ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 сентября 2020 года г. Тула, ул. Марата д.162-а
Судья Пролетарского районного суда г. Тулы Большова Е.В.,
с участием
помощника прокурора Пролетарского района г.Тулы Панченко Т.Ю.,
представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Автоколонна № 1135» по доверенности Алпатова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении производство № 5-830\2020 предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 1135», ИНН №, юридический адрес: <адрес>,
установил:
прокуратурой Пролетарского района г. Тулы во исполнение задания прокуратуры города Тулы совместно с отделом ... проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в ходе которой в деятельности ООО «Автоколонна № 1135» выявлены нарушения закона.
Постановлением заместителя прокурора Пролетарского района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Автоколонна № 1135» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Как следует из вышеуказанного постановления ДД.ММ.ГГГГ в 10 час.00 мин. на автостанции «...», в деятельности ООО «Автоколонна № 1135», выявлены нарушения норм законодательства, а именно на транспортном средстве, используемом ООО «Автоколонная № 1135» для перевозок пассажиров и багажа – автобусе марки ..., государственный номер №, на задней правой двери отсутствует стекло, в салоне демонтировано сиденье, предусмотренные конструкцией транспортного средства, задний авариный выход не исправен, не открывается. Таким образом, ООО «Автоколонна № 1135» совершено осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, путем выпуска на линию транспортного средства, техническое состояние которого не отвечает предъявляемым требованиям, что свидетельствует о проведении ненадлежащего предрейсового контроля. Таким образом, в действиях юридического лица – ООО «Автоколонна № 1135» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11.23 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Автоколонна № 1135» по доверенности Алпатов Р.А. вину Общества в предъявленном нарушении признал, в содеянном раскаялся. Дополнительно пояснил, что в настоящее время Обществом предпринимаются меры к устранению нарушений. При назначении наказания просил учесть финансовое положение юридического лица, осуществляющего социально-значимую деятельность, связанную с перевозкой пассажиров по муниципальным маршрутам с предоставлением льгот по оплате проезда для отдельных категорий жителей Тульской области.
Помощник прокурора Пролетарского района г.Тулы Панченко Т.Ю. в судебном заседании поддержала доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушению.
Судья, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Частью 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса.
При этом, согласно примечанию 2 к названному положению статьи понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 24 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ч. 2 ст. 2 вышеназванного Федерального закона).
Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами указаны в ст. 3.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Постановлении Правительства РФ от 27.02.2019 № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (далее - Постановление Правительства № 195).
Так Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195 утверждено временное (до 01.01.2021) Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Согласно п. 4 названного Положения лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и/или перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.
Лицензирование деятельности осуществляется Ространснадзором (его территориальными органами) (п. 2).
Положением определены, в том числе, обязанности лицензиата, перечень грубых нарушений лицензионных требований и порядок осуществления лицензионного контроля.
Так, согласно правилам п. 7 Постановления Правительства РФ от 27.02.2019 № 195, лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:
а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы лицензиата;
б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей непосредственно индивидуальным предпринимателем;
в) для осуществления коммерческих перевозок использовать автобусы лицензиата, сведения о которых указаны в договорах обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, заключенных лицензиатом со страховщиком в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;
г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
е) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;
ж) обеспечивать в случае стоянки автобусов лицензиата по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществление такой стоянки автобусов лицензиата на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
з) передавать сведения о пассажирах и персонале (экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и соответствующих согласно статье 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предъявляемым при осуществлении коммерческих перевозок и (или) перевозок автобусами лицензиата для его собственных нужд профессиональным и квалификационным требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации, имеющих национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» (для граждан Российской Федерации) или международное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории «D» (для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка);
к) соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата, анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»;
м) проводить предусмотренные порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации, стажировки водителей автобусов лицензиата;
н) обеспечивать проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно п. 38 указанного Постановления, к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д», «з» - «к» и «н» пункта 7 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
В соответствии с п. 9 Приказа Минтранса России от 08.08.2018 № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее по тексту – Порядок), при проведении контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения».
Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
В соответствии с пунктами 24, 25, 27, 28 Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить безопасность транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров и грузов в процессе эксплуатации.
Для выполнения перевозок пассажиров и грузов необходимо использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения.
В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 утверждены Правила дорожного движения, которые устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 1.3 вышеуказанных Правил участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Обязанность лицензиата осуществлять предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автобусов установлена подпунктом «д» пункта 7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195.
Как установлено подпунктами 2 и 3 пункта 10 Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.2018 № 296, при проведении указанного контроля, помимо прочего, должны быть проверены исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства замков дверей кузова или кабины, а также наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства стекол.
Пунктом 27 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7, предусмотрено, что транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния.
Пунктом 38 названного Положения нарушение указанных требований отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении указанного юридического лица дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ, поскольку указанное нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных правил.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час.00 мин. на автостанции «...», в деятельности ООО «Автоколонна № 1135», выявлены нарушения норм законодательства, а именно на транспортном средстве, используемом ООО «Автоколонна № 1135» для перевозок пассажиров и багажа – автобусе марки ..., государственный номер №, на задней правой двери отсутствует стекло, в салоне демонтировано сиденье, предусмотренные конструкцией транспортного средства, задний авариный выход не исправен, не открывается.
Факт совершения и вина ООО «Автоколонна № 1135» в инкриминируемом правонарушении подтверждается достаточной совокупностью допустимых, относимых и достоверных доказательств к которым относятся: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, справкой, путевыми листами, правоустанавливающими документами, объяснениями.
У судьи отсутствуют основания сомневаться в достоверности отраженных в протоколе об административном правонарушении сведений, поскольку он составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.
Указанные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными, так как они по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в работе ООО «Автоколонна № 1135» при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта допущены грубые нарушения условий, предусмотренных лицензией, не относящихся к случаям, предусмотренным статьей 11.23 КоАП РФ,
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о том, что исследованные доказательства в совокупности свидетельствуют о наличии вины ООО «Автоколонна № 1135» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Признание вины и раскаяние в содеянном, судья относит к обстоятельствам смягчающим административную ответственность.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При назначении наказания судья учитывает общественный характер совершенного правонарушения.
Принимая во внимание, что в случае продолжения эксплуатации ООО «Автоколонна № 1135» вышеуказанного транспортного средства, при осмотре и обследовании которого выявлены нарушения транспортного законодательства, создается реальная опасность для жизни и здоровья граждан, а доказательств тому, что названные неисправности устранены, не представлено, судья в соответствии с санкцией ч. 4 ст.14.1.2 КоАП РФ и с учетом положений ст.ст. 3.12, 4.1 КоАП РФ приходит к выводу о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности ООО «Автоколонна № 1135» путем запрета эксплуатации автобусе марки ..., государственный номер №, на срок 90 (девяносто) суток.
Судья не находит оснований для применения к ООО «Автоколонна № 1135» менее строгого наказания.
В силу ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 14.1.2, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 1135», ИНН №, юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 1135», ИНН №, юридический адрес: <адрес> наказание в виде административного приостановления деятельности путем запрета эксплуатации на срок 90 (девяносто) суток автобуса марки ..., государственный номер №.
Срок административного наказания исчислять с 15 часов 50 минут ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ постановление подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить обществу с ограниченной ответственностью «Тульская транспортная компания» право ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Отдел автотранспортного и автодорожного надзора по Тульской области Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Тульский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья