы» должны иметь участки отгонов по 20-30 метров; - посадочная площадка, приподнятая над остановочной площадкой на 0,2 м., длина не менее 20 м., ширина не менее 2,0 м. (в стесненных условиях – 1,5 м.) (п.5.3.3.8); - павильон ожидания транспорта, расстояние от края проезжей части (заездного «кармана») до ближайшего к ней края павильона должно быть более 3 м. (п.5.3.3.10); - скамьи, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка).
Между тем, в условиях размеров рассматриваемого земельного участка полностью реализовать требования норм по обустройству остановочного комплекса не представляется возможным.
Согласно составленному сторонами спора совместному акту обследования от 13.06.2017 установлено, что на земельном участке в районе пересечения ул.Муезерской и пер.Западного напротив дома №20 по ул.Муезерской остановочный комплекс отсутствует, посадка и высадка пассажиров осуществляется с обочины дороги по ул.Муезерской, при этом место остановки транспорта обозначено знаком 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».
Согласно обмерным данным ширина проезжей части в указанном месте составляет 9 м., расстояние от перекрестка ул.Муезерской и пер.Западного до перекрестка ул.Муезерской и пер.Лозовского - 35 м., а от перекрестка ул.Муезерской и пер.Лозовского до перекрестка ул.Муезерской и пер.Ермака – 65 м., расстояние от края проезжей части до откоса, на котором расположен подъезд с ул.Муезерской к строящимся объектам в кадастровом квартале 10:01:0110108 составляет 5 м.
В соответствии с актом минимально допустимая ширина земельного участка, на котором возможно размещение остановочного комплекса, должна составлять не менее 7,7 м., минимально допустимая длина для размещения заездного «кармана» должна составлять не менее 60 м., а расстояние от остановочного пункта до ближайшего перекрестка не менее 25 м. при размещении за перекрестком или 40 м. при размещении перед перекрестком.
Однако, в силу п.5.3.3.2, 5.3.3.8, 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 при соблюдении указанных в этих нормах условиях допустимо размещение остановочного пункта в габаритах проезжей части, уменьшение ширины посадочной площадки, отсутствие павильона для ожидания транспорта и т.д.
В силу изложенного суд полагает исковые требования прокурора города об обустройстве остановочного пункта общественного пассажирского транспорта в районе дома №20 по ул.Муезерской в г.Петрозаводске с допустимым изъятием части обустройства подлежащими удовлетворению.
С учетом того, что бюджет Петрозаводского городского округа на 2017 год сформирован, суд полагает возможным обязать ответчика произвести указанные действия в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в срок до 31.08.2018.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа обустроить остановочный пункт общественного пассажирского транспорта в соответствии с требованиями раздела 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», Стандарта отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003» в районе дома №20 по ул.Муезерской в г.Петрозаводске (нечетная сторона) в части обустройства тротуара, заездного «кармана», посадочной площадки, нанесения горизонтальной дорожной разметки в срок до 31.08.2018.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л.Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 20.06.2017.