ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о продлении срока содержания под стражей
г. Краснодар 08 сентября 2020 года
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Макаровой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Варениковой Е.А.,
с участием прокурора Ястребова В.А.,
следователя ОВД СЧ ГСУ
ГУ МВД России по Краснодарскому краю Л.,
адвоката Корнеева Д.В.
обвиняемого К.
рассмотрел в открытом судебном заседании постановление руководителя следственной группы – следователя ОВД СЧ ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Л. о возбуждении перед судом ходатайства о продлении
К., <...>
обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст.228.1 и ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, срока содержания под стражей на 03 месяца 00 суток, а всего до 15 месяцев 00 суток, то есть до 08 декабря 2020 года.
Проверив представленные материалы дела, выслушав мнения следователя, прокурора, обвиняемого, защитника, суд
УСТАНОВИЛ:
в производстве ГСУ ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю находится уголовное дело по обвинению К. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст.228.1 и ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ. По этому же уголовному делу к уголовной ответственности привлекаются и другие лица.
Уголовное дело возбуждено постановлением следователя по особо важным делам следственной части ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Л. от 04.09.2019г. в отношении К. и других лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а» ч.4 ст.228.1 УК РФ. С данным уголовным делом соединены другие уголовные дела (всего 14 уголовных дел).
Срок предварительного следствия, который исчисляется по уголовному делу, возбужденному 14.08.2019г. в отношении неустановленных лиц, неоднократно продлевался, последний раз 28 августа 2020 г. руководителем следственного органа - заместителем начальника Следственного департамента МВД России на 02 месяца 00 суток, а всего до 17 месяцев 00 суток, то есть до 14 января 2021 года.
09.09.2019 г. К. задержан в порядке, предусмотренном ст.ст. 91,92 УПК РФ.
09.09.2019г. К. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.30, п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
10.09.2019г. Октябрьским районным судом города Краснодара в отношении К. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 02 месяца 00 суток, то есть до 09.11.2019 г.
06.11.2019 г. Октябрьским районным судом города Краснодара продлен срок содержания К. под стражей на 02 месяца 06 суток, а всего до 04 месяцев 06 суток, то есть до 14 января 2020 года.
Срок содержания К. под стражей последовательно продлевался, последний раз 04.08.2020г. Октябрьским районным судом города Краснодара на 26 суток, а всего до 12 месяцев 00 суток, то есть до 09.09.2020 г.
Постановлением от 03.07.2020 года К. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст.228.1 и ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
В обоснование ходатайства о продлении срока содержания под стражей следователь, приводя вышеизложенные сведения о состоянии дела, принятых процессуальных решениях, сути предъявленного обвинения, указал, что с момента последнего продления срока содержания обвиняемого под стражей был истребован ответ на запрос из <...> о предоставлении расширенных выписок по счетам электронных кошельков, с которых перечислялись денежные средства от незаконного сбыта наркотических средств на банковские счета (банковские карты) обвиняемых, которые осмотрены и приобщены в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, истребовано заключение судебной бухгалтерской экспертизы.
В ходатайстве отражено, что запланированные при предыдущем продлении срока содержания под стражей К. следственные и процессуальные действия в полном объёме не выполнены: не проведены 13 (тринадцать) судебных фоноскопических экспертиз, срок окончания которых планируется 01.10.2020г., не проведены 2 (две) судебные стационарные психиатрические экспертизы, назначенные 07.07.2020 г., срок окончания которых планируется 01.10. 2020 г. Указанные судебные фоноскопические экспертизы не проведены в полном объеме в связи с имеющейся нагрузкой в экспертном учреждении <...> препятствующей одновременному производству нескольких фоноскопических экспертиз в одном учреждении. Судебные стационарные психиатрические экспертизы не проведены в связи с введенным карантином, что препятствовало этапированию обвиняемых из ФКУ «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Краснодарскому краю в ФКУ «Следственный изолятор №2» УФСИН России по городу Москве.
Как указано в ходатайстве, срок содержания под стражей обвиняемого К. истекает 09 сентября 2020 года, однако, окончить расследование к указанной дате не представляется возможным, так как по уголовному делу необходимо провести следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в том числе получить заключения 2 (двух) стационарных психиатрических и 13 (тринадцати) фоноскопических судебных экспертиз, ознакомить обвиняемых и их защитников с заключениями экспертов; на основании собранных доказательств предъявить обвинение в полном объёме членам преступного сообщества и допросить их в качестве обвиняемых; произвести иные следственные действия и мероприятия, необходимость в проведении которых возникнет; уведомить обвиняемых об окончании предварительного следствия; приступить к выполнению требований статьи 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Следователь указывает, что предъявленное К. обвинение подтверждено собранными доказательствами. Считает, что оснований для изменения меры пресечения на иную, более мягкую, не имеется, так как обстоятельства, послужившие основанием для избрания меры пресечения, не изменились. Учитывая, что К. обвиняется в совершении преступлений, отнесенных законом к категории особо тяжких, за которые предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы, не работает, имеются основания полагать, что находясь на свободе, К. может продолжить заниматься преступной деятельностью, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, оказать давление на свидетелей, а также скрыться от следствия и суда, чем воспрепятствовать установлению истины по делу.
