дело №12-15/2017
РЕШЕНИЕ
пгт Пряжа 24 апреля 2017 года
Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Ощепков Д.А., при секретаре Ивановой О.В., с участием Медведевой А.А., и ее представителя Семенника О.М., действующего на основании доверенности, рассмотрев материалы дела по жалобе Медведевой А.А. на постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Л. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Медведевой А.А., <данные изъяты>,
установил:
постановлением начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Л. от ДД.ММ.ГГГГ Медведева А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
С указанным постановлением не согласна Медведева А.А. по тем основаниям, что в её действиях отсутствует состав какого-либо правонарушения, а действия по порче земельного участка вызваны действиями других виновных лиц. Просит постановление отменить.
В отзыве на жалобу руководитель Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Щ. просит оставить постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Л. от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, жалобу Медведевой А.А. без удовлетворения.
В судебном заседании Медведева А.А. и её представитель Семенник О.М., действующий на основании доверенности, жалобу поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в ней. Просили постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Л. от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. Факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ заявителем и ее представителем не оспаривались. На день выявленного административного правонарушения Медведева А.А. являлась собственником земельного участка.
Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебном заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, и обстоятельства, установленные административным органом.
В соответствии с положениями ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране земель от негативного воздействия.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя Руководителя Управления № от ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела организации земельного надзора Р. проведено административное обследование объекта земельных отношений - земли сельскохозяйственного назначения - с кадастровым номером №, расположенного на территории <адрес>. В рамках проведения административного расследования установлено, что Медведева А.А. приобрела у администрации <данные изъяты> поселения на торгах указанный земельный участок площадью 40 га под строительство зверофермы. Согласно кадастровой выписке ФГБУ ФКП по РК, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный <адрес>, снят с государственного кадастрового учета. Из данного земельного участка образованы два земельных участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – под строительство зверофермы с кадастровыми номерами № и №, которые с ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на праве собственности Медведевой А.А. При визуальном осмотре земельных участков установлено, что на северной части участка с кадастровым номером №, справа от дороги (точка навигатора №?) расположены насыпи щебня, песка и песчано-гравийной смеси. Часть участка перекрыта щебнем. По дороге на запад по участку, с правой стороны (точка навигатора №?), выявлено перекрытие части участка иным почвенным грунтом (песок, перемешанный с древесными остатками, а также камнями), четко выражен переход рельефа участка. На земельном участке с кадастровым номером № выявлено складирование валунов (точка навигатора №?). Таким образом, при проведении административного обследования указанных земельных участков усматривались признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ. Однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Заместителя руководителя Управления № от ДД.ММ.ГГГГ органом государственного контроля проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой помимо установленных сведений установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный <адрес>, приобретен Медведевой А.А. на торгах. Согласно акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ претензий по передаче земельного участка у сторон не имелось. В результате обследования объекта с кадастровым номером № выявлено снятие верхнего плодородного слоя почвы на площади <данные изъяты> га, а также данная площадь участка выровнена и засыпана щебнем. По южной границе участка (около дороги) расположена насыпь песчано-гравийной смеси. С момента приобретения к использованию земельного участка не приступали, приобрели участок без верхнего слоя почвы, таким образом выявлен факт административного правонарушения, выразившийся в невыполнении собственником Медведевой А.А. установленных требований и обязательных мероприятий по защите и охране земельных участков от захламления отходами производства и потребления.
Факт совершения Медведевой А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствующими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в частности: распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении административного обследования объектов земельных отношений с кадастровым номером №; актом административного обследования объекта земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; кадастровыми выписками о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом о результатах торгов от ДД.ММ.ГГГГ; договором купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; графиком платежей по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №; предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; картографическим схемами, объяснением Семенника О.М.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, полностью подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Постановление о привлечении Медведевой А.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Приведенные в жалобы доводы Медведевой А.А. не могут повлечь отмены обжалуемого постановления.
Довод о том, что её действиях отсутствует состав какого-либо правонарушения, а действия по порче земельного участка вызваны другими виновными в этом лицами несостоятелен, поскольку согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Таким образом, приведенными законодательными актами, в частности, предусмотрена обязанность землепользователей проводить мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления.
Согласно ст.12, п.1, 3 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. Кроме того, собственники земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.74 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе, вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. В частности, Медведева А.А., являясь собственником земельного участка, не приняла необходимых мер по устранению захламления отходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №.
Ссылка заявителя на то, что субъектами вменяемого правонарушения являются иные лица, основана на неверном толковании закона, поскольку земельный участок с кадастровым номером № предоставлен Медведевой А.А. в собственность с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено материалами дела.
В судебном заседании судьей обозревался материал № об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Семенника О.М. по факту нахождения на земельном участке ДД.ММ.ГГГГ рабочей техники, принадлежащей ЗАО «<данные изъяты>». Постановлением участкового уполномоченного ОМВД России по Пряжинскому району А. от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по заявлению Семенника О.М. отказано в связи с отсутствием события преступления. Данное постановление не обжаловалось.
Обращения по вышеуказанному факту, на что ссылается заявитель жалобы, само по себе не свидетельствует о надлежащем исполнении им обязанностей по защите указанного земельного участка, так как заявителем жалобы не представлено доказательств эффективности принимаемых мер и объективной невозможности полного освобождения земельного участка от находящихся на нем отходов.
Оспариваемым постановлением заявителю назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанных норм, – 20 000 рублей. Назначенное наказание отвечает требованиям КоАП РФ.
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено право административного органа и суда при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, лицами, участвующими в деле, не представлено. При этом суд учитывает в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность Медведевой А.А., материальное положение, нахождение на её иждивении двоих несовершеннолетних детей, а также то, что ранее она не привлекалась к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП. В связи с этим суд считает необходимым снизить Медведевой А.А. размер административного штрафа до 10 000 руб.
При вышеизложенных обстоятельствах, не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы заявителя в части отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 30.1-30.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Л. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Медведевой А.А. изменить, снизив размер административного штрафа до 10 000 (десяти тысяч) рублей, в остальной части постановление должностного лица по настоящему делу оставить без изменения, жалобу Медведевой А.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Пряжинский районный суд Республики Карелия.
Судья Д.А. Ощепков