Дело № 2-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2016 года г.Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Прокофьевой И.М.,
При секретаре Тереховиче М.Н.
рассмотрев материалы гражданского дела по иску Леонтьева Юрия Юрьевича к администрации Питкярантского муниципального района, Министерству образования Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Леонтьев Ю.Ю. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать истца была лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, а отец ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что закрепленная за ним квартира, расположенная по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания, в связи с чем просит включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
В судебное заседание истец Леонтьев Ю.Ю., надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, своего представителя в суд не направил.
Представитель ответчика - администрации Питкярантского муниципального района Тихонова Н.М., действующая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что истец не относится к детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не состоял. Жилое помещение, закрепленное за истцом, было признано непригодным для проживания только в 2014г., т.е. основание для включения истца в список на момент достижения возраста более, чем 23 года.. Истец не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения на общих основаниях.
Представитель ответчика Министерства образования РК в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. В отзыве на исковое заявление указали, что Министерство формирует единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании сведений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия. В списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о Леонтьеве Ю.Ю. отсутствуют. Информация от администрации Питкярантского муниципального района в Министерство о включении в список не поступала.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития РК в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В отзыве на исковое заявление указали о несогласии с заявленными требованиями, поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес>, по результатам обследования межведомственной комиссией внесен в реестр аварийных домов, подлежащих расселению и проведению капитального ремонта. Истец достиг 23-летнего возраста, в связи с чем в настоящее время не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До достижения 23 лет истец не обращался о включении в список, уважительных причин пропуска срока для обращения о включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставил.
Представитель 3-го лица администрации Питкярантского городского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика АПМР, заключение органа опеки и попечительства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В силу положений ст.ст.7,38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержалась ранее в ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
С 01.01.2013 г. законодательством Российской Федерации установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В частности, Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013), п. 6 ст. 3 Закона РК от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013), под. 2 п. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК (в редакции, действующей с 01.01.2013) орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При этом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов не только принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключают договоры найма специализированных жилых помещений, но и предоставляют уполномоченному органу сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (под. 4 п. 2 ст. 4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК).
До 31 декабря 2015г. формирование списка осуществлялось Министерством образования Республики Карелия в соответствии с приказом МО РК от 12.02.2013г. № 133 «О мерах по реализации ч.6 ст.3 Закона РК от 28.11.2005г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…».
Постановлением Правительства РК от 15.12.2015г. № 411-П к полномочиям Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия отнесено формирование списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.6 ст.3 Закона РК от 28.11.2005г. № 921-ЗРК.
Положения ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ предусматривают, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа указанных норм права следует, что юридически значимыми для настоящего спора обстоятельствами, которые должен установить суд, являются: относится ли истец к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец закрепленное жилое помещение; состоит ли на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что мать истца – Леонтьева Т.В. - решением Питкярантского городского народного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав.
Решением Питкярантского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ, отец истца – Леонтьев Ю.М. был лишен родительских прав.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления управляющей поселковой администрации Харлу, Леонтьев Ю.Ю. был определен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании п.3 ст. 60 ЖК РФ за ним закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Из объяснений представителя органа опеки и попечительства Красильниковой С.А. следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., до достижения 18-летнего возраста, находился в Питкярантском детском доме №, в последующем вернулся в <адрес> на постоянное место жительства.
Сведений об обучении истца в каких-либо учебных заведения после достижения 18-летнего возраста в материалах дела не имеется.
С момента возвращения в <адрес> Леонтьев Ю.Ю. в закрепленном за ним жилом помещении не жил, намерений вселяться в квартиру не имел, поскольку вместе с девушкой проживал в другом жилом помещении.
Леонтьев Ю.Ю. жилых помещений в собственности не имеет, участия в приватизации не принимал.
Согласно данным администрации Харлуского сельского поселения от 21.09.2015 в квартире <адрес> Леонтьев Ю.Ю. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
По заключению межведомственной комиссии от 03.07.2009 года №, дом <адрес> требует капитального ремонта для возможности дальнейшего проживания в нем квартиросъемщиков, внесен в реестр аварийных домов, подлежащих расселению и произведению капитального ремонта.
Из заключения по обследованию технического состояния здания – дома <адрес> от ноября 2012 года усматривается, что общее состояние жилого дома оценивается как ветхое, нормальная эксплуатация невозможна, капитальный ремонт на данной стадии экономически нецелесообразен.
Постановлением администрации Харлуского сельского поселения от 01.08.2014 года №, жилой 2-х этажный, 8-ми квартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан ветхим.
Таким образом, Леонтьев Ю.Ю. относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет закрепленное жилое помещение, которое до ДД.ММ.ГГГГ не признано непригодным для проживания. При этом до достижения 23 лет ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями к ответчику об обеспечении жилым помещением в порядке ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после пребывания в детском доме истец не обращался.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом истец не лишен возможности на защиту своих жилищных прав в порядке ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что занимаемое им жилое помещение признано непригодным для проживания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Леонтьева Юрия Юрьевича к администрации Питкярантского муниципального района, Министерству образования Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Прокофьева
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 05.02.2016 года