<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2021-001733-67
№2а-1611/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левашева Дмитрия Юрьевича к Управлению Росреестра по Воронежской области, государственному регистратору Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимову М.О.:
- о признании действий регистратора по истребованию из администрации Рамонского муниципального района сведений, перечисленных в запросе от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23, незаконными;
- о признании запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области) незаконным;
- о признании решения о приостановлении регистрации прав на земельный участок от 17.02.2021 № № незаконным и возложении обязанности его отменить;
- о признании решения об отказе от 17.03.2021 № № в проведении учетно-регистрационных действий о регистрации права собственности незаконным и возложении обязанности его отменить;
- о возложении обязанность произвести регистрационные действия;
- о взыскании госпошлины,
У с т а н о в и л:
Административный истец Левашев Д.Ю. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с указанными требованиями.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что 08.02.2021 администрация Рамонского муниципального района Воронежской области направила в Семилукский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Воронежской области заявление и документы, необходимые для регистрации права собственности Левашева Д.Ю. на земельный участок.
Право собственности на земельный участок возникло на основании постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021, которым в собственность Левашева Д.Ю. предоставлен бесплатно земельный участок площадью 406 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: ведение садоводства. Территориальная зона, в границах которой образуются земельный участок: зона застройки индивидуальными жилыми домами-Ж1.
17.02.2021 государственном регистратором Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимовым М.О. рассмотрение вопроса о регистрации права было приостановлено, о чем в адрес администрации Рамонского муниципального района Воронежской области было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав.
Основанием для приостановления послужила необходимость получения сведений в целях полноты проведения правовой экспертизы.
В рамках проведения экспертизы государственный регистратор просил предоставить информацию по двум вопросам: какие документы послужили основанием для издания вышеуказанного постановления и соответствует ли земельный участок с кадастровым номером № совокупности условий, предусмотренных п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
После поступления информации из администрации Рамонского района Воронежской области, в силу возникновения сомнений в законности принятых актов органом местного самоуправления 17.03.2021 принято решение об отказе в проведении регистрационных действий.
Административный истец полагает, что государственный регистратор превысил свои должностные полномочия, решение о приостановлении принято в отсутствии оснований.
26.03.2021 Левашев Д.Ю. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями о признании незаконным решения об отказе от 17.03.2021 № № в проведении учетно-регистрационных действий о регистрации права собственности и возложении обязанности его отменить.
Определением суда от 15.04.2021 административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании административный истец Левашев Д.Ю. поддержал требования, пояснил изложенное, просил их удовлетворить.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области, действующие на основании доверенности Белых Р.Д., Халяпин В.А., заявленные требования просили оставить без удовлетворения. Суду предоставлены письменные возражения, в которых приводятся доводы о соответствии принятого решения требованиям действующего законодательства.
В судебное заседание административный ответчик Государственный регистратор Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимов М.О. в судебном заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Представитель Прокурора Рамонского района Воронежской области по доверенности Лютикова И.Н. считала заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что на основании обращения заместителя начальника Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области ФИО1 от 18.02.2021 по вопросу законности принятых администрацией Рамонского района постановлений о предоставлении Левашеву Д.Ю. земельного участка, в период с 05.03.2021 по 31.03.2021 была проведена проверка исполнения администрацией района земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что постановления не соответствуют закону, в связи с чем, прокурором Рамонского района вынесены протесты. Протесты прокурора рассмотрены главой Рамонского муниципального района Воронежской области и удовлетворены. Постановлением от 23.04.2021 №-и постановление от 05.02.2021 №-и отменено.
Представитель заинтересованного лица Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам:
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.12.2020 № №-и «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» было предварительно согласовано предоставление Левашеву Д.Ю. в собственность земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 406 кв.м и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1.
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 05.02.2021 №-и Левашеву Д.Ю. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 406 кв.м. Вместе с тем, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1.
08.02.2021 администрация Рамонского муниципального района Воронежской области направила заявление и документы, необходимые для регистрации права собственности Левашева Д.Ю. в Семилукский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Воронежской области.
Государственный регистратор направил запрос в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области, в котором просил предоставить информацию по двум вопросам: какие документы послужили основанием для издания вышеуказанного постановления и соответствует ли земельный участок с кадастровым номером №, совокупности условий, предусмотренных п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
17.02.2021 государственным регистратором Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимовым М.О. рассмотрение вопроса о регистрации права было приостановлено.
15.03.2021 в Управление Росреестра по Воронежской области поступила информация главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.03.2021 № 24-11/1031, предоставленная во исполнение запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23.
18.02.2021 заместитель начальника Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области от 17.02.2021 № 04-06/25/09-330 направил обращение в адрес прокурора Рамонского района по вопросу законности постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.12.2020 №-и «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», в связи с поданным Левашевым Д.Ю. заявлением о регистрации права собственности на данный участок.
16.03.2021 Прокурор Рамонского района предоставил в Управление Росреестра по Воронежской области информацию, что в результате проведенной проверки установлено, что постановления о предоставлении земельного участка в собственность Левашева Д.Ю. приняты в нарушение действующего законодательства, в связи с чем решается вопрос о принесении протестов на указанные постановления.
17.03.2021 государственный регистратор Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимов М.О. принял решение об отказе в проведении регистрационных действий.
Административный истец просит признать незаконными действия регистратора по истребованию из администрации Рамонского муниципального района сведений, перечисленных в запросе от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23, признать незаконным запрос об истребовании сведений, а также решение о приостановлении регистрации и об отказе в проведении регистрационных действий.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) должностного лица и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. ч. 3 - 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что оспариваемые действия и решения совершены Государственным регистратором Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимовым М.О., наделенным полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав с 16.11.2018, и осуществляющим свои обязанности в соответствии с должностным регламентом, утвержденным 14.09.2020.
Таким образом, оспариваемые действия и решения приняты уполномоченным лицом.
08.02.2021 администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, в лице ФИО2, обратилась в Управление Росреестра по Воронежской области в целях проведения государственной регистрации права собственности Левашова Л.Ю. на земельный участок площадью 406 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №
В качестве правоустанавливающего документа предоставлено постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021.
Как установлено в судебном заседании государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверил: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта.
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Как усматривается из содержания п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статья 26 Закона предусматривает основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.
Согласно пункту 216 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 278, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 218 Регламента государственному регистратору при проведении правовой экспертизы представленных документов предоставлено право принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
В рамках проведения правовой экспертизы предоставленных документов в адрес муниципального органа – администрации Рамонского муниципального района Воронежской области направлен запрос.
Как следует из запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23, регистратор, в целях обеспечения полноты проведения правовой экспертизы просил предоставить информацию о том, какие документы послужили основанием для издания постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021, а также информацию о том, соответствует ли земельный участок с кадастровым номером №, совокупности следующих условий: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной организации, земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Решением Государственного регистратора Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимова М.О. от 17.02.2021 государственная регистрация приостановлена начиная с 17.02.2021.
В адрес ФИО2, действующего от имени администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, направлено уведомление № № в котором предоставлена информация о принятом решении о приостановлении государственной регистрации права, указаны правовые основания для приостановления регистрации, а также разъяснено право на предоставление истребованной информации самостоятельно.
Как следует из решения, содержащегося в уведомлении, правовым основанием для принятия информации послужил п. 9 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
В силу подпункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу о том, что действия государственного регистратора по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений, запрос, направленный в целях получения дополнительных сведений, а также решение о приостановлении государственной регистрации до момента получения соответствующих сведений полностью соответствуют нормам приведенного законодательства, а, следовательно, являются законными.
Довод административного истца о том, что государственный регистратор превысил полномочия, является субъективным толкованием административным истцом норм действующего законодательства.
Утверждение административного истца о том, что совершая действия, направленные на получение дополнительных сведений, указывают на факт того, что государственный регистратор, используя служебное положение, действовал в своих личных интересах, оцениваются судом как голословные, так как не подтверждены какими-либо относимыми и допустимыми средствами доказывания.
Указание Левашева Д.Ю. на искусственное затягивание процедуры регистрации, не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, так как в судебном заседании установлено, что в рамках предоставленных полномочий, государственный регистратор действовал в полном соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 29 подпункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, пункта 216 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 278.
В судебном заседании установлено, что 15.03.2021 в Управление Росреестра по Воронежской области поступила информация главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.03.2021 № 24-11/1031, предоставленная во исполнение запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23.
Согласно предоставленной информации, основанием для принятия администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области постановления №-и от 05.02.2021 о предоставлении в собственность Левашева Д.Ю. бесплатно земельного участка площадью 406 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, послужило заявление Левашева Д.Ю., к которому была приложена выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №. Образованный земельный участок расположен в границах земель, предоставленных в 1985 году Отделу юстиции Воронежского облисполкома для коллективного садоводства и переданных постановлением администрации Рамонского района Воронежской области 28.06.1993 № 301 гражданам и садоводческому товариществу «Озон-2», переименованного в 2001 году в СНТ «Фемида». Между тем, образованный на основании постановления муниципального района от 24.12.2020 №-и земельный участок с кадастровым номером № ранее в собственность гражданам и садоводческому товариществу не предоставлялся, то есть право государственной собственности на него не разграничено не было. Указанный участок относится к землям, ранее предоставленным Отделу юстиции Воронежского облисполкома для коллективного садоводства, иным гражданам предоставлен не был, изъятым из оборота, ограниченным в обороте не является, к землям общего пользования не относится, по решению общего собрания членом СНТ «Фемида» был распределен Левашеву Д.Ю., как члену данного товарищества, в связи с чем, мог быть предоставлен в порядке, установленном в п. 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
17.03.2021 в Управление Росреестра по Воронежской области поступила информация прокурора Рамонского района Воронежской области, предоставленная в ответ на обращение заместителя начальника Семилукского межмуниципального отдела ФИО1 от 17.02.2021 № 04-06/25/09-330 по вопросу законности принятых администрацией Рамонского района постановлений о предоставлении Левашеву Д.Ю. земельного участка.
Согласно предоставленной информации, в период с 05.03.2021 по 31.03.2021 была проведена проверка исполнения администрацией района земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что постановления не соответствуют закону, в связи с чем, прокуратурой района решается вопрос о принесении протестов.
Решением Государственного регистратора Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимова М.О. от 17.03.2021 № № в регистрации права отказано.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в регистрации права является истечение срока приостановления государственной регистрации права и не устранение приведенных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации причин, препятствующих государственной регистрации права.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из оспариваемого решения от 17.03.2021, в рамках проведения правовой экспертизы документов, предоставленных для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления регистрации либо отказа, был направлен запрос в орган местного самоуправления (администрацию Рамонского муниципального района по Воронежской области), вынесший акт о предоставлении земельного участка физическому лицу в собственность бесплатно, ответ на который поступил в орган регистрации прав 15.03.2021. Однако, в 17.03.2021 в орган регистрации прав также поступил ответ прокуратуры Рамонского района Воронежской области, согласно которому прокуратурой в рамках проведенной проверки установлено, что в том числе, постановление от 05.02.2021 №-и о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принято в нарушение действующего законодательства, в связи с чем рассматривается вопрос о принесении протестов.
Оценивая наличие оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации права, суд принимает во внимание, что основанием для приостановления государственной регистрации права являлось получение дополнительной информации, истребованной на основании запроса, направленного в орган местного самоуправлению – администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области.
Судом установлено, что ответ на запрос государственного регистратора поступил 15.03.2021. Информация о предоставлении дополнительных сведений предоставлена Управлению Росреестра в полном объеме.
Таким образом, 15.03.2021, в срок приостановления государственной регистрации, необходимая информация поступила, а, следовательно, основания для отказа в государственной регистрации права на 17.03.2021 отсутствовали.
Из мотивированной части оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права, следует, что информация, предоставленная прокурором района о том, что прокуратурой района решается вопрос о принесении протестов на постановления, не указана в качестве основания для отказа в государственной регистрации права.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пп. 1 и 6 ч. 2).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На момент принятия решения об отказе в государственной регистрации права 17.03.2021, постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021 о предоставлении в собственность Левашева Д.Ю. бесплатно земельного участка, приняты органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания на момент издания акта.
Указанное постановление не отменено, не изменено, незаконным в порядке, установленном законом, не признавалось, а у регистрирующего органа отсутствуют полномочия по оценке законности правоустанавливающего документа, в том числе в рамках правовой экспертизы.
При этом государственный регистратор обладал всеми необходимыми документами для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Управление Росреестра по Воронежской области ссылалось на полученный по запросу ответ прокурора района о том, что имеются основания для принесения протестов.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения постановление о предоставлении Левашеву Д.Ю. в собственность земельного участка представлял собой действующий правовой акт, не отмененный и не оспоренный в установленном порядке, являлся обязательным для применения органами государственной власти и не мог быть переоценен органом регистрации прав в рамках правовой экспертизы, документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, были представлены в полном объеме в установленном порядке.
При разрешении заявленных требований, суд также принимает во внимание, что запрашиваемая информация администрацией Рамонского муниципального района по запросу регистратора была предоставлена в полном объеме, а, следовательно, основания для отказа в регистрации права, отсутствовали.
Целью правовой экспертизы представленных на регистрацию документов является, в том числе проверка законности сделки с целью пресечения неправомерных действий, недопущения государственной регистрации прав, возникших без оснований, предусмотренных законодательством.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество. При проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что решение об отказе в государственной регистрации права не соответствует закону, так как принято в отсутствии соответствующих оснований.
Данное решение, нарушает права административного истца, как собственника земельного участка, а, следовательно, административные исковые требования Левашева Д.Ю. в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании суду предоставлены постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 23.04.2021 № 391-и и 394-и, в том числе, об отмене постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021, в связи с чем, основания для возложения на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности осуществить действия по регистрации права собственности отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Левашева Дмитрия Юрьевича к Управлению Росреестра по Воронежской области, государственному регистратору Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимову М.О. о признании незаконным решения об отказе от 17.03.2021№ № в проведении учетно-регистрационных действий о регистрации права собственности удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по Воронежской области об отказе от 17.03.2021№ № проведении учетно-регистрационных действий о регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Административное исковое заявление Левашева Дмитрия Юрьевича к Управлению Росреестра по Воронежской области, государственному регистратору Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимову М.О. о признании действий регистратора по истребованию из администрации Рамонского муниципального района сведений, перечисленных в запросе от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23, незаконными; о признании запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области) незаконным; о признании решения о приостановлении регистрации прав на земельный участок от 17.02.2021г. № № незаконным и возложении обязанности его отменить, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2021-001733-67
№2а-1611/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левашева Дмитрия Юрьевича к Управлению Росреестра по Воронежской области, государственному регистратору Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимову М.О.:
- о признании действий регистратора по истребованию из администрации Рамонского муниципального района сведений, перечисленных в запросе от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23, незаконными;
- о признании запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области) незаконным;
- о признании решения о приостановлении регистрации прав на земельный участок от 17.02.2021 № № незаконным и возложении обязанности его отменить;
- о признании решения об отказе от 17.03.2021 № № в проведении учетно-регистрационных действий о регистрации права собственности незаконным и возложении обязанности его отменить;
- о возложении обязанность произвести регистрационные действия;
- о взыскании госпошлины,
У с т а н о в и л:
Административный истец Левашев Д.Ю. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с указанными требованиями.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что 08.02.2021 администрация Рамонского муниципального района Воронежской области направила в Семилукский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Воронежской области заявление и документы, необходимые для регистрации права собственности Левашева Д.Ю. на земельный участок.
Право собственности на земельный участок возникло на основании постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021, которым в собственность Левашева Д.Ю. предоставлен бесплатно земельный участок площадью 406 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: ведение садоводства. Территориальная зона, в границах которой образуются земельный участок: зона застройки индивидуальными жилыми домами-Ж1.
17.02.2021 государственном регистратором Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимовым М.О. рассмотрение вопроса о регистрации права было приостановлено, о чем в адрес администрации Рамонского муниципального района Воронежской области было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав.
Основанием для приостановления послужила необходимость получения сведений в целях полноты проведения правовой экспертизы.
В рамках проведения экспертизы государственный регистратор просил предоставить информацию по двум вопросам: какие документы послужили основанием для издания вышеуказанного постановления и соответствует ли земельный участок с кадастровым номером № совокупности условий, предусмотренных п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
После поступления информации из администрации Рамонского района Воронежской области, в силу возникновения сомнений в законности принятых актов органом местного самоуправления 17.03.2021 принято решение об отказе в проведении регистрационных действий.
Административный истец полагает, что государственный регистратор превысил свои должностные полномочия, решение о приостановлении принято в отсутствии оснований.
26.03.2021 Левашев Д.Ю. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями о признании незаконным решения об отказе от 17.03.2021 № № в проведении учетно-регистрационных действий о регистрации права собственности и возложении обязанности его отменить.
Определением суда от 15.04.2021 административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании административный истец Левашев Д.Ю. поддержал требования, пояснил изложенное, просил их удовлетворить.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области, действующие на основании доверенности Белых Р.Д., Халяпин В.А., заявленные требования просили оставить без удовлетворения. Суду предоставлены письменные возражения, в которых приводятся доводы о соответствии принятого решения требованиям действующего законодательства.
В судебное заседание административный ответчик Государственный регистратор Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимов М.О. в судебном заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Представитель Прокурора Рамонского района Воронежской области по доверенности Лютикова И.Н. считала заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что на основании обращения заместителя начальника Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области ФИО1 от 18.02.2021 по вопросу законности принятых администрацией Рамонского района постановлений о предоставлении Левашеву Д.Ю. земельного участка, в период с 05.03.2021 по 31.03.2021 была проведена проверка исполнения администрацией района земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что постановления не соответствуют закону, в связи с чем, прокурором Рамонского района вынесены протесты. Протесты прокурора рассмотрены главой Рамонского муниципального района Воронежской области и удовлетворены. Постановлением от 23.04.2021 №-и постановление от 05.02.2021 №-и отменено.
Представитель заинтересованного лица Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам:
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.12.2020 № №-и «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» было предварительно согласовано предоставление Левашеву Д.Ю. в собственность земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 406 кв.м и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1.
Постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 05.02.2021 №-и Левашеву Д.Ю. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 406 кв.м. Вместе с тем, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона застройки индивидуальными жилыми домами – Ж1.
08.02.2021 администрация Рамонского муниципального района Воронежской области направила заявление и документы, необходимые для регистрации права собственности Левашева Д.Ю. в Семилукский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Воронежской области.
Государственный регистратор направил запрос в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области, в котором просил предоставить информацию по двум вопросам: какие документы послужили основанием для издания вышеуказанного постановления и соответствует ли земельный участок с кадастровым номером №, совокупности условий, предусмотренных п.2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
17.02.2021 государственным регистратором Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимовым М.О. рассмотрение вопроса о регистрации права было приостановлено.
15.03.2021 в Управление Росреестра по Воронежской области поступила информация главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.03.2021 № 24-11/1031, предоставленная во исполнение запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23.
18.02.2021 заместитель начальника Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области от 17.02.2021 № 04-06/25/09-330 направил обращение в адрес прокурора Рамонского района по вопросу законности постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.12.2020 №-и «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», в связи с поданным Левашевым Д.Ю. заявлением о регистрации права собственности на данный участок.
16.03.2021 Прокурор Рамонского района предоставил в Управление Росреестра по Воронежской области информацию, что в результате проведенной проверки установлено, что постановления о предоставлении земельного участка в собственность Левашева Д.Ю. приняты в нарушение действующего законодательства, в связи с чем решается вопрос о принесении протестов на указанные постановления.
17.03.2021 государственный регистратор Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимов М.О. принял решение об отказе в проведении регистрационных действий.
Административный истец просит признать незаконными действия регистратора по истребованию из администрации Рамонского муниципального района сведений, перечисленных в запросе от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23, признать незаконным запрос об истребовании сведений, а также решение о приостановлении регистрации и об отказе в проведении регистрационных действий.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) должностного лица и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. ч. 3 - 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что оспариваемые действия и решения совершены Государственным регистратором Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимовым М.О., наделенным полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав с 16.11.2018, и осуществляющим свои обязанности в соответствии с должностным регламентом, утвержденным 14.09.2020.
Таким образом, оспариваемые действия и решения приняты уполномоченным лицом.
08.02.2021 администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, в лице ФИО2, обратилась в Управление Росреестра по Воронежской области в целях проведения государственной регистрации права собственности Левашова Л.Ю. на земельный участок площадью 406 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №
В качестве правоустанавливающего документа предоставлено постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021.
Как установлено в судебном заседании государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверил: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта.
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Как усматривается из содержания п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статья 26 Закона предусматривает основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.
Согласно пункту 216 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 278, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 218 Регламента государственному регистратору при проведении правовой экспертизы представленных документов предоставлено право принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
В рамках проведения правовой экспертизы предоставленных документов в адрес муниципального органа – администрации Рамонского муниципального района Воронежской области направлен запрос.
Как следует из запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23, регистратор, в целях обеспечения полноты проведения правовой экспертизы просил предоставить информацию о том, какие документы послужили основанием для издания постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021, а также информацию о том, соответствует ли земельный участок с кадастровым номером №, совокупности следующих условий: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной организации, земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Решением Государственного регистратора Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимова М.О. от 17.02.2021 государственная регистрация приостановлена начиная с 17.02.2021.
В адрес ФИО2, действующего от имени администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, направлено уведомление № № в котором предоставлена информация о принятом решении о приостановлении государственной регистрации права, указаны правовые основания для приостановления регистрации, а также разъяснено право на предоставление истребованной информации самостоятельно.
Как следует из решения, содержащегося в уведомлении, правовым основанием для принятия информации послужил п. 9 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
В силу подпункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу о том, что действия государственного регистратора по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений, запрос, направленный в целях получения дополнительных сведений, а также решение о приостановлении государственной регистрации до момента получения соответствующих сведений полностью соответствуют нормам приведенного законодательства, а, следовательно, являются законными.
Довод административного истца о том, что государственный регистратор превысил полномочия, является субъективным толкованием административным истцом норм действующего законодательства.
Утверждение административного истца о том, что совершая действия, направленные на получение дополнительных сведений, указывают на факт того, что государственный регистратор, используя служебное положение, действовал в своих личных интересах, оцениваются судом как голословные, так как не подтверждены какими-либо относимыми и допустимыми средствами доказывания.
Указание Левашева Д.Ю. на искусственное затягивание процедуры регистрации, не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, так как в судебном заседании установлено, что в рамках предоставленных полномочий, государственный регистратор действовал в полном соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 29 подпункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, пункта 216 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 278.
В судебном заседании установлено, что 15.03.2021 в Управление Росреестра по Воронежской области поступила информация главы администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 12.03.2021 № 24-11/1031, предоставленная во исполнение запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23.
Согласно предоставленной информации, основанием для принятия администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области постановления №-и от 05.02.2021 о предоставлении в собственность Левашева Д.Ю. бесплатно земельного участка площадью 406 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, послужило заявление Левашева Д.Ю., к которому была приложена выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №. Образованный земельный участок расположен в границах земель, предоставленных в 1985 году Отделу юстиции Воронежского облисполкома для коллективного садоводства и переданных постановлением администрации Рамонского района Воронежской области 28.06.1993 № 301 гражданам и садоводческому товариществу «Озон-2», переименованного в 2001 году в СНТ «Фемида». Между тем, образованный на основании постановления муниципального района от 24.12.2020 №-и земельный участок с кадастровым номером № ранее в собственность гражданам и садоводческому товариществу не предоставлялся, то есть право государственной собственности на него не разграничено не было. Указанный участок относится к землям, ранее предоставленным Отделу юстиции Воронежского облисполкома для коллективного садоводства, иным гражданам предоставлен не был, изъятым из оборота, ограниченным в обороте не является, к землям общего пользования не относится, по решению общего собрания членом СНТ «Фемида» был распределен Левашеву Д.Ю., как члену данного товарищества, в связи с чем, мог быть предоставлен в порядке, установленном в п. 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
17.03.2021 в Управление Росреестра по Воронежской области поступила информация прокурора Рамонского района Воронежской области, предоставленная в ответ на обращение заместителя начальника Семилукского межмуниципального отдела ФИО1 от 17.02.2021 № 04-06/25/09-330 по вопросу законности принятых администрацией Рамонского района постановлений о предоставлении Левашеву Д.Ю. земельного участка.
Согласно предоставленной информации, в период с 05.03.2021 по 31.03.2021 была проведена проверка исполнения администрацией района земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что постановления не соответствуют закону, в связи с чем, прокуратурой района решается вопрос о принесении протестов.
Решением Государственного регистратора Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимова М.О. от 17.03.2021 № № в регистрации права отказано.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в регистрации права является истечение срока приостановления государственной регистрации права и не устранение приведенных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации причин, препятствующих государственной регистрации права.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из оспариваемого решения от 17.03.2021, в рамках проведения правовой экспертизы документов, предоставленных для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления регистрации либо отказа, был направлен запрос в орган местного самоуправления (администрацию Рамонского муниципального района по Воронежской области), вынесший акт о предоставлении земельного участка физическому лицу в собственность бесплатно, ответ на который поступил в орган регистрации прав 15.03.2021. Однако, в 17.03.2021 в орган регистрации прав также поступил ответ прокуратуры Рамонского района Воронежской области, согласно которому прокуратурой в рамках проведенной проверки установлено, что в том числе, постановление от 05.02.2021 №-и о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принято в нарушение действующего законодательства, в связи с чем рассматривается вопрос о принесении протестов.
Оценивая наличие оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации права, суд принимает во внимание, что основанием для приостановления государственной регистрации права являлось получение дополнительной информации, истребованной на основании запроса, направленного в орган местного самоуправлению – администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области.
Судом установлено, что ответ на запрос государственного регистратора поступил 15.03.2021. Информация о предоставлении дополнительных сведений предоставлена Управлению Росреестра в полном объеме.
Таким образом, 15.03.2021, в срок приостановления государственной регистрации, необходимая информация поступила, а, следовательно, основания для отказа в государственной регистрации права на 17.03.2021 отсутствовали.
Из мотивированной части оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права, следует, что информация, предоставленная прокурором района о том, что прокуратурой района решается вопрос о принесении протестов на постановления, не указана в качестве основания для отказа в государственной регистрации права.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пп. 1 и 6 ч. 2).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На момент принятия решения об отказе в государственной регистрации права 17.03.2021, постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021 о предоставлении в собственность Левашева Д.Ю. бесплатно земельного участка, приняты органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания на момент издания акта.
Указанное постановление не отменено, не изменено, незаконным в порядке, установленном законом, не признавалось, а у регистрирующего органа отсутствуют полномочия по оценке законности правоустанавливающего документа, в том числе в рамках правовой экспертизы.
При этом государственный регистратор обладал всеми необходимыми документами для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Управление Росреестра по Воронежской области ссылалось на полученный по запросу ответ прокурора района о том, что имеются основания для принесения протестов.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения постановление о предоставлении Левашеву Д.Ю. в собственность земельного участка представлял собой действующий правовой акт, не отмененный и не оспоренный в установленном порядке, являлся обязательным для применения органами государственной власти и не мог быть переоценен органом регистрации прав в рамках правовой экспертизы, документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, были представлены в полном объеме в установленном порядке.
При разрешении заявленных требований, суд также принимает во внимание, что запрашиваемая информация администрацией Рамонского муниципального района по запросу регистратора была предоставлена в полном объеме, а, следовательно, основания для отказа в регистрации права, отсутствовали.
Целью правовой экспертизы представленных на регистрацию документов является, в том числе проверка законности сделки с целью пресечения неправомерных действий, недопущения государственной регистрации прав, возникших без оснований, предусмотренных законодательством.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество. При проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что решение об отказе в государственной регистрации права не соответствует закону, так как принято в отсутствии соответствующих оснований.
Данное решение, нарушает права административного истца, как собственника земельного участка, а, следовательно, административные исковые требования Левашева Д.Ю. в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании суду предоставлены постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 23.04.2021 № 391-и и 394-и, в том числе, об отмене постановления администрации Рамонского муниципального района Воронежской области №-и от 05.02.2021, в связи с чем, основания для возложения на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности осуществить действия по регистрации права собственности отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Левашева Дмитрия Юрьевича к Управлению Росреестра по Воронежской области, государственному регистратору Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимову М.О. о признании незаконным решения об отказе от 17.03.2021№ № в проведении учетно-регистрационных действий о регистрации права собственности удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по Воронежской области об отказе от 17.03.2021№ № проведении учетно-регистрационных действий о регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Административное исковое заявление Левашева Дмитрия Юрьевича к Управлению Росреестра по Воронежской области, государственному регистратору Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) Трофимову М.О. о признании действий регистратора по истребованию из администрации Рамонского муниципального района сведений, перечисленных в запросе от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23, незаконными; о признании запроса от 17.02.2021 № 04-06/25/12-23 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области) незаконным; о признании решения о приостановлении регистрации прав на земельный участок от 17.02.2021г. № № незаконным и возложении обязанности его отменить, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко