Дело № 2-8691/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2015 г.
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Бережновой Н.Д., при секретаре Мирошниченко П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске
Дело по иску Ш. к ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» о взыскании денежных средств,
У с т а н о в и л:
Ш. обратился в суд с данным иском, указав, что является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.
За период с сентября *** г. по май *** г. ответчик указанные выплаты не произвел, в результате чего образовалась задолженность в общей сумме *** *** копеек.
Истец требует взыскать с ответчика компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** г. – *** *** копеек, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины - ***.
В судебном заседании истец на иске настаивал. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика в письменном отзыве считает иск необоснованным. Указывает, что выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на текущий год. Выплата компенсаций производится гражданам в порядке очередности подачи заявления.
В настоящее время финансирование средств на указанные социальные выплаты отсутствует, поэтому выплата истцу не произведена.
Взыскание с ответчика денежных средств приведет к двойному получению истцом компенсации и неосновательному обогащению истца.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы». Период реализации подпрограммы 2012-2013 гг.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Из материалов дела следует, что *** г. Ш., ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2 и ОАО *** «***» заключен кредитный договор, по условиям которого Банк предоставил Ш., ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2 для приобретения квартиры кредит в размере ***, под *** % годовых.
До 01 января 2014 г. предоставление истцу социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 г. № 617.
С 01 января 2014 г. социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы –Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (действовало на момент возникновения спорных правоотношений).
Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно п. 4 данного Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из п.п. 6, 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно п.п. 8.1, 9, 10 Положения предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Доводы истца о том, что он является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» ответчик не оспаривает.
Также ответчик не оспаривает доводы истца о наличии долга по выплате компенсации в сумме *** *** копеек, за период с сентября *** г. по май *** г. Данные доводы подтверждаются справкой ГКУ АО «Благовещенское УСЗН».
При указанных обстоятельствах, суд считает, что истец вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме *** *** копеек, за период, указанный в иске.
Недостаточное финансирование расходов для выплаты указанной компенсации, наличие иных граждан, имеющих право на предоставление данной выплаты, не являются основаниями для отказа в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки, так как каждый гражданин-участник программы имеет равные права на получение компенсации при прочих равных условиях, без какого-либо предпочтения.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В то же время, суд считает, что истцом избрана неправильная формулировка способа защиты права, учитывая, что обязанности по производству аналогичных выплат ответчик имеет перед другими лицами. Средства для выплат предоставляются из областного бюджета, при равных правах получателей выплаты. В связи с этим выплаты должны производиться в порядке очередности исполнения заявленных требований, поэтому на ответчика следует возложить обязанность произвести выплату истцу.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию ***.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» произвести выплату Ш. за счет средств бюджета Амурской области компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** г. за период с сентября *** г. по май *** г. – *** *** копеек.
Взыскать с ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в пользу Ш. в счет возмещения судебных расходов – ***.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца, исчисляя срок с *** г.
Судья
Решение в окончательной (мотивированной) форме принято ***2015 г.
Судья Бережнова