Дело № 2-321/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 15 июня 2017 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Коноваленко Л.В.,
при секретаре Злобиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Классена В.Н. к Отделению МВД России по Красногорскому району Алтайского края, Министерству финансов РФ, Министерству внутренних дел РФ о возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Классен В.Н. обратился в суд с иском к ОтдМВД России по Красногорскому району Алтайского края, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда в размере 120 000 рублей за содержание в ненадлежащих условиях в ИВС ОМВД России по Красногорскому району АК, указав, что в период с мая 2009 года по май 2010 года, в связи с привлечением к уголовной ответственности он неоднократно доставлялся в ИВС ОтдМВД России по Красногорскому району, где находился в условиях, не отвечающих требованиям закона и унижающим его достоинство, что причинило ему нравственные и физические страдания, влекущие возмещение морального вреда.
К ненадлежащим условиям он относит:
- размер жилой зоны камеры, в которой он содержался, по площади не соответствовал количеству содержащихся в ней лиц, санитарная норма площади в размере 4 кв.м. на одного человека грубо нарушалась.
- отсутствовала вытяжная вентиляция, в камере было душно, от недостатка свежего воздуха начинались головные боли, физическое недомогание.
- освещение в камере было очень тусклое, от чего у него появлялись боли в глазах, доступу естественного дневного освещения препятствовало устройство окон, поскольку вместо решеток на окнах были вмонтированы трубы большого диаметра,
- в камере отсутствовал бак для питьевой воды, шкаф для продуктов питания, вешалки для одежды, радиоточка, уборочный инвентарь,
- камеры находились в антисанитарных условиях, водились клопы, мыши тараканы, меры по проведению дезинфекции в помещении камер не предпринимались.
-стены в камерах были серые, ремонт не проводился в течение продолжительного времени.
-средства личной гигиены, мыло, туалетная бумага не выдавались,
- не предоставлялась возможность принять душ, отсутствовала горячая вода,
- отсутствовал экран приватности на санитарном узле, санитарный узел располагался в углу камеры в непосредственной близости от обеденного стола и был огорожен от жилой зоны одной кирпичной перегородкой приблизительно 1 метр высотой. Туалет приходилось посещать на глазах у сокамерников и надзирателей.
Таким образом, Классен В.Н. был помещен в невыносимые условия содержания под стражей, был подвергнут бесчеловечному, унижающему достоинство обращению. Подобные условия содержания вызывали у него унижение и страдания, что нарушало его права, предусмотренные ст. 3 Европейской конвенции по правам человека и ст. 21 Конституции Российской Федерации.
Определением Красногорского районного суда Алтайского края от 10.04.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД России.
В судебном заседании истец отсутствует, находится в местах лишения свободы, дополнительных пояснений и доказательств суду не представил, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом заблаговременно.
Ответчики Отделение МВД России по Красногорскому району, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, Министерство внутренних дел РФ, третье лицо не заявляющее самостоятельных исковых требований на стороне ответчика Главное Управление Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
В представленном суду отзыве, представитель ответчика Министерства финансов РФ- Кузнецов А.Г. выразил свое несогласие с требованиями истца, поскольку полномочия по содержанию органами внутренних дел задержанных и ( или) заключенных под стражу лиц, находящихся а изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование возложены на Министерство внутренних дел в силу п.43 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016г. № 699 « Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел РФ», и реализуется им в соответствии с законодательством РФ. По указанным основаниям Министерство финансов РФ не могло причинить какой- либо вред гражданину временно заключенному под стражу и содержащемуся в изоляторе временного содержания. Кроме того Министерство внутренних дел РФ осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором ( администратором) доходов бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ. Министерство финансов РФ является только исполнителем судебных актов, предъявляемых к органам госвласти в порядке их подведомственности, под которые Министерство финансов РФ выделяет органам госвласти денежные средства в указанных размерах, а взыскание денежных средств за компенсацию морального вреда должно производиться с Министерства внутренних дел РФ, как с главного распорядителя бюджетных средств и лица, причинившего вред, в случае предоставления истцом доказательств существенных нарушений действиями сотрудников МВД РФ условий его содержания в изоляторе временного содержания, причинившие нравственные страдания и вред его здоровью.
