РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2020 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы
в составе председательствующего судьи Грибовой М.В.,
при секретаре Перепечко С.С., с участием представителя административного истца Волохова В.П., представителя административного ответчика Скиперского А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-283/2020 по административному исковому заявлению Сокольской Н.В. к Управлению Росреестра по городу Москве о признании незаконным решения по приостановлению государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение, обязании осуществить государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Сокольская Н.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по городу Москве о признании незаконным решения по приостановлению государственной регистрации права общедолевой собственности на нежилое помещение, обязании осуществить государственную регистрацию права, мотивируя требования тем, что она является собственником квартиры № ****, расположенной по адресу: ****, в связи с чем, 18.11.2019 обратилась в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на расположенное в подвале указанного многоквартирного дома нежилое помещение с кадастровым номером ****, имеющее адресные характеристики: **** (подземная автстоянка). 29.11.2019 Управлением Росреестра по г. Москве было принято решение о приостановлении государственной регистрации права в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об отнесении объекта к общему имуществу многоквартирного дома. Административный истец полагает, что указанное решение является необоснованным, просит признать решение Управления Росреестра по г. Москве от 29.11.219 года незаконным, обязать осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером ****, расположенное по адресу: ****
Представитель административного истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против предъявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав предполагает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Положениями ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Сокольская Н.В. является собственником квартиры №****, расположенной по адресу: ****
18.11.2019 Сокольская Н.В. обратилась в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на расположенное в подвале указанного многоквартирного дома нежилое помещение с кадастровым номером ****, имеющее адресные характеристики: ****. Объект представляет собой подземную автостоянку.
29.11.2019 Управлением Росреестра по г. Москве было принято решение о приостановлении государственной регистрации права в связи с отсутствием в ЕГРН сведений об отнесении объекта к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****.
Указанные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при предоставлении документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Управлением осуществляется правовая экспертиза документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
По смыслу и содержанию Закона о недвижимости, государственная регистрация осуществляется на основании документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.
В связи с чем, ответственность за подлинность и достоверность документов, а также полноту сведений, в них содержащихся, лежит на лицах их предоставивших, либо органа выдавших представленные для регистрации документы.
Как следует из материалов дела, Сокольская Н.В. обратилась за регистрацией права долевой собственности в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ****.
Так, в рамках рассмотрения заявления Сокольской Н.В. от 18.11.2019 была проведена правовая экспертиза представленных документов.
По итогам проведения правовой экспертизы было принято решение о приостановлении регистрации права поскольку, исходя из представленного пакета документов, в качестве документа - основания для проведения действий был представлен Протокол №**** общего собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: **** по вопросу определения статуса нежилого помещения с кадастровым номером **** на предмет его отнесения к общему имуществу многоквартирного дома и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении данного нежилого помещения.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
При этом, пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех его участников (п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ - далее ГК РФ).
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, собственники должны договариваться о составе общего имущества многоквартирного дома через принятие решений на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 46 ЖК РФ издан Приказ Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
Из анализа вышеуказанного Приказа следует, что по итогам проведения общего собрания собственников помещений должны быть приняты (изданы) в письменном виде решение собственников помещений и протокол, причем в соответствии с пунктом 20 Приказа решение собственников помещений должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей (п.п. 11,12,13,20).
Кроме того, согласно ч. 1.1 ЖК РФ необходимо направлять копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Причем орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
В Москве органом государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция г. Москвы (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 336-ПП).
Согласно представленному Протоколу № **** в его состав включены пять приложений: реестр собственников помещений в многоквартирном доме (приложение № 1); сообщение о проведении общего собрания (приложение № 2); реестр вручения сообщений о проводимом собрании; список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на собрании (приложение № 3); копии документов из состава документации.
Однако, согласно описи документов от 18.11.2019, принятых на регистрацию, Реестр вручения сообщений о проводимом собрании и Список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на собрании (приложение № 3) не были представлены в Управление в составе пакета документов.
Таким образом, административным истцом нарушены нормы Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, поскольку административным истцом не были представлены надлежащие документы, подтверждающие волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, государственным регистратором было обращено внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрены полномочия Росреестра самостоятельно вносить в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве собственности на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, собственников жилых помещений при государственной регистрации прав собственности на жилые помещения в многоквартирном доме, а также государственным регистратором было отмечено то обстоятельство, что в настоящее время в кадастре недвижимости отсутствуют сведения об отнесении указанного нежилого помещения к общему имуществу многоквартирного дома.
Как следует из материалов реестрового дела (****), поступившего по запросу суда, Сокольской Н.В. не устранены замечания, указанные в уведомлении Управления Росреестра по г. Москве, в связи с чем 02.03.2020 в проведении регистрационных действий ей было отказано.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что Сокольской Н.В. в Управление Росреестра по г. Москве не были представлены все необходимые документы для регистрации права общей долевой собственности, а также не устранены замечания, указанные в уведомлении от 29.11.2019, суд приходит к выводу, что Управление Росреестра по г. Москве правомерно приостановило государственную регистрацию права общей долевой собственности в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение иска, по делу не установлено.
Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу, что уведомление Управления Росреестра по г. Москве от 29.11.2019 о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****, вынесено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Сокольской Н.В. к Управлению Росреестра по городу Москве о признании незаконным решения по приостановлению государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение, обязании осуществить государственную регистрацию права - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.
Судья М.В. Грибова
Мотивированное решение суда изготовлено 28 августа 2020 года