УИД 10RS0011-01-2021-011634-43 № 2-4956/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибовского Н.И. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж для назначения страховой пенсии по старости, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Грибовский Н.И. обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с недостаточным страховым стажем и стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее стаж работы в МКС). Истец не согласен с данным решением, с учетом дополнения исковых требований просит признать незаконным отказ ответчика в рассмотрении и невключении в решение об отказе в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить истцу в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в страховой стаж и стаж работы в МКС период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, считать датой назначения пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ИП Луйкин И.Г.
Истец и его представители в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Третье лицо ИП Луйкин И.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Грибовский Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным страховым стажем и стажем работы в МКС.
Ответчик не учел истцу в страховой стаж периоды работы на территории <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения компетентного органа <данные изъяты> факта уплаты работодателями истца страховых взносов в ПФР.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами гражданского дела.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13.03.1992), статьей 1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной порядок зачета периодов работы за пределами территории Российской Федерации в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, то есть до 13.03.1992.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения изложены в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, СССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
С учетом изложенного, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Беларусь) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 327-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ, после - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд установил, что в трудовой книжке истца имеются записи о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в колхозе «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Указанные периоды работы подтверждаются справкой <данные изъяты>, справками о заработной плате за периоды работы в колхозе «<данные изъяты>»,
Проанализировав изложенные нормы права, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых основания для включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж. Иск в данной части подлежит удовлетворению.
Кроме того, истец просит включить в страховой стаж и стаж работы в МКС период работы у ИП Луйкина И.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до регистрации истца в качестве застрахованного в ПФР.
Из пояснений ИП Луйкина И.Г. следует, что в спорный период истец работал у него в должности механника, имел статус иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России, поэтому у работодателя отсутствовала обязанность уплачивать за сотрудника-нерезидента страховые взносы в ПФР.
Суд установил, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, ч.ч. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на страховую пенсию (до 01.01.2015) предусмотрено как для граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Одним из таких условий (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», абз. 3 ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») является наличие у застрахованного лица страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. При этом, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам были отнесены, в том числе, работающие по трудовому договору иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 7). При этом в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, обеспечения возможности формирования пенсионных прав для физических лиц, на которых не распространялось обязательное пенсионное страхование, статьей 29 указанного закона было предусмотрено право добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» абз. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» был изложен в новой редакции, предусмотревшей с 01.01.2012 возможность отнесения к застрахованным лицам также работающих по трудовому договору иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
В силу приведенных норм закона до 01.01.2012 обязательному страхованию подлежали иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации. С 01.01.2012 к категории лиц, подлежащих страхованию, были отнесены иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации.
До 01.01.2012 иностранные граждане имели право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Проанализировав изложенные нормы права, принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в страховой стаж и стаж работы в МКС периода работы истца у ИП Луйкина И.Г., поскольку в спорный период Грибовский Н.И. относился к категории иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, не воспользовался своим правом на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации, у работодателя истца отсутствовала обязанность по уплате за него страховых взносов в ПФР.
Также не подлежат удовлетворению требования истца в части признания незаконным отказа пенсионного органа в рассмотрении и невключении в решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ периода работы истца у ИП Луйкина И.Г., поскольку суд не установил факта нарушения пенсионных прав истца указанными действиями пенсионного органа, в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком даны истцу подробные разъяснения о причинах невключения спорного периода работы в страховой стаж и стаж работы в МКС.
С учетом включения в страховой стаж истца вышеобозначенных периодов, стаж работы истца будет недостаточным для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому иск в части требований о понуждении ответчика к назначению истцу пенсии с указанной даты удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Грибовского Н.И. удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия включить Грибовскому Н.И. в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в пользу Грибовского Н.И. расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья: И.Ю. Гадючко
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2021.