Представитель ответчика ОтдМВД России по Красногорскому району Алтайского края- начальник Бакалов Е.В. в представленном суду отзыве относительно доводов искового заявления указал, что в период содержания Классена В.Н. в ИВС ОтдМВД России Красногорского района в камерах имелись раковины для мытья посуды, рук, к раковинам подведен центральный водопровод с краном. Имелись унитазы металлические, смыв нечистот производился при открытии крана центрального водопровода, канализация центральная. На момент содержания истца санитарный узел был огорожен от камеры стеной 1.10 метра. В камере отсутствовала горячая вода, однако в ИВС имелся металлический чайник с горячей водой, вода представлялась спецконтингенту по требованию. При утреннем обходе ежедневно проверялось техническое состояние камер, выявленные недостатки устранялись незамедлительно. В указанный период времени в ИВС имелся достаточный запас постельного белья, одеяла, матрацы, подушки. Данные вещи выдавались по поступлении в ИВС по нормам. Граждане содержались в камерах по количеству металлических кроватей. Камеры были оборудованы лампами дневного и ночного освещения без плафонов. Помещение камер и имевшаяся в них мебель были выполнены из металла и бетона в соответствии с предъявляемыми требованиями. В камерах имелись деревянные вешалки, бак для питьевой воды и иное имущество, предусмотренное техническим регламентом. На момент содержания Классена В.Н. индивидуальные принадлежности предоставлялись по письменным заявлениям граждан, заявления о выдаче подшивались в материалы личных дел. В камерах отсутствовала радиоточка, в связи с отсутствием технической возможности ее оборудования в Красногорском районе. В ИВС отсутствовал санпропускник и дезинфекционная камера, записи о состоянии здоровья делались в медицинском журнале при водворении в ИВС сотрудниками ОВД.
Прогулки контингента и проветривание камер проводились ежедневно, при проветривании применялась вытяжная система, находится в исправном состоянии. Мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в ИВС проводились на постоянной основе на основании заключенных договоров. Для содержания инфекционно больных в ИВС по приказу закреплена камера № 1, лица, страдающие данной категорий заболеваний, содержались отдельно от больных, ежедневно проводились мероприятия по кварцеванию помещений. Имеется лампа УФЛ. Питание спецконтингента осуществлялось на основании договоров в СПО «Красногорский общепит», трехразовое горячее. За период содержания, от Классена В.Н. жалоб на условия содержания не поступало.
Представители ответчика МВД России и третьего лица не заявляющего самостоятельных исковых требований на стороне ответчика ГУ МВД РФ по Алтайскому краю Логинова Ю.И. в представленном отзыве указала на то, что доказательств, подтверждающих, что истец в установленном законом порядке обжаловал действия ( бездействие) сотрудников ИВС им не представлено, доводы истца о причинении ему нравственных страданий, а также то, что он содержался под стражей в ненадлежащих условиях не доказаны. Недостаточное выделение денежных средств из федерального бюджета на реконструкцию и капитальный ремонт ИВС могло послужить тому, что условия содержания в ИВС могли не соответствовать требованиям действующего законодательства, в связи с чем вина должностных лиц ИВС в причинении вреда истцу в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС отсутствует. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Минфин РФ, поскольку им производится исполнение судебных актов и не за счет средств, выделенных главному распорядителю для осуществления своей деятельности.
В силу требований ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст.3 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г.Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№1]» (Подписан в г.Париже 20.03.1952), «Протоколом №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г.Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом №7» (Подписан в г.Страсбурге 22.11.1984)) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указано: следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (пункт 15).
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (далее Закон №103-ФЗ).
Согласно ст. 4 Закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 7 Закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно ст. 9 Закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В соответствии со ст. 13 Закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
В силу ст. 15 Закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Статьей 23 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в соответствии с которыми в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской ФедерацииВ соответствии с п. 42,43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005г. №950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование. Бритвенные принадлежности (безопасные бритвы либо станки одноразового пользования, электрические или механические бритвы) выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе с разрешения начальника ИВС в установленное время не реже двух раз в неделю. Пользование этими приборами осуществляется этими лицами под контролем сотрудников ИВС.
Согласно п. 44, 45 для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС). Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В силу п. 47 Правил, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
В силу п. 48 Правил при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
В силу п. 126 Правил объем и порядок проведения дезинфекционных мероприятий определяется специалистами медико-санитарных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинским работником ИВС в соответствии с санитарными правилами. Дезинфекция проводится силами дезинфектора ИВС, а при необходимости - силами специальной дезинфекционной службы. Обработке подвергаются медицинский изолятор, а также камера, из которой был изолирован больной.
Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере (п. 130, п. 133 Правил).
Как установлено судом, Классен В.Н.содержался в ИВС ОТД МВД России по Красногорскому району с 14.05.2009г. по 15.05.2009г. с 25.08.2009г. по 04.09.2009г., с 28.12.2009г. по 31.12.2009г., с 08.02.2010г. по 11.02.2010г., что подтверждается книгой учета лиц содержащихся в ИВС, журналом учета лиц, содержащихся в ИВС по камерам. Итого осужденный содержался в ИВС Отд МВД по Красногорскому району 20 дней.
Истец указывает, что во время пребывания в ИВС, администрацией учреждения не соблюдались нормы наполняемости подозреваемых и обвиняемых в одной камере, вместе с тем как следует из журнала учета лиц, содержащихся в ИВС по камерам, в период с 14.05.2009г. по 15.05.2009 Классен В.Н. содержался в камере №2, при этим всего в камере содержалось три человека. С 25.08.2009г. по 28.08.2009г. Классен В.Н. содержался в камере №3 один. С 29.08.2009г. по 30.08.2009г. содержался в камере №3, всего в камере находилось два человека.
