Петрозаводский городской суд Дело № 2-4058/31-2012 г.
г. Петрозаводск, ул. Красная, д.33
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 июля 2012 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Таут А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоскина Ю.Д. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы,
установил:
Федоскин Ю.Д. обратился в суд с требованиями к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании доплаты к трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, об обязании продолжить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы в размере <данные изъяты>% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он вышел в отставку с муниципальной службы. При этом ему была назначена доплата в размере <данные изъяты>% месячного должностного оклада, предусмотренная ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия». ДД.ММ.ГГГГ Администрация приостановила выплату надбавки, в ДД.ММ.ГГГГ поступила доплата за 7 месяцев из расчета <данные изъяты> в месяц. Решением сессии Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011г.№ 27/02-39 утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступивший в действие с 06.05.2011г. – с момента опубликования, которым изменен размер доплаты. Истец полагает применение указанных изменений к спорным правоотношениям за указанный период и далее неправильным, поскольку правоотношения между истцом и ответчиком возникли до принятия Закона №1388-ЗРК. Полагая, что придание обратной силы норме, ухудшающей его положение по сравнению с ранее действовавшей, недопустимо, истец просил возместить разницу в доплате между выплаченным и полагающимся из расчета <данные изъяты>% за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать доплату в размере <данные изъяты>% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.
В судебном заседании стороны не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истец в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против вынесения по делу заочного решения, ответчик полагает иск необоснованным.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
С введением в действие с 1 января 1997 года Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996г. № 160-ЗРК данным законодательным актом в пределах предоставленных Республике Карелия как субъекту Российской Федерации полномочий муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающим трудовую пенсию по старости, была гарантирована ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета (ст.ст. 17 и 32 Закона). Размер данной доплаты ограничивался 80 процентами месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а срок ее выплаты определялся сроком, на который назначена трудовая пенсия (ст. 17 Закона).
С 13.08.2007г. правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 N 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418 в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.
Согласно ч. 2 названной статьи ежемесячная доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячная доплата составляла 55 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков, при этом сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов его месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законом Республики Карелия от 28 мая 2010 № 1388-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия», внесены изменения в ст. 11, согласно которым в части 2 слова "Сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты" заменена словами "Размер ежемесячной доплаты"; статья дополнена частью 5 - «Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.".
Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым, при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.
Решением сессии Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011г.№ 27/02-39 утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа (далее – Порядок…), вступивший в действие с 06.05.2011г. – с момента опубликования.
В судебном заседании установлено, что Федоскин Ю.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ уволен с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, и, имея стаж муниципальной службы более 20 полных лет, на основании ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» через Администрацию Петрозаводского городского округа получал ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города от ДД.ММ.ГГГГ № в размере <данные изъяты> процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Доплата производилась на основании распоряжений главы самоуправления города в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа.
В дальнейшем доплата начислялась:
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп., за ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>. за каждый месяц, а всего за указанный период <данные изъяты>.,
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, исходя из <данные изъяты>% от оклада по должности начальника отдела, установленного вышеупомянутым Порядком….
Изложенные обстоятельства следуют из материалов дела: трудовой книжки истца, выписки о движении по счету истца, представленных им суду, и не оспаривается ответчиком.
В обоснование выплаты доплаты в размере <данные изъяты>% за спорный период Администрация Петрозаводского городского округа ссылается на распространение норм вышеупомянутого Порядка…. на правоотношения, возникшие с 01 октября 2010 года.
Действительно, пунктом 2 решения, утвердившего Порядок… его действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 октября 2010 года. А пунктом 3 установлено, что размер ежемесячной доплаты, установленный в соответствии с настоящим решением, не может быть меньше размера ежемесячной доплаты, установленного на ДД.ММ.ГГГГ
Формулировка в части размера доплаты воспроизводит ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. № 1107-ЗРК, где под устанавливаемым размером доплаты понимается его процентное выражение - «размер ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
На ДД.ММ.ГГГГ размер доплаты, установленный истцу составлял <данные изъяты>% от оклада, и не изменялся ввиду отсутствия механизма реализации прав на ее получение, устанавливаемого муниципальным правовым актом.
Норма Закона РК от 24.07.2007г. № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК), устанавливая иной принцип исчисления размера доплаты и предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера, по методу правового регулирования является диспозитивной, и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению.
Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права.
Внесением в Устав указанных изменений орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, но не принял соответствующий механизм его реализации, в том числе, в отношении тех муниципальных служащих, которые приобрели такое право на основании ранее действовавшего законодательства.
Пробел в правовом регулировании в период с внесения изменений в ст. 56 Устава до введения в действие Порядка… не может умалять ранее возникшее право истицы.
Поэтому суд не усматривает препятствий для применения норм закона РК от 12.10.2009г. № 1326 –ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» в части расчета размера доплаты по аналогии, как регулирующего сходные правоотношения, с учетом положений ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ», согласно которой в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
Таким образом, учитывая, что правоотношения с истцом возникли до указанной даты (ДД.ММ.ГГГГ), следует признать, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на него не распространяется исчисление размера доплаты по вновь утвержденным процентным ставкам. Поскольку право на получение доплаты ранее им установлено и не утрачено в рамках действовавшего в спорный период правового регулирования, это означает, что законодатель муниципального образования принял на себя определенное социальное обязательство.
Утверждение же им в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права, в любом случае не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иной подход означал бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение и умаляющему ранее возникшее право, что недопустимо как в силу Конституции РФ, так и в силу правовых подходов, выраженных Конституционным Судом РФ и Европейским Судом по правам человека.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой ст. 1 и ст. 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу "Праведная против Российской Федерации" и от 25 октября 2005 года по делу "Юрий Романов против Российской Федерации").
Поэтому, рассматривая исковое требование истца с точки зрения его объема, применительно к ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, применяемой по аналогии на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, суд учитывает, что ст. 12 ГК РФ в качестве способов защиты права предусмотрены как признание права, так и изменение правоотношения, и возмещение убытков.
Истец имеет стаж, установленный как в ч. 1 ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. №1107-ЗРК в ред. закона от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК, так и ст. 56 Устава муниципального образования.
Процентное выражение установленной ему надбавки не превышает установленный законом максимальный предел, иной размер доплаты, установленный Порядком к рассматриваемым правоотношениям на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, по мнению суда, по вышеизложенным причинам неприменим, при этом ранее приобретенное право ответчик не оспаривал.
Размер указанной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь включительно составляет <данные изъяты> руб. с учетом оклада по должности, занимаемой на день прекращения муниципальной службы (<данные изъяты>, а за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб. с учетом оклада по должности, занимаемой на день прекращения муниципальной службы (начальника отдела) <данные изъяты> месяцев, что в части расчета не оспорено ответчиком.
Убытками истца, в соответствии со ст. 15 ГК РФ, являются неполученные доходы в виде разницы между доплатой к пенсии за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, исчисленной из расчета <данные изъяты>% от оклада, и фактически начисленной в сумме <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, исчисленной из расчета <данные изъяты>% от оклада, и фактически начисленной – из расчета <данные изъяты>% от оклада в сумме <данные изъяты>. Всего в размере <данные изъяты>.
Определяя период взыскания, суд учитывает, что социальное обязательство по выплате доплаты в рамках нового правового регулирования законодательством субъекта муниципальной и гражданской службы, было принято муниципальным образованием внесением изменений в Устав, вступивших в силу с 10.09.2010г. Оно же изменено введением в действие Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступившим в действие с 06.05.2011г.
Названным Порядком…. исключена зависимость размера доплаты от изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), что соответствует принципу регулирования доплаты как дополнительного вида пенсионного обеспечения, закрепленному ч. 2 ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК).
Однако, сохранив прежние основания назначения доплаты, представительный орган установил минимальный и максимальный размеры доплаты – соответственно <данные изъяты>% и <данные изъяты>% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, тогда как ранее ее размеры составляли от <данные изъяты>% до <данные изъяты>%.
Вместе с тем, фактически размер доплаты в денежном выражении увеличен вследствие исключения ее зависимости от размера пенсии по старости. Поэтому, при условии распространения действия положений Порядка… на будущее время с даты введения в действие, он не противоречит принципам правового регулирования, и подлежит применению по отношению к истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с указанным суд отклоняет требования истца о взыскании разницы в доплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и об обязании ответчика к выплате доплаты из расчета <данные изъяты>% от оклада с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере <данные изъяты>.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198, 234, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Федоскина Ю.Д. <данные изъяты>. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд РК заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене решения суда.
Судья Н.Н.Тарабрина