Дело № 2-244/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 января 2015 года г. Бугульма РТ
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фроловой И.Н.,
при секретаре Абрамовой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джафаровой Н.Т. к исполнительному комитету муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района РТ о признании права собственности на жилой дом и прекращении права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Джафарова Н.Т. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты>4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ года по договору купли-продажи приобрела квартиру № в четырехквартирном одноэтажном жилом доме по адресу: <адрес> Фактически же принадлежащий ей объект недвижимого имущества обладает признаками жилого дома – отдельный вход, прилегающий земельный участок, хозяйственные постройки. Признание права собственности на свое жилое помещение как жилой дом необходимо ей для регистрации права собственности и оформления прав на земельный участок.
В судебном заседании Джафарова Н.Т. поддержала свои исковые требования, пояснив суду, что дом изначально реально разделен на четыре самостоятельных помещения с отдельными входами. Система отопления, водоснабжения в доме единая. Одна часть дома – квартира № уже признана отдельным домовладением. Проект межевания земельного участка подготовлен.
Представитель ответчика - исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района РТ К.В. Бажитова в суд не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, направила в суд заявление о признании иска ответчиком, указав, что правовые последствия признания иска ответчику известны.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика собственники других помещений того же дома Горюнова Н.Н., Ишков М.А., Ишкова Т.А., Саубанова Р.Х. в суд не явились.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, а признание иска ответчиком – не подлежащим принятию как не соответствующее требованиям закона..
Согласно статье 16 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.12.2015), к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено из объяснений истца и представленных суду документов, что Джафарова Н.Т. является собственником жилого помещения – квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на основании договора купли- продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года, регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ года за №№
Согласно техническому паспорту на жилой дом № по ул.<адрес> дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки состоял на балансе домоуправления № и состоял из четырех квартир с отдельными входами с улицы.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года жилой дом № не был передан в ведение МУП «Департамент ЖКХ» по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, квартира № этого дома выделена в отдельное домовладение – жилой дом № по <адрес>, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года за Горюновой Н.Н.,
В целях оформления прав на земельный участок истец просит прекратить за ней право собственности на квартиру и признать право собственности на жилой дом, полагая, что принадлежащее ей жилое помещение обладает признаками индивидуального жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., что отражено в техническом паспорте, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года
Суд не может признать заявленные исковые требования основанными на действующем законодательстве.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе, такие виды объектов капитального строительства, как:
объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;
жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Поэтому наличие отдельного выхода на земельный участок само по себе не является критерием, отличающим индивидуальный жилой дом от многоквартирного.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно выписке из ЕГРПН и ответу БТИ на судебный запрос, остальные помещения жилого дома №24 являются квартирами, в доме имеется общее имущество – системы отопления о водоотведения. Соответственно, жилой дом №24 не утратил признаки многоквартирного жилого дома.
Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Как следует из материалов дела, дом по указанному выше адресу содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент, коммуникации, следовательно, жилой дом является многоквартирным.
В материалах настоящего дела имеются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в которых содержатся сведения о том, что жилое помещение, принадлежащее истцу, а также иные жилые помещения дома (квартиры 2 и 3), зарегистрированы как объекты права в качестве квартир.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Поскольку Джафарова Н.Т. в рамках избранного способа защиты не представила доказательств нарушенных прав и законных интересов, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска, при этом ссылка истца о нарушении ее прав в части невозможности приобретения в собственность земельного участка, прилегающего к дому, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, относится к общему имуществу дома, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме.
В силу статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения и следует судьбе права собственности на квартиру. Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правом принимать решение о пределах пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, принятие решения о передаче в пользование общего имущества отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что Джафарова Н.Т. является собственником квартиры № в многоквартирном доме. Остальные собственники иных квартир данного многоквартирного дома не высказали своего согласия относительно возможности изменения правового статуса жилого дома и порядка использования земельного участка под многоквартирным жилым домом, что не лишает их права на совершение действий, предусмотренных статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с приведенными правовыми нормами Джафарова Н.Т. не вправе без согласия остальных собственников решать вопрос о выделе доли в общем имуществе, в том числе в порядке признания за ней права собственности на отдельный жилой дом, поскольку такие требования предполагают выдел доли из общего имущества собственников многоквартирного дома, а само по себе принадлежащее ей жилое помещение признаками индивидуального жилого дома не обладает.
В связи с тем, что признание иска ответчиком не основано на нормах закона и повлечет нарушение прав третьих лиц, основания для его принятия судом отсутствуют. В удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Джафаровой Н.Т. в удовлетворении иска к исполнительному комитету муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района РТ о признании права собственности на жилой дом и прекращении права собственности на квартиру.
Копию решения направить ответчику и третьим лицам для сведения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Верховный Суд РТ путем подачи жалобы через Бугульминский городской суд РТ.
Судья подпись И.Н. Фролова
Копия верна.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>