Определение суда апелляционной инстанции по делу № 11-23902/2012 от 23.10.2012

Судья: Щугорева А

Судья: Мордвина Ю.С.

гр. дело 11-23902

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

24 октября 2012 года                                                                                     г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.

и судей Шаповалова Д.В., Нестеровой Е.Б.

при секретаре Крупенченко И.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Травина О.А. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 12 июля 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Травина О.А. к Центральному таможенному управлению о включении в специальный стаж периодов работы в таможенных органах, перерасчете пенсии по выслуге лет с учетом районного коэффициента, судебных расходов  отказать».

 

УСТАНОВИЛА:

 

Травин О.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Центральному таможенному управлению, мотивируя свои требования тем, что осуществлял работу в таможенных органах на различных должностях, проходя службу в районах Крайнего Севера. 18.04.2011 г.  был уволен со службы и ему назначена пенсия по выслуге лет с применением районного коэффициента 1,4. После выезда из районов Крайнего Севера, пенсионными органами ЦТУ был произведен перерасчет пенсии Травина О.А. и пенсия по выслуге лет назначена без учета районного коэффициента, в связи с отсутствием необходимого стажа службы в районах Крайнего Севера (15 лет). Полагает, что ответчик необоснованно не включил в льготный стаж периоды работы с 09.02.1995 г. по 24.09.1995 г. в должности инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни; с 25.09.1995 г. по 16.10.1995 г. в должности инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга; с 17.10.1995 г. по 12.04.1996 г. в должности старшего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга; с 15.04.1996 г. по 04.05.1998 г. в должности ведущего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга. Просил суд включить вышеуказанные периоды работы в стаж службы в районах Крайнего Севера и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по выслуге лет.

Истец в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители ответчика возражали относительно удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам  апелляционной жалобы просит Травин О.А.

В заседание судебной коллегии Травин О.А. не явился, из материалов дела следует, что истец ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие 

Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчиков  Пастернак Н.Н., Леоненко Д.В., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ 23 «О судебном решении» от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;  нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Травин О.А. осуществлял работу в Таможенных органах РФ на различных должностях, проходя службу в районах Крайнего Севера.

С 01.09.1988 г. по 25.06.1993 г. истец обучался в Мурманском высшем инженерном морском училище на дневном отделении; с 09.02.1995 г. по 24.09.1995 г. проходил службу в должности инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни; с 25.09.1995 г. по 16.10.1995 г. в должности инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга; с 17.10.1995 г. по 12.04.1996 г. в должности старшего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга; с 15.04.1996 г. по 04.05.1998 г. в должности ведущего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни в звании инспектора таможенной службы 2 ранга; с 05.05.1998 г. по 19.10.2000 г. был переведен на службу по контракту; с 19.10.2000 г. по 30.11.2001 г. проходил службу в должности оперуполномоченного по ОВД оперативно розыскного отдела; с 30.11.2001 г. по 17.04.2005 г. в должности старшего оперуполномоченного по ОВД оперативно розыскного отдела; с 18.04.2005 г. по 18.04.2011 г. в должности заместителя начальника оперативно-розыскного отдела Мурманской таможни.

18.04.2011 г. истец был уволен со службы и ему назначена пенсия по выслуге лет с применением районного коэффициента 1,4.

После отъезда Травина О.А. из районов Крайнего Севера, размер выплачиваемой ему пенсии по выслуге лет был пересмотрен, пенсия начислена без повышающего коэффициента 1,4.

Согласно ответа заместителя начальника Главного финансово-экономического управления-начальника пенсионной службы (л.д.74-75), продолжительность службы Травина О.А. в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 11 мес. 13 дней. Периоды работы с 09.02.1995 г. по 04.05.1998 г.  включению в стаж не подлежат, так как в указанный период истец работал в Таможенных органах РФ в соответствии с КЗОТ  РФ, что не тождественно понятию «служба», содержащимся в Законе РФ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 68 ГПК РФ освобождает участвующих лиц от необходимости их дальнейшего доказывания.

Отказывая в удовлетворении требований Травина О.А., суд первой инстанции согласился с позицией ответчика, об  отсутствии оснований для сохранения прежнего размера пенсии по выслуге лет после отъезда истца из районов Крайнего Севера, в связи с отсутствием у последнего необходимого стажа службы. При этом суд указал, что работа в Таможенных органах РФ в период с 09.02.1995 г. по 04.05.1998 г. не может быть отнесена к понятию «служба».

Судебная коллегия находит вышеуказанные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на избирательном толковании норм материального права, без учета правового смысла совокупности правовых норм регулирующих вопросы пенсионного обеспечения сотрудников Таможенных органов РФ.

По смыслу статей 37 (часть 1) и 32 (часть 4) Конституции РФ служба в таможенных органах РФ, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления стажа к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель определил, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (статья 436 - в редакции, действовавшей до 1 сентября 1997 года, - Таможенного кодекса Российской Федерации (утвержден Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 года N 5221-1), абзац первый пункта 1 статьи 50 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

Статья 436 Таможенного Кодекса РФ впервые закрепила право должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на пенсионное обеспечение по нормам, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел  с 21 июля 1993 года (день вступления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, с указанной даты, служба в таможенных органах для реализации пенсионных прав работников, фактически была приравнена к военной службе, без каких либо исключений относительно оснований прохождения таковой для должностных лиц.  

Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.

Статей 1 Закона определён перечень лиц, на которых он распространяет свое действие и к которым с 1993 года приравнены должностные лица Таможенных органов РФ.

Отличительной особенностью указанной нормы является то обстоятельство, что все поименованные в ней категории лиц, приобретают право на пенсионное обеспечение в связи со службой по определённой должности (офицерского состава, прапорщиков, мичманов в Вооруженных силах РФ,  либо рядового и начальствующего состава других прямо указанных правоохранительных органов). 

При этом, на лиц осуществляющих трудовую деятельность на основании трудовых договоров в Вооруженных силах РФ, органах внутренних дел (гражданский персонал), указанный закон не распространяется.

Соответственно, ссылка  ответчика на то, что истец с 1995 года по 1998 год работал, а не служил, не может быть признана обоснованной, так как прировняв с 1993 года  должностных лиц таможенных органов к лицам проходящим военную службу, законодатель прировнял данную работу к службе.

Иное толкование указанных положений законодательства фактически приводило бы к игнорированию положений ст. 436 Таможенного Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 420 Таможенного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 1997 года, действовавшего в спорный период) должностными лицами Таможенных органов Российской Федерации могут быть только граждане Российской Федерации, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы Российской Федерации задачи.

Прием граждан Российской Федерации на работу в таможенные органы Российской Федерации в качестве должностных лиц этих органов осуществляется на контрактной основе.

Должностным лицам таможенных органов Российской Федерации присваиваются специальные звания. Специальные звания устанавливаются и порядок их присвоения утверждается Президентом Российской Федерации.

В силу ст. 421 Кодекса должностные лица таможенных органов Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Защита жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества членов семьи должностного лица Таможенного органа Российской Федерации от преступных посягательств в связи с исполнением этим должностным лицом своих служебных обязанностей гарантируется законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что принятое после 1993 года на работу в Таможенные органы РФ лицо, допущенное к исполнению трудовых обязанностей в качестве  должностного лица, с присвоением специального звания, в период своей деятельности исполняет служебные обязанности, соответственно проходит службу.  

Указанный вывод судебной коллегии, в том числе соответствует  п. 2 «Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы.

В указанном Положении, понятие «работа» приведено как дополнение к понятию «служба», а предлагаемое ответчиком и принятое судом первой инстанции толкование понятия «работа», для периода с 1993 по 1997 г., в принципе исключают возможность отнесения такового к службе в Таможенных органах РФ, что является недопустимым.

При этом, судебная коллегия учитывает, что ответчик не отрицает того факта, что спорный период включен Травину О.А. в выслугу лет.

Согласно ч. 1 ст. 48 Закона 4468-1, пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Часть вторая статьи 48 Закона, предусматривает в качестве льготы сохранение за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, при выезде их из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего районного коэффициента.

Данная норма направлена на защиту граждан, длительное время проходивших военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стимулирование их переселения из указанных районов и местностей. При этом законодателем при определении данной льготы отмечается срок службы именно в календарном исчислении.

Из материалов дела следует, что Травин О.А. с 25.09.1995 г. по 16.10.1995 г. проходил службу (работал) в Таможенных органах РФ в должности инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни; с 17.10.1995 г. по 12.04.1996 г. в должности старшего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни; с 15.04.1996 г. по 04.05.1998 г. в должности ведущего инспектора отдела таможенных расследований Мурманской таможни, т.е должности оперативного сотрудника и с присвоением специального звания с 25.09.1995 г.  инспектора таможенной службы  II ранга (приказ ГТК России 92-А, л.д. 35), соответственно указанные периоды должны быть включены в его стаж службы в районах Крайнего Севера.

 Период с 09.02.1995 г. по 24.09.1995 г. включению не подлежит, так как отсутствуют данные о присвоении Травину О.А. специального звания таможенной службы.

Таким образом, учитывая самостоятельно включенный пенсионным органом Центрального таможенного управления стаж работы истца в районах Крайнего Севера 12 лет 11 мес. 13 дней, а также определённый к включению судебной коллегией период с 25.09.1995 по 04.05.1998 г., у Травина О.А. образуется необходимый 15 летний стаж службы (работы) в районах Крайнего Севера, позволяющий сохранить за пенсионером, при выезде на новое постоянное место жительства размер пенсии, исчисленный с применением соответствующего районного коэффициента.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 12 июля 2012 г.  отменить, постановить новое решение, которым:

Удовлетворить исковые требования Травина О.А. к Центральному таможенному управлению частично.

Обязать Центральное таможенное управление включить в стаж службы (работы) Травина О.А. в Таможенных органах РФ в районах Крайнего Севера, периоды с 25.09.1995 г. по 04.05.1998 г. и обязать произвести перерасчет пенсии по выслуге лет,  сохранив размер пенсии, исчисленный с применением соответствующего районного коэффициента.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

 

 

Председательствующий

 

 

Судьи   

11-23902/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Отменить судебное постановление полностью, принять новое решение, 24.10.2012
Истцы
Травин О.А.
Ответчики
ЦТУ
Суд
Московский городской суд
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
24.10.2012
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее