РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2021 года г. Москва
Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Кочетыговой Ю.В., при секретаре Борискине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1266/21 по иску фио к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ №7 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы с дата по дата в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с дата
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР № 7 по Москве и Московской области, которым с учетом уточненных требований просит признать незаконным решение от дата об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить истцу пенсию с дата, включив в специальный стаж лечебной деятельности период работы в должности фельдшера ГУП Автокомбината «Мосавтосантранс» санаторий-профилакторий «Битца» (фельдшер здравпункта Автобазы № 3) ДЗМ с дата по дата. Исковые требования мотивированы тем, что истец согласно записям в трудовой книжке с дата по настоящее время работает в ГУП автокомбината «Мосавтосантранс» санаторий-профилакторий «Битца» фельдшером здравпункта Автобазы № 3. Согласно приказу главного врача Санатория-профилактория «Битца» ГУП автокомбинат «Мосавтосантранс» от дата № 25 истец принята на работу в структурное подразделение Санаторий-профилакторий «Битца» ГУП автокомбинат «Мосавтосантранс» на должность фельдшера. Решением ответчика от дата истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, дающего право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. С указанным решением истец не согласна, полагая неправомерным исключение из подсчета специального стажа спорного периода, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.
Истец в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя, который в судебном заседании иск поддержал, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал по доводам письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, просил иске отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец дата обратилась к ответчику ГУ-ГУ ПФР № 7 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от дата истцу в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охранен здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Из указанного решения следует, что при оценке пенсионных прав истца ответчиком в бесспорном порядке учтен специальный стаж на дату обращения дата продолжительностью дата 10 месяцев 19 дней, при требуемом не менее 30 лет в городах.
Из подсчёта специального стажа ответчиком исключён спорный период работы истца с дата по дата (дата 7 месяцев 6 дней) в ГУП г. Москвы Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» в должности фельдшера Санатория-профилактория «Битца», т.к. списком должностей и учреждений, утверждённым Постановлением Правительства РФ от дата № 781, предусмотрена единственная организационно-правовая форма – учреждение. Наличие структурных подразделение, предусмотренных п. 6 Правил исчисления периодов работы, утверждённых постановлением Правительства РФ от дата № 781, документально не подтверждено.
В дополнение к указанному решению дата принято решение согласно которому в стаж лечебной деятельности истца включен период работы в соответствии с Актом документальной проверки ГУ-ГУ ПФР № 8 по г. Москве и Московской области № 14 от дата в ГБУЗ «ГКБ № 4 ДЗМ» в должности заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером в фельдшерском здравпункте при 3 автобусном парке с дата по дата, в связи с чем стаж лечебной деятельности истца на дату обращения дата составил продолжительность 27 лет 18 дней.
Из трудовой книжки следует, что дата внесена запись о приеме на работу истца в должности фельдшера здравпункта Автобазы № 3 в соответствии с приказом № 25 от дата в Санаторий-профилакторий «Битца» ГУП Автокомбината «Мосавтосантранс». Сведений об увольнении истца не имеется, истец продолжает работать в занимаемой должности указанной организации.
В материалы дела истцом представлена копия приказа о принятии на работу № 25 от дата, из которой следует, что истец принята на должность фельдшера в Санаторий-профилакторий «Битца» ГУП Автокомбината «Мосавтосантранс».
Так же представлена копия трудового договора № 4-16 от дата, из которого следует, что работодатель является Санаторий-профилакторий «Битца» ГУП Автокомбината «Мосавтосантранс», работник принят на работу по специальности фельдшера здравпункта № 3 в структурном подразделении Санатория – Профилактория «Битца» с подчинением трудовому распорядку Автокомбината.
Так же истцом представлена копия должностной инструкции от дата на должность фельдшера здравпункта Автобаз № 1,2,3,4 ГУП Автокомбината «Мосавтосантранс», копии лицензий на осуществление медицинской деятельности ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» от дата, от дата.
Так же в материалы дела представлен Устав ГУП г. Москвы Автокомбината санитарного транспорта «Мосавтосантранс» ДЗМ, из которого следует, что учредителем предприятия является г. Москва в лице ДГИ г. Москвы, в соответствии с п. 1.5 Устава предприятие является коммерческой организацией и несет ответственность, установленную законодательством РФ, за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества – г. Москвой, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.
В соответствии с представленным положением о санатории-профилактории «Битца» - структурном подразделении ГУП Автокомбината санитарного транспорта «Мосавтосантранс» ДЗМ следует, что санаторий-профилакторий «Битца» ГУП г. Москвы Автокомбината «Мосавтосантранс» создан на основании Устава ГУП г. Москвы Автокомбината «Мосавтосантранс» и является его структурным подразделением.
Основной целью Санатория является осуществление медицинской и оздоровительной деятельности в соответствии с лицензией на указанные виды деятельности, в том числе: доврачебная помощь: диетология, медицинский массаж, лечебное дело, сестринское дело в педиатрии, физиотерапия; санаторно-курортная помощь: ультразвуковая диагностика, физиотерапия, восстановительная медицина; прочие работы и услуги: организация здравоохранения. Автокомбинат формирует имущество Санатория, которое находится на балансе Автокомбината. Финансирование деятельности Санатория осуществляется из средств Автокомбината, согласно смете, включающей расходы на лечение и медикаменты, питание, культурно-бытовое обслуживание лиц, проходящих лечение.
Так же истцом в материалы дела представлена копия приказа № 16 от дата «О создании фельдшерских здравпунктов в автобазах Автокомбината «Мосавтосантранс», в соответствии с которым принято решение о создании в срок до дата на автобазах Автокомбината «Мосавтосантранс» здравпунктов по оказанию медицинской помощи на базе имеющихся здравпунктов, с подчинением их главному врачу санатория-профилактория «Битца».
Так же в материалы дела представлено штатное расписание Санатория-профилактория «Битца» ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» с дата, из которого не усматривается должность по специальности фельдшера здравпункта № 3.
Положениями ст. 8 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от дата N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от дата N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Приведенным выше Списком не предусмотрена работа в Государственном унитарном предприятии, в качестве работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как разъяснено пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от дата N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ранее ст. 120 ГК РФ).
Устанавливая в Федеральном законе от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27).
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от дата N 2991-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству - трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (с дата - страховой пенсии по старости) связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Таким образом, поскольку в спорный период истица осуществляла свою деятельность в организации, не поименованной в приведенном выше Списке и не являющейся медицинским учреждением, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, оснований для включения периода работы фио с дата по дата в должности фельдшера санатория-профилактория «Битца» ГУП г. Москвы Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» не имеется.
Также суд исходит из того, что в данном случае не может быть применен п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 781 в соответствии с которым в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
С учетом доводов истца в отношении периода работы истца с дата по дата в должности фельдшера здравпункта Автобазы № 3 структурного подразделения санатория-профилактория «Битца» ГУП г. Москвы Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» данный пункт Правил не может быть применен, поскольку в нарушении ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств того, что здравпункт Автобазы № 3 был выделен в санатории-профилактории «Битца» ГУП г. Москвы Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс», как структурное подразделение, имеющее лицензию на осуществление медицинской деятельности в указанный истцом период и относился к учреждению здравоохранения. Представленные в материалы дела лицензии выданы ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс».
Указанный период работы истца в занимаемой должности санатория-профилактория «Битца» ГУП г. Москвы Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантрас» также не может быть включен в специальный стаж на основании п. 6 Правил, в связи с тем, что в п. 6 указанных выше Правил не поименовано такое структурное подразделение организации, как санаторий-профилакторий, сам же санаторий-профилакторий самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением не является. Кроме того, согласно уставу организация ГУП г. Москвы Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс», в составе которого имеется структурное подразделение санаторий-профилакторий «Битца», не является учреждением здравоохранения, является коммерческой организацией, таким образом, его структурное подразделение – санаторий-профилакторий «Битца», а равно как и его структурное подразделение - здравпункт автобазы № 3 также не являются медицинским учреждением, доказательств обратного суду не представлено и судом в ходе рассмотрения дела не получено.
Таким образом, поскольку судом не установлено оснований для возложения на ответчика обязанности по включению с специальный стаж спорный период работы с дата по дата и признания решения об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, оснований для обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с дата также судом не установлено, в связи с чем в иске истцу надлежит отказать в полном объеме предъявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований фио к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ №7 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании включить периоды работы с дата по дата в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с дата - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Преображенский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Кочетыгова Ю.В.