Сведений о том в какой камере содержался Классен В.Н. в период с 28.12.2009г. по 31.12.2009г., с 08.02.2010г. по 11.02.2010г. и соблюдались ли в указанные периоды нормы наполняемости камер в материалах дела не имеется.
Из представленных в материалы дела технических паспортов за 2009 и 2010г. следует, что помещение ИВС эксплуатируется с 1992года, количество камер 4, с лимитом мест на 11 человек, площадь камер 12 кв.м.
Таким образом, в период содержания Классена в ИВС нормы наполняемости лиц, содержащихся в одной камере, были соблюдены, на одного человека приходилось не менее 4 кв.м., довод истца в указанной части судом отклоняется как необоснованный.
Также из технических паспортов следует, что во всех камерах имеется санитарный узел, приточно- вытяжная вентиляция, санитарный пропускник в помещении ИВС отсутствует.
Таким образом, доводы Классена о том, что в период его содержания в ИВС отсутствовала вентиляция и он испытывал недостаток свежего воздуха, являются необоснованными и надуманными, своего подтверждения в судебном заседании не нашли, в этой связи судом отвергаются.
В силу СП 12-95 естественное освещение в камерах следует принимать согласно требованиям СНиП. 17.11 Естественное освещение в камерах, палатах, карцерах, изоляторах, медицинских изоляторах следует принимать согласно требованиям СНиП II-4-79. При этом отношении площади световых проемов этих помещений к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в ИВС и специальных приемниках должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине.
Стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих размеры оконных проемов в камерах ИВС., указанное свидетельствует о том, что довод Классена о несоответствии норм естественной освещенности в камерах ИВС заслуживает внимания, вместе с тем сведений о замерах искусственной освещенности в материалах дела также не имеется, в этой связи не может быть принят довод Классена как обоснованный о несоответствии освещения в камере нормам искусственной освещенности.
Довод Классена В.Н. о том, что ему не предоставлялись средства личной гигиены, также судом отвергается как необоснованный, поскольку в соответствии со ст. 23 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что средства индивидуальной гигиены выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе при отсутствии денежных средств на лицевых счетах. Высказывались ли Классеном В.Н. такие просьбы и имелись ли у него на счетах денежные средства доказательств в материалах дела не имеется.
В силу статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение исключительно по исследованным в судебном заседании доказательствам, бремя доказывания причинения Классену В.Н. нравственных страданий несоответствием условий содержания под стражей, предъявляемым законом требованиям в силу статьи 56 ГПК РФ лежит на истце, на суд не возложена обязанность по сбору доказательств, суд лишь содействует в их собирании на основании статьи 57 ГПК РФ по ходатайству стороны, для которой предоставление доказательств затруднительно.
Вместе с тем, ответчиком ОтдМВД России по Красногорскому району при рассмотрении дела не представлено доказательств о наличии, либо отсутствии в камерах ИВС бака для питьевой воды, шкафа для продуктов питания, вешалки для одежды и уборочного инвентаря, при этом подтвержден факт того, что радиоточка в камере отсутствовала. Сведений о проведении в камерах дезинфекции, санитарной обработки камер, отраженные в отзыве по иску начальником Отд МВД России по Красногорскому району, какими либо доказательствами не подтверждены, в этой связи указанные доводы Классена В.Н. заслуживают внимания как и доводы о несоответствии норм естественного освещения камер. Доводы истца о несоблюдении требований приватности на санитарном узле камеры судом отклоняются, поскольку о наличии перегородки в 1 метр истцом указано в самом исковом заявлении.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Установленные судом обстоятельства с учетом правовых позиций Европейского Суда по правам человека позволяют сделать вывод о том, что условия содержания заявителя под стражей были таковы, что причиняли страдания и лишения в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий лишению свободы, и являлись унижающим достоинство обращением, причиняя нравственные страдания истцу. На наличие физических страданий истец не ссылался.
Само по себе нарушение приведенных в решении правовых норм, регулирующих условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предполагает причинение истцу нравственных страданий, а вина государства заключается в необеспечении надлежащих условий содержания, в связи с чем суд находит, что истцу был причинен моральный вред и у истца имеется право на его компенсацию.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах, учитывая фактические обстоятельства дела, в том числе продолжительность периода содержания истца в ИВС, характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, требования разумности и справедливости, суд находит, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда является чрезмерно завышенным и приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 1500 рублей, поскольку находит такой размер в данном конкретном случае соответствующим характеру и степени причиненных истцу нравственных страданий и отвечающим требованиям разумности и справедливости.
Определяя надлежащего ответчика, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, в том числе должностных лиц службы исполнения наказаний, интересы Российской Федерации представляют главные распорядители средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Согласно пункта 100 Положения о Министерстве внутренних дела Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699, Министерство внутренних дел РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
В соответствии с п. 43 указанного Положения МВД РФ организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование;
С учетом вышеприведенных положений, обязанность по возмещению вреда, причиненного истцу, должна быть возложена на главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, то есть на Министерство внутренних дел РФ.
Руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1500 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░:
.
.
.
.
.