Дело № 2-8634/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года адрес
Симоновский районный суд адрес в составе судьи Соболевой М.А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Эльмиры Рафилевны к ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании страховой премии, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Григорьева Э.Р. обратилась с иском к ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании страховой премии, штрафа, мотивируя свои требования тем, что 26 ноября 2020 года между Григорьевой Э.Р. и адрес заключён договор о предоставлении кредита по программе «Потребительский кредит» в размере сумма сроком на 60 месяцев с уплатой 9,90 % годовых. Также, между Григорьевой Э.Р. и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» заключён договор страхования № L0302/545/58249390 от 26.11.2020 г. по программе «Гарантия Плюс 2», согласно которому страховая сумма на дату заключения договора составила сумма, а страховая премия - сумма В связи с досрочным погашением кредита Григорьева Э.Р. обратилась с заявлением о расторжении договора страхования и возврате страховой премии. Вместе с тем, 09.03.2021 года письмом № 8372-8373/19945 в удовлетворении требований истца было отказано.
Истец Григорьева Э.Р. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении иска извещена.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении иска извещен.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу требований ст. 1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Как следует из положений ст. 927 ГК РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Пунктом 1 статьи 934 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
В силу ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (статья 969). Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов. Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
Пунктом 1 статьи 943 названного кодекса установлено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Судом установлено, что 26 ноября 2020 года между Григорьевой Э.Р. и адрес заключён договор о предоставлении кредита по программе «Потребительский кредит» в размере сумма сроком на 60 месяцев с уплатой 9,90 % годовых.
Кроме того, 26 ноября 2020 г. между Григорьевой Э.Р. и ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» заключен договор страхования (полис-оферта добровольного страхования жизни и здоровья № L0302/545/58249390 «Гарантия Плюс 2»).
Сумма страховой премии по договору составила сумма, срок действия договора страхования – 60 месяцев.
Договор страхования заключен на основании Правил добровольного страхования жизни и здоровья.
Отметка о вручении истцу Правил страхования имеется в заключенном между сторонами договоре страхование, что подтверждается собственноручной подписью Григорьевой Э.Р. в Договоре страхования.
В связи с досрочным исполнением обязательств по кредитному договору, Григорьева Э.Р. направила страховщику заявление о расторжении договора страхования о возврате страховой премии.
До настоящего времени страховая премия не возвращена.
В силу ч. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент заключения.
При этом все существенные условия Договора страхования, предусмотренные п. 2 ст. 942 ГК РФ были соблюдены и указаны в Договоре страхования:
О застрахованном лице;
О страховом случае;
О размере страховой суммы;
О сроке действия.
Таким образом, Григорьева Э.Р. добровольно, в силу ст. ст. 1, 9 ГК РФ действуя в своем интересе, по своему усмотрению, заключила указанный Договор страхования, согласившись с его условиями. Между сторонами было достигнуто согласие по всем существенным условиям.
В п. 1 Указания ЦБ РФ от 20.11.2015 г. N 3854/У установлен определенный срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования с полным возвратом страховой премии - в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Материалы дела не содержат сведений о том, что истец в указанный срок обращался с заявлением об отказе от договора страхования.
Согласно статье 958 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью (пункт 1).
При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 названной статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное (пункт 3).
Следовательно, в силу свободы договора и возможности определения сторонами его условий (при отсутствии признаков их несоответствия действующему законодательству и существу возникших между сторонами правоотношений) они становятся обязательными как для сторон, так и для суда при разрешении спора, вытекающего из данного договора.
Исходя из условий страхования в их взаимосвязи следует, что возможность наступления страхового случая, срок действия договора страхования и размер страховой выплаты не зависят от досрочного возврата кредита и от суммы остатка по кредиту, выгодоприобретатель по договору не установлен.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что досрочное погашение кредита не прекращает действие договора страхования в отношении заемщика и не предусматривает возврат страховой премии на основании пункта 1 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку договор страхования не прекратился по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации, то в силу пункта 3 указанной статьи при отказе застрахованного лица от договора страховая премия возвращается лишь в том случае, если это предусмотрено договором.
В силу абзаца второго п. 3 ст. 958 ГК Российской Федерации при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии с разделом 11 Договора страхования, страховая премия в случае досрочного исполнения кредитных обязательств возврату не подлежит.
Указанные условия не ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом. Как указывалось выше абзац 2 п. 3 ст. 958 ГК Российской Федерации, не предусматривает возврат страховой премии при досрочном отказе страхователя от договора страхования, если договором не предусмотрено иное. Поскольку иное договором страхования не предусмотрено, правовых оснований для возврата страховой премии по мотивам отказа застрахованного лица от договора не имеется.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований о взыскании страховой премии, штрафа надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Григорьевой Эльмиры Рафилевны к ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» о взыскании страховой премии, штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца.
Судья М.А. Соболева