Дело № 2-71/2014
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации09 апреля 2014 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Яшиной Л.А.,
при секретаре Шероновой Е.А.,
с участием истца Гавриловой Н.Г.,
представителя ответчика администрации МО СП Новлянское Селивановского района Владимирской области Бурлак Н.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельные требования, Гаврилова С.А. и Гаврилова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Красная Горбатка дело по иску
Гавриловой Н.Г. к администрации муниципального образования сельское поселение Новлянское Селивановского района Владимирской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Гаврилова Н.Г. обратилась в Селивановский районный суд с иском к администрации муниципального образования сельское поселение Новлянское Селивановского района Владимирской области о признании права собственности на жилой дом общей площадью 55,8 кв. м, в том числе, жилой - 36,9 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. В заявлении указано, что истец является единственным наследником по завещанию после смерти ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, своевременно обратившимся к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования. Наследственное имущество после смерти ФИО6 состоит из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, приобретенных по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ею оформлены права на принадлежащий наследодателю указанный земельный участок. Однако, в связи с тем, что ФИО6 при жизни без получения соответствующего разрешения была проведена реконструкция жилого дома, истец лишена возможности оформить наследственные права на указанное имущество.
В судебном заседании истец Гаврилова Н.Г. поддержала исковые требования, подтвердила приведенные в исковом заявлении доводы и дополнительно пояснила, что в настоящее время она не может зарегистрировать свои права на жилой дом, поскольку наследодателем при жизни без соответствующих разрешений была проведена реконструкция спорного жилого дома. Она, являясь наследником после смерти бывшего супруга ФИО6 по завещанию, получила у нотариуса свидетельства о праве на наследство на земельный участок, расположенный в д. <адрес>, а также на денежные вклады и автомашину. Их с ФИО6 дети на наследство после смерти отца не претендуют.
Представитель ответчика заведующая отделом по работе с населением администрации муниципального образования сельское поселение Новлянское Бурлак Н.А. в судебном заседании исковые требования Гавриловой Н.Г. признала.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, оставляя разрешение спора на усмотрение суда.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Гаврилов В.А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Третьи лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Гаврилов С.А. и Гаврилов А.А. в судебном заседании исковые требования Гавриловой Н.Г. признали, пояснив, что им известно об открытии наследства поле смерти отца ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследником после смерти отца по завещанию является их мать Гаврилова Н.Г., хотя брак между родителями был расторгнут. Против оформления истцом наследства они не возражают.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Факт открытия наследства подтверждается свидетельством о смерти ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии наследственного дела № от ДД.ММ.ГГГГ Гаврилова Н.Г. является единственным наследником, своевременно обратившимся к нотариусу по поводу оформления наследства после смерти ФИО6, по завещанию, удостоверенному нотариусом Селивановского нотариального округа Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированному в реестре за № 1018, согласно которому ФИО6 все свое имущество, в том числе всю причитающуюся ему долю в праве собственности на земельный участок и всю причитающуюся ему долю в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес> завещал своей жене Гавриловой Н.Г.
Несмотря на то, что в материалах дела имеется свидетельство о расторжении брака, согласно которому брак между ФИО6 и Гавриловой Н.Г. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, толкуя дословно завещание ФИО6, суд считает, что в момент удостоверения завещания его воля была направлена на завещание всего принадлежащего ему имущества жене Гавриловой Н.Г., не иной жене, с которой бы он состоял в браке на день смерти, и не иному человеку с таким же именем и отчеством. Завещание не содержит никаких отлагательных условий, предусмотренных волеизъявлением наследодателя при определении наследника своего имущества, в связи с чем, суд приходит к выводу, что наследодатель имел намерение завещать все свое имущество Гавриловой Н.Г. независимо от расторжения брака в будущем. Данное завещание не отменено и не изменено после расторжения брака с Гавриловой Н.Г.
В настоящее время часть наследственного имущества истцом оформлена в собственность, в том числе право собственности на земельный участок общей площадью 1681 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца и материалами дела: свидетельствами о праве Гавриловой Н.Г. на наследство по завещанию после смерти ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Наличие объекта недвижимости подтверждается выполненными Меленковским филиалом ГУП Владимирской области Бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом и выпиской из технического паспорта на жилой <адрес> общей площадью 55,8 кв. м, в том числе жилой 36,9 кв. м, с инвентарным номером №, с указанием, что жилой дом Лит. А самовольно переоборудован, произведена самовольная реконструкция холодной пристройки под жилую пристройку Лит. А1 площадью 28,6 кв. м, входящая в общую площадь дома. Собственником указан ФИО6 на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО7 и ФИО6, согласно которому ФИО7 продал ФИО6, принадлежащий ему на праве собственности земельный участок площадью 1681 кв. м и размещенный на нем жилой дом, находящийся в д. <адрес>. Копии указанного договора купли-продажи и передаточного акта имеются в материалах дела.
Из справки, представленной администрацией муниципального образования сельское поселение Новлянское Селивановского района на основании похозяйственной книги № №, лицевой счет № № за ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ФИО6 на момент его смерти ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Совместно с ним на момент его смерти по данному адресу проживал и был зарегистрирован его сын ФИО4
В судебном заседании установлено, что дети ФИО6, являющиеся наследниками по закону первой очереди после его смерти, на наследство не претендуют, оформлять свои права не желают, согласны с оформлением прав на наследство за матерью Гавриловой Н.Г., на которую отцом было составлено завещание. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями Гаврилова С.А., пояснениями и заявлением Гаврилова А.А., а также заявлением Гаврилова В.А., согласно которому он знает об открытии наследства после смерти отца ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследство не принимал, принимать и оформлять свои права на наследство не желает. Также ему известно об оформлении наследства и выдаче свидетельств о праве на наследство на имя Гавриловой Н.Г., оспаривать их не намерен.
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о регистрации прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Также в судебном заседании установлено, что при жизни ФИО6 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес>, был самовольно переоборудован путем реконструкции холодной пристройки под жилое помещение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» самовольная постройка не может быть включена в наследственную массу.
Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной управлением архитектуры и градостроительства администрации Селивановского района, следует, что самовольно выстроенная пристройка к жилому дому (Литер А-1, прихожая, жилая, санузел, кухня общей площадью 28,6 кв. м), расположенному по адресу: <адрес>, соответствует действующим техническим регламентам и не представляет угрозы здоровью и безопасности граждан.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что самовольно возведенные жилые помещения составляют единое целое с жилым домом, суд полагает обоснованным признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 55,8 кв. м, в том числе жилой 36,9 кв. м, в состав которого входят самовольно пристроенные помещения общей площадью 28,6 кв. м за Гавриловой Н.Г., как за наследником по завещанию после смерти ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 193, ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
исковые требования Гавриловой Н.Г. к администрации муниципального образования сельское поселение Новлянское Селивановского района Владимирской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Гавриловой Н.Г. <данные изъяты> право собственности на одноэтажный жилой дом общей площадью 55,8 кв. м, в том числе жилой 36,9 кв. м, инвентарный номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Яшина
а