Дело № 2а-2366/24-2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федоренко Виталия Андреевича к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что Федоренко Виталий Андреевич, на основании решения Управления по делам миграции МВД Карелии от 24.07.2002 был признан вынужденным переселенцам, а также 29.10.2003- поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в качестве члена семьи ФИО9, своей матери, которая умерла 09.02.2009. На заседании Рабочей группы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы от 15.12.2017 было решено отказать Федоренко В.А.в предоставлении государственного жилищного сертификата в связи тем, что дата постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях 29.10.2003, когда Миронова С.С.первоначально подавала документы, не может быть сохранена за Федоренко В.А., так как он является членом семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Считает данное решение незаконным, нарушающим его право на жилище, просит признать незаконным решение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 25.12.2017 об отказе Федоренко В.А. в предоставлении государственного жилищного сертификата о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения в качестве вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшении жилищных условий по основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством».
В судебном заседании административный истец не присутствовал, извещен надлежащим образом, его представитель Казаков С.А. административный иск поддержал в полном объеме, пояснил, что его доверитель состоял на учете, как нуждающийся в жилом помещении. Поставлен был на учет, как член семьи, вместе с матерью. Однако когда он обратился за выдачей сертификата, ему было отказано, так как после смерти матери, очередь начинается сначала. С данным решением они не согласны, считают, что очередь за Федоренко В.А. должна быть сохранена, так как перенос очередности на получение сертификата, нарушает права доверителя.
Представитель административного ответчика, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях представитель административного ответчика поясняла, что Федоренко В.А. вместе с матерью, как член семьи, являясь вынужденными переселенцами, встали в очередь, как нуждающиеся в жилом помещении в 2003 году. На тот момент, Федоренко В.А. было 18 лет. Когда подошла очередь выдачи сертификата, Министерство узнало, что в 2009 году скончалась его мать, и Федоренко В.А. стал самостоятельным субъектом данных правоотношении. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации считает, что раз он стал самостоятельным субъектом, то срок получения сертификата будет исчисляться с 2009 года, а не с 2003 года.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, копию учетного дела вынужденного переселенца, суд приходит к следующим выводам.
Суд, учитывая выбранный заявителем способ защиты нарушенных прав, принимает решение исключительно по заявленным требованиям.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что Федоренко В.А., на основании решения Управления по делам миграции МВД Карелии от 24.07.2002 был признан вынужденным переселенцам, а также 29.10.2003- поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в качестве члена семьи ФИО10., своей матери, которая умерла 09.02.2009.
Решением Рабочей группы Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы от 15.12.2017 было отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата Федоренко В.А. в связи с тем, что в отношении категории граждан, признанных установленным порядком вынужденными переселенцами, федеральным законодательством не предусмотрен переход права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (в том числе с учетом сохранения даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений (улучшении жилищных условий)) в случае смерти (гибели) самого обладателя данной федеральной льготы, а именно Мироновой С.С.
В силу статьи 46 ч.1 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 и. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 п. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных данным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицу признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение.
В силу указанных в статье 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее Закон) обстоятельств вынужденный переселенец нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого названный Закон РФ, определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1,4, 5, 6, 7 и 8).
В силу п. 2 ст. 7 Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года № 845 утверждено Положение «О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» (далее Положение) действовавшее на момент постановки на учет ФИО11 в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии п. 37 указанного Положения, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев, в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 38 указанного Положения, для принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и предъявляет необходимый пакет документов, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Согласно п. 39 Положения, решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
Согласно п. 42 Положения предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты постановки на учет нуждающихся.
Порядок предоставления социальных выплат на приобретении жилого помещения вынужденным переселенцам установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила). Государственным заказчиком основного мероприятия является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. При этом списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в хронологической последовательности, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается учетным делом вынужденного переселенца, Федоренко В.А. был признан вынужденным переселенцем 24.07.2002 в составе семьи с матерью ФИО12. 29.10.2003 решением жилищной комиссии семья ФИО13., являясь вынужденными переселенцами, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 09.02.2009 ФИО14. умерла.
Статус вынужденного переселенца у Федоренко В.А. имеется, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца АГ №0024519. Согласно справке Пудожского городского поселения Федоренко В.А. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 29.10.2003, на 01.06.2009 номер очереди 717.
Согласно материалам учетного дела Федоренко В.А. ежегодно обращался с заявлениями в Министерство строительства РК на получение жилищного сертификата в 2011-2018 г.г.
При этом как вынужденный переселенец жильем ФИО15. и член ее семьи Федоренко В.А. не были обеспечены, статус вынужденного переселенца он не утратил, в сводных списках Министерства строительства РК состоит на учете на получение жилищного сертификата как вынужденный переселенец.
Таким образом, судом установлено, что право на получение жилого помещения (государственного жилищного сертификата) возникло у Федоренко В.А. с 29.10.2003 и не было реализовано до настоящего времени.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Федоренко В.А. подлежат удовлетворению.
Довод административного ответчика о том, что в отличие от категорий граждан - участников Основного мероприятия, указанных в подпунктах «а», «е», «з» пункта 5 Правил, в отношении категории граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами федеральным законодательством не предусмотрен переход права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (в том числе, с учетом сохранения даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Улучшении жилищных условий) в случае смерти (гибели) самого обладателя данной федеральной льготы, судом не принимается, так как прямого запрета на указанное правопреемство ФЗ- «О вынужденных переселенцах», Правила не содержат.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, вынужденных переселенцев, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений после смерти участника основного мероприятия, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения с первоначальной даты поставки на учет. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, при этом исходит из того, что статус вынужденного переселенца административному истцу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 29.10.2003, был присвоен 24.07.2002, снятие с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи со смертью участника основного мероприятия- ФИО16., не свидетельствует об утрате права состоять на учете в качестве нуждающегося с даты первоначальной постановки на учет.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Федоренко Виталия Андреевича удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 25.12.2017 об отказе Федоренко Виталию Андреевичу в предоставлении государственного жилищного сертификата о предоставлении социальных выплат на приобретение жилого помещения в качестве вынужденного переселенца, нуждающегося в улучшении жилищных условий по основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством».
Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в пользу Федоренко Виталия Андреевича расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2018