С учётом изложенного следователь просит продлить срок содержания обвиняемому К. под стражей на 03 месяца 00 суток, а всего до 15 месяцев 00 суток, то есть до 08 декабря 2020 года.
В судебном заседании следователь и прокурор поддержали доводы ходатайства, приведя подробные доводы о необходимости продления срока содержания под стражей и отсутствии предусмотренных законом основания для избрания более мягкой меры пресечения.
Обвиняемый К. против удовлетворения ходатайства возражал. Указывая на отсутствие доказательств, подтверждающих доводы ходатайства о том, что в случае избрания более мягкой меры пресечения он продолжит заниматься преступной деятельностью, скроется от следствия и будет препятствовать его производству, полагал необходимым в удовлетворении ходатайства отказать и избрать более мягкую меру пресечения в виде домашнего ареста.
Адвокат К. против удовлетворения ходатайства следователя также возражал, полагая необходимым в удовлетворении ходатайства отказать и избрать в отношении подзащитного меру пресечения в виде домашнего ареста.
Выслушав изложенные сторонами доводы, проверив материалы дела, суд находит ходатайство следователя обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.3 ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.
Порядок обращения с ходатайством по данному делу соблюден. Ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей составлено уполномоченным на то должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, в установленные законом сроки и с согласия соответствующего руководителя следственного органа.
Ходатайство подробно мотивировано следователем. Все доводы ходатайства подтверждены исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела, при этом представленных материалов достаточно для принятия законного и обоснованного решения.
Преступления, в совершении которых обвиняется К., отнесены законом к категории особо тяжких, за совершение указанных преступлений законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет. При этом, характер и степень общественной опасности преступлений, в совершении которых предъявлено обвинение, в совокупности с данными о личности обвиняемого, который не имеет постоянного места работы, не имеет постоянного источника дохода, дают достаточные основания полагать, что в случае избрания более мягкой меры пресечения, обвиняемый может продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей, скрыться от следствия и суда, либо иным образом воспрепятствовать производству по делу.
Вопреки позиции защитника, причастность К. к преступлениям, в совершении которых было предъявлено обвинение, была предметом проверки при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. К ходатайству о продлении срока содержания под стражей также приобщены материалы уголовного дела, совокупность которых суд признает достаточным для принятия законного и обоснованного решения.
Согласно ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97 и ст. 99 УПК РФ. Мера пресечения также может быть изменена в случае выявления у обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением.
Установлено и подтверждено представленными материалами, что обстоятельства, предусмотренные ст.ст.97 и 99 УПК РФ, послужившие основанием для избрания меры пресечения, не изменились. Напротив, мера пресечения была избрана с учетом предъявления К. обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 п. «а» ч.4 ст.228.1 УК РФ, тогда как в настоящее время К. обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210, ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 4 ст.228.1 и ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Материалы дела не содержат сведений об обследовании и лечении К., также сведений о том, что у него имеются заболевания препятствующие содержанию его под стражей, не имеется и суду не представлены.
Период продления срока действия меры пресечения, о котором заявлено в ходатайстве, является разумным и обусловлен перечнем необходимых для проведения следственных и процессуальных действий.
При рассмотрении настоящего ходатайства неэффективной организации предварительного расследования судом не установлено. Доводы органов предварительного расследования о невозможности своевременного окончания предварительного расследования по объективным причинам, обоснованы и подтверждены приобщенными к ходатайству материалами.
Исключительность продления срока действия меры пресечения свыше 12 месяцев обусловлена сложностью расследуемых преступлений, объемом уголовного дела, количеством лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и, соответственно, объемом необходимых для проведения следственных и процессуальных действий.
Суд принимает во внимание, что ранее К. не судим, женат, имеет постоянное место жительства. Однако, указанные данные о личности, с учетом всех вышеизложенных обстоятельств, не могут быть признаны основанием для отказа в удовлетворении ходатайства следователя и избрания в отношении обвиняемого более мягкой меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, в том числе и домашнего ареста.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности все обстоятельства дела, суд считает ходатайство следователя законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 109 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство руководителя следственной группы - следователя ОВД СЧ ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Л. удовлетворить.
Продлить срок содержания под стражей обвиняемого К., <...> на 03 (три) месяца 00 суток, а всего до 15 (пятнадцати) месяцев 00 суток, то есть до 08 декабря 2020 года.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение 3 суток со дня его провозглашения, а обвиняемым, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии постановления.
Председательствующий Е.И.Макарова