РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2015 года
с. Шебалино Дело № 2-288/2015
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи З.Н. Раднаевой,
при секретаре О.А. Мишкиной,
с участием прокурора -
помощника прокурора Шебалинского района Д.М. Шадеева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в установленные им сроки и внести плату по данным расчетам в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «Шебалинский район»,
установил:
Заместитель прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шебалинский районный суд с требованием к МБОУ «Мало-Чергинская ООШ» об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в установленные им сроки и внести плату по данным расчетам в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «Шебалинский район».
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой произведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в части своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой в деятельности МБОУ «Мало-Чергинская ООШ» выявлены существенные нарушения Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно информации Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, не предоставлены на согласование в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и не внесены соответствующие платежи. Указанное повлекло нарушение принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, установленного ФЗ «Об охране окружающей среды», недополучение бюджетами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, МО «Шебалинский район» денежных средств, что в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия. Невыполнение ответчиками требований законодательства нарушает также и права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.
Прокурором сделаны также ссылки на положения Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344, Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204, Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2007 года № 400.
В судебное заседание ответчик МБОУ «Мало-Чергинская ООШ», извещенный надлежащим образом, своего представителя не направил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительно пояснив, что негативное воздействие на окружающую среду со стороны ответчика вызвано эксплуатацией принадлежащих ему на праве собственности транспортных средств и иных объектов воздействия на окружающую среду.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Основным законом гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (ст. 42).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. При этом негативное воздействие на окружающую среду определено как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды – как поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде – как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (ст. 1 закона).
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. При этом к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Порядком предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Аналогичные положения закреплены пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных 26.01.1993 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.
В соответствии с п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 перечисление средств (платы за загрязнение окружающей природной среды) осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Предоставление расчета и внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду на основании п. 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204, а также п. п. 1, 2 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» осуществляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Таким образом, субъектами внесения соответствующей платы за негативное воздействие на окружающую среду являются все хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием, в том числе коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления. При этом, по смыслу Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» суммы платы, вносимые данными субъектами, напрямую зависят от вида и фактического объема загрязнения окружающей среды, определяемого исходя из нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих лимитов.
Анализируя правовую природу платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 г. № 284-О пришел к выводу, что эти платежи, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются индивидуально-возмездными компенсационными платежами, устанавливаемыми на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Мало-Чергинская ООШ» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность юридических лиц осуществляется на основе презумпции экологической опасности такой деятельности и принципа запрещения хозяйственной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Из данной нормы можно сделать вывод, что любая хозяйственная деятельность является потенциально опасной, а обязанность доказывания экологической безопасности лежит на лице, заинтересованном в ее дальнейшем осуществлении.
Поскольку ответчик – МБОУ «Мало-Чергинская ООШ» по смыслу действующего природоохранного законодательства является хозяйствующими субъектом – природопользователем, он должен периодически производить расчеты и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и ее территориальных подразделений в части, касающейся ограничения негативного воздействия на окружающую среду, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
В соответствии с приложением № 6 к Федеральному закону от 30.11.2011г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2015 годов» главным администратором дохода бюджета в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В материалах дела имеется письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик не представил расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующую плату не внес.
На основании ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 %, в бюджет Республики Алтай – по нормативу 40 %, в бюджет муниципального образования «Шебалинский район» – по нормативу 40 %.
Суд считает, что деятельность ответчика, осуществляемая без произведения платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушает интересы Российской Федерации, Республики Алтай и муниципального образования «Шебалинский район», что выражается в недополучении соответствующими бюджетами сумм, являющихся статьями формирования их доходов, и, как следствие, невозможности направления соответствующих денежных средств на финансирование государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий негативного воздействия, проведению природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие ответчика противоречит принципу всеобщности конституционной обязанности сохранять природу и окружающую среду, порождает неравенство между субъектами экологических отношений, и нарушает права граждан и неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую обстановку.
Суд при разрешении возникшего спора по существу исходит из того, что обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц на основании ст. 45 ГПК РФ в данном случае обосновано, а потому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ взысканию с МБОУ «Мало-Чергинская ООШ» в доход бюджета муниципального образования «Шебалинский район» подлежит государственная пошлина за рассмотрение судом искового заявления неимущественного характера в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» об обязании произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в установленные им сроки и внести плату по данным расчетам в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «Шебалинский район», удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» <данные изъяты> произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ согласовать их с Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в установленные им сроки и внести по ним соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду в пользу Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «Шебалинский район».
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мало-Чергинская основная общеобразовательная школа» <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета муниципального образования «Шебалинский район».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Шебалинский районный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Федеральный судья З.Н. Раднаева