Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1838/2021 ~ М-1143/2021 от 29.03.2021

КОПИЯ

70RS0004-01-2021-001536-11

Дело № 2-1838/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Порубовой О.Н.

при секретаре Несмеловой С.С.,

с участием:

истца Белова А.В.,

представителя истца Грезиной Н.Г. (доверенность от 11.02.2021 на срок 2 года),

представителя ответчика Странгуль Т.К. (доверенность от 13.11.2020 на срок 1 год),

помощника прокурора Советского района г. Томска Богдановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белова Александра Владимировича к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен аварийного,

УСТАНОВИЛ:

Белов А.В. обратился в суд с иском (с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ) к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 35,6 кв.м взамен аварийного жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>.

Также заявлено требование о возмещении судебных расходов в сумме 13879,20 рублей.

В обоснование иска, сославшись на положения ст.ст. 209, 279, ст. 32 ЖК РФ, истец указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии №1640 от 27.10.2015 и постановлением администрации города Томска от 06.11.2015 №1061 многоквартирный дом №203 был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем истцу поступило требование о сносе дома. Постановлением администрации Города Томска № 589 от 09.07.2018 жилые помещения в доме признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Распоряжением администрации Томской области № 345-ра от 30.05.2019 утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы, дом №203 по ул. Большая Подгорная включен в данную программу. Планируемый срок расселения до 31.12.2024. До настоящего времени мероприятия по сносу дома не произведены, вопрос о выплате истцам выкупной цены, либо предоставления другого жилого помещения в собственность не разрешен.

В судебном заседании Белов А.В. его представитель Грезина Н.Г. требования поддержали с учетом уточнений.

Представитель ответчика в судебное заседание требования истца не признала, пояснила, что спорный объект недвижимости включен в Региональную адресную программу, срок расселения до 2024 г., на сегодняшний день с учетом финансирования не представляется возможности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение взамен аварийного.

Помощник прокурора дала заключение, в котором полагала, что иск подлежит удовлетворению, при этом судебные расходы подлежат возмещению частично, так расходы по выдаче доверенности не подлежат удовлетворению, а расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 6000 рублей.

Заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В ч. 4 ст.15 ЖК РФ закреплено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. Соответствующая правовая позиция нашла отражение в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Для применения приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, необходимо установить соблюдение предварительной процедуры: как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Судом установлено, что Белову А.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, кадастровый , общей площадью 35,6 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2021.

Заключением Межведомственной комиссии администрации г. Томска от 27.10.2015 № 1640, многоквартирный <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Томска № 1061 от 06.11.2015 «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельное постановление администрации города Томска» многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию Ленинского района г. Томска возложена обязанность совместно с комитетом по жилищной политике администрации г. Томска в срок не позднее 31.12.2018 принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях в многоквартирных домах.

Требованием Главы администрации Ленинского района г. Томска от 25.02.2016 № 540/04 истцам, было предложено в течение 6 месяцев после получения требования произвести совместно с другими собственниками снос многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации города Томска №589 от 09.07.2018 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» постановлено изъять для муниципальных нужд, в том числе и жилое помещение – <адрес> в <адрес>.

Жилой дом №203 по Московскому тракту включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы», утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 30.05.2019 №345-ра «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы» со сроком расселения до 2024.

03.02.2020, 16.02.2021 истец обращался в администрацию Лениского района города Томска с требованием изготовить проект соглашения об изъятии жилого помещения с предоставлением другого равнозначного жилого помещения.

Из ответа администрации Ленинского района г. Томска от 11.03.2021 № 01-18/819ж следует, что срок расселения спорного дома планируется к 31.12.2024, для обеспечения безопасности проживания до начала расселения истцам было рекомендовано воспользоваться правом на обеспечение маневренного фонда.

Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

При этом п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" содержит правило, в соответствии с которым в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Как установлено судом, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, был признан аварийным, включен в областную адресную программу «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 года», в связи с чем, истец по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения. При этом оба способа возмещения подлежат осуществлению в рамках областной адресной программы.

Из материалов дела следует, что заявляя исковые требования об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого, истцы тем самым указали на свой выбор способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение – <адрес> состоит из двух комнат, общая площадь жилого помещения составляет 35,6 кв.м.

Учитывая, что истцу на праве собственности принадлежит квартира, расположенная в жилом доме признанном аварийным и подлежащим сносу, включенным в региональную адресную программу, в виду отсутствия со стороны ответчика доказательств, что истцу ранее предоставлялось другое жилое помещение взамен изымаемого, но они от него отказались, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Довод представителя истца о том, что срок расселения аварийного дома установлен до 31.12.2024, а потому у истцов отсутствует право на получения жилья внеочередном порядке, суд находит несостоятельным, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено и ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что жилые помещения в спорном многоквартирном доме представляют опасность для жизни и здоровья жильцов по причине его аварийного состояния.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Поскольку истцам предоставляется благоустроенное жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому, жилой дом, в котором находится спорное жилое помещение, является непригодным для проживания, что исключает возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, право собственности истцов на спорное жилое помещение подлежит прекращено в силу ст. 235 ГК РФ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В связи с изложенным, в пользу истца подлежат возмещению расходы в размере 2479,10руб.: 300,00 руб. – расходы по уплате государственной пошлины (чек-ордер от 01.03.2021), 100,00 руб. – расходы по удостоверению копии технического паспорта, 930,00 руб. – расходы на за получение сведений из ЕГРН (чек-ордер №22 от 01.03.2021, №23 от 01.03.2021), 810,00руб. – расходы на получение сведений о зарегистрированных правах (чек-ордер №72 от 22.04.2021, №73 от 22.04.2021), 339,10руб.-почтовые расходы (кассовый чек от 25.03.2021, кассовый чек от 25.03.2021).

Рассматривая требование заявителя о взыскании расходов на оформление нотариальной доверенности на представителя в сумме 1 400 руб., суд полагает требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Из представленной в дело доверенности 70 АА 1509700 от 11.02.2021 на срок 2 года не следует, что она выдана в целях представления интересов истца только по настоящему гражданскому делу, данная доверенность предоставляет неограниченный объем полномочий по представлению интересов истца по иным вопросам, не связанным с рассмотрением конкретного дела.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (абз. 2 п. 1); в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п. 11).

При этом разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 постановления Пленума N 1).

Как следует из материалов дела, интересы истца Белова А.В. в ходе рассмотрения дела представляла представитель Грезина Н.Г., действующая на основании доверенности 70АА №1509700.

Факт оплаты услуг представителя в сумме 10000,00 руб. сомнений у суда не вызывает и подтверждается: договором оказания юридических услуг от 10.02.2021, распиской от 10.02.2021.

Руководствуясь ст.ст. 94, 98, 100 ГПК РФ, разъяснениями постановления Пленума N 1, принципом разумности и справедливости, учитывая количество судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца, категорию дела, объем представленных доказательств, суд считает необходимым уменьшить заявленную ко взысканию сумму оплаты юридических услуг с 10 000, 00 руб. до 6 000,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 35,6 ░░. ░., ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>11 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>11.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>11.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 8479,10 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.05.2021.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-1838/2021 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░

2-1838/2021 ~ М-1143/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белов Александр Владимирович
Богданова Надежда Николаевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Другие
Странгуль Татьяна Константиновна
Грезина Наталья Георгиевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Порубова О.Н.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2021Передача материалов судье
01.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2021Подготовка дела (собеседование)
19.05.2021Подготовка дела (собеседование)
19.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021Дело оформлено
14.12.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее