Решение по делу № 2а-308/2019 ~ М-354/2019 от 08.11.2019

Дело № 2а-308/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2019 г.     г. Грайворон

Грайворонский районный суд Белгородской области в составе:

            председательствующего судьи Фенько Н. А.,

при секретаре Ломакиной Т. В.,

с участием:

административного истца Аникиной А. Н.,

представителя административного ответчика и третьего лица Качановой Р. А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аникиной Анжелики Николаевны к судебному приставу-исполнителю Грайворонского районного отдела судебных приставов УФССП России по Белгородской области Кузьменко Станиславу Андреевичу и УФССП России по Белгородской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,

установил:

Аникина А. Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Грайворонского РОСП УФССП России по Белгородской области о взыскании исполнительского сбора.

Свои требования заявитель обосновала тем, что на исполнении у судебного пристава Кузьменко С. А. находилось исполнительное производство о взыскании с нее штрафа в размере 500 руб. по делу об административном правонарушении, в рамках которого вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 руб., удержанного со счета должника.

С постановлением о взыскании исполнительского сбора административный истец не согласна, считает его незаконным, поскольку она не была уведомлена о возбуждении в отношении нее исполнительного производства, взыскиваемый штраф оплатила до возбуждения исполнительного производства, о чем судебному приставу представила подтверждающие документы.

Аникина А. Н. в уточненном административном исковом заявлении просила восстановить ей срок на подачу административного искового заявления, признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Кузьменко С. А. от 18 мая 2018 г. о взыскании исполнительского сбора, обязать административных ответчиков отменить оспариваемое постановление и вернуть административному истцу денежные средства в сумме 1 500 руб.

В судебном заседании административный истец Аникина А. Н. заявленные требования поддержала.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Кузьменко С. А. в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика УФССП России по Белгородской области и третьего лица Грайворонского РОСП Качанова Р. А. требования не признала.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства, по представленным сторонами доказательствам, суд считает административный иск обоснованным в части.

Как следует из материалов дела, 4 мая 2018 г. в отношении Аникиной А. Н., ранее имеющей фамилию Реснянская (л. д. 10), было возбуждено исполнительное производство -ИП на взыскание административного штрафа в размере 500 руб. в пользу ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Белгородской области (л. д. 40-42).

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок с момента получения данного постановления для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Из постановления о распределении денежных средств следует, что 16 мая 2018 г. на депозитный счет Грайворонского РОСП от плательщика Аникиной (Реснянской) А. Н. поступили денежные средства в сумме 500 руб., которые направлены на погашение долга взыскателю ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Белгородской области (л. д. 43).

18 мая 2018 г. судебным приставом-исполнителем в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с Аникиной (Реснянской) А. Н. исполнительского сбора в размере 1 000 руб. в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л. д. 48-49).

Исполнительное производство -ИП судебным приставом 18 мая 2018 г. было окончено (л. д. 50), а на основании постановления о взыскании исполнительского сбора 5 июля 2018 г. возбуждено новое исполнительное производство -ИП (л. д. 30-31).

Взыскание исполнительского сбора было произведено судебным приставом за счет денежные средства должника, находящихся в банке, общая сумма взыскания составила 1 000 руб. (л. д. 32-33, 34, 35-36, 37).

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом № 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).

Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 г. , содержащих указание о том, что в силу требований Закона № 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).

Абзацы второй и третий пункта 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (утверждена Приказом ФССП от 10 декабря 2010 г. № 682) предусматривают, что регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства; по решению уполномоченных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы.

Между тем материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств о направлении должнику копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 4 мая 2018 г. одним из способов, предусмотренных вышеуказанным законом, и о получении Аникиной А. Н. копии постановления. Содержащиеся в списке внутренних почтовых отправлений сведения о направлении Аникиной (Реснянской) А. Н. постановления о возбуждении исполнительного производства не позволяют однозначно и определенно установить, что должник данное постановление получила, в судебном заседании она указанное обстоятельство отрицала.

Таким образом, достоверных данных о том, что должником получено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, административным ответчиком, на котором лежит бремя доказывания названного обстоятельства в силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено, что исключает возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

Учитывая, что судебным приставом-исполнителем заявителю не было вручено в установленном законом порядке постановление о возбуждении исполнительного производства, не предоставлена возможность добровольного исполнения исполнительного документа, что повлекло необоснованное применение мер принудительного взыскания и, как следствие, привлечение к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом постановление о взыскании исполнительского сбора от 18 мая 2018 г. является незаконным.

Срок для обжалования этого постановления Аникиной А. Н. не пропущен, поскольку копия постановления ей не вручена, с данным требованием административный истец обратилась в суд 8 ноября 2019 г., при этом в материалах дела не имеется сведений о том, что о вынесении данного постановления заявителю стало известно ранее 10 дней до дня обращения в суд.

Пунктом 3 части 10 статьи 112 Закон № 229-ФЗ установлено, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 1 апреля 2008 г. №419-О-П, положение Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающее, что в случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику, - по своему конституционно-правовому смыслу - предполагает возврат должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора, при прекращении оснований для его уплаты в силу вступившего в законную силу определения арбитражного суда о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.

Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.

Так как взыскание в части исполнительского сбора было обращено на денежные средства должника, и исполнительский сбор был фактически взыскан, в целях восстановления нарушенных прав Аникиной А. Н., учитывая, что Управление Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области осуществляет функции получателя и распорядителя средств бюджета, на данного административного ответчика следует возложить обязанность по устранению выявленных нарушений и возврату административному истцу удержанных денежных средств.

Поскольку признание незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора возлагает на уполномоченных должностных лиц службы судебных приставов обязанность по возврату денежных средств,     суд приходит к выводу, что правовые основания для возложения на административных ответчиков обязанности отменить оспариваемое постановление отсутствуют, в связи с чем, в указанной части административный иск удовлетворению не подлежит.

Требования Аникиной А. Н. о возложении на административных ответчиков обязанности по возврату излишне удержанной суммы штрафа по делу об административном правонарушении в размере 500 руб. носят материально-правовой характер и не могут быть разрешены в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем производство по делу в указанной части, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ 18 ░░░ 2018 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░. ░..

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░. ░ 27 ░░░░░░ 2019 ░.

░░░░░                ░░░░░░░                ░. ░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2019 ░.

2а-308/2019 ~ М-354/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Аникина Анжелика Николаевна
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Грайворонского РОСП УФССП по Белгородской области Кузьменко С.А.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Белгородской области
Другие
Грайворонский РОСП УФССП по Белгородской области
Суд
Грайворонский районный суд
Судья
Фенько Наталия Александровна
08.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
14.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019[Адм.] Судебное заседание
27.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее