Дело №2-18/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16.03.2020 г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Саленковой Ю.А.,
с участием истица Солдака Н.В., ответчика Анищенкова С.М., его представителя Белявитневой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солдака Н.В. к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Салынину Д.С., Администрации Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Анищенкову С.М., Крышалович А.В., Залецкой А.А. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Солдак Н.В. обратился в суд с иском к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области с требованием о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти отца 28., умершего <дата> г., матери 29 умершей <дата> г.
В обоснование иска указано, что Солдак В.А. на основании договора купли-продажи от <дата> года являлся собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, с. <адрес>, д. <адрес>, <адрес>. По вышеуказанному адресу Солдак В.А. проживал совместно с женой - Солдак А.А. и детьми - Солдак Н.В., Солдак А.В. <дата> 3 умер. <дата> в жилом доме произошел пожар, в результате которого дом сгорел, мать 5 - 14 умерла <дата> Брат истца 15 умер <дата> В течение установленного законом срока истец не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако принял меры по сохранению наследственного имущества, с <дата> года обрабатывает и пользуется вышеуказанным земельным участком. Просит признать право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, с.п.<адрес>, <адрес> (том 1 л.д.3).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (том 1 л.д.1), Солдак Г.В., Солдак Н.В. (т.1 л.д.93), Рябцев А.Н. (т.1 л.д.181), в качестве соответчиков - Администрация Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (т.3 л.д.68), Салынин Д.С., Анищенков С.М., Крышалович А.В., Залецкая А.А.
Истец Солдак Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Анищенков С.М., его представитель Белявитнева Е.Г. возражали против удовлетворения иска, ответчик заявил о применении исковой давности к спорным правоотношениям.
Ответчики Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области, Салынин Д.С., Администрация Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Крышалович А.В., Залецкая А.А.,
Салынин Д.С., третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Третье лицо Солдак Н.В. в письменных заявлениях от <дата>, от <дата> не возражала против удовлетворения иска, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (том 1 л.д.110,164).
Ответчик Администрация Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в письменном заявлении просила применить к спорным правоотношениям срок исковой давности, в иске отказать (том 2 л.д.168-169).
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения сторон, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть третья Гражданского кодекса РФ введена в действие с 1 марта 2002 года и применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (ст.ст.1,5 ФЗ от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».)
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю (ст. 532 ГК РСФСР, ч.1 ст. 1142 ГК РФ).
В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР (ст. 1153 ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество.
В судебном заседании установлено, что 3 на основании договора купли-продажи от <дата> приобрел у Сарвиловой Л.А. жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, с.п.<адрес>, <адрес>, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. (том 1 л.д.4).
На основании постановления главы Гнездовской сельской администрации Смоленского района от <дата> № <номер> за 3 был закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га в связи с покупкой дома у гражданки Сарвиловой Л.А. (том 1 л.д.230, том 2 л.д.143).
Указанный жилой дом в результате пожара сгорел <дата>, что подтверждается справкой начальника ИГПН ОПО-7 УВД (том 1 л.д.10).
Согласно свидетельству о рождении родителями Солдака Н.В. являются 3 и 14 (том 1 л.д.8).
Истец пояснил, что у 3 было пятеро детей: он, 19, 20, 15 и 16
Судом установлено, что 16 умер <дата>, 19 умер <дата>, 20 умер <дата>, наследственное дело после его смерти 20 не заводилось (том 1 л.д.121,122,124,149, том 2 л.д.187). Из наследственного дела к имуществу умершего 19 следует, что с заявлением о принятии наследства обратился его сын Салынин Д.С. (том 1 л.д.125-134).
3 умер <дата> (том 1 л.д.5,46).
Как следует из наследственного дела к имуществу умершего 3 с заявлением о принятии наследства обратился сын наследодателя - Солдак А.В., которому было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на страховое возмещение (том 1 л.д.42-51,81-85).
Согласно справке Гнездовской сельской администрации от <дата> за 3 на праве собственности значится жилой дом в д.<адрес> (сгорел в <дата> году), расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., который находится в пользовании. Суд отмечает, что сведений о наличии иного имущества в собственности наследодателя не указано (том 1 л.д.14).
По данным БТИ за 3 в собственности в д. <адрес> значились дом, гараж, сарай (том 1 л.д.15,16, том 2 л.д.92-102).
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В справке за подписью и.о. главы Гнездовской сельской администрации № <номер> указано, что Солдак Н.В. совместно с отцом не проживал, но в течение 6 месяцев распорядился домом (том 1 л.д.12).
В судебном заседании истец пояснил, что после смерти родителей использовал земельный участок, где находился дом, в <дата> году для посадки картофеля, завес стройматериалы, потом на земельный участок более 15 лет не приезжал.
Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела истцом доказательств, подтверждающих фактическое принятие им наследства после смерти отца не представлено, как и относимых, достаточных, достоверных доказательств, что Солдак Н.В. после смерти отца каким-либо образом распорядился домом по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
В соответствии со ст.8 Гражданского Кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Возникновение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, может осуществляться только уполномоченным органом в установленном порядке.
Основным доводом истца является довод о том, что его отцу - 3 на законных основаниях принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с. п<адрес>, <адрес>, который был предоставлен администрацией сельского поселения.
В поддержку указанного довода истец ссылается на справку от <дата> № <номер> за подписью главы Гнездовской сельской администрации, согласно которой за Солдаком В.А. на праве собственности значится жилой дом, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., находящимся в пользовании. Указано, что земельный участок при доме в размере <данные изъяты> га будет закреплен за владельцем (том 1 л.д.11).
Однако указанная справка не подтверждает, что на момент смерти и после смерти 3 приобрел имущественные права в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., она также не доказывает использования этих земель.
Из сообщений Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области следует, что в документах постоянного хранения за <дата> г.г. сведений о предоставлении земельного участка в д. <адрес> <адрес> на имя 5, 6, 3 не имеется (том 2 л.д.123,124,137,138, том 3 л.д.87).
Таким образом, документы, представленные истцом, не доказывают, что 3 приобрел имущественные права в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., так как отсутствуют документы выданные уполномоченным органом, о предоставлении спорного земельного участка наследодателю на каком – либо праве.
Исходя из положений статьи 8 ГК РФ только один факт указания о планируемом предоставлении земельного участка не свидетельствует о возникновении права собственности на него.
14 умерла <дата> (том 1 л.д.6,58).
В соответствии с наследственным делом к имуществу умершей 14 с заявлениями о принятии наследства обратились ее сыновья истец Солдак Н.В. и Солдак А.В., которым было выдано свидетельство на денежные вклады (том 1 л.д.54-79,98-105).
Согласно справке от <дата> на день смерти 14 по адресу <адрес> ней проживали дети 30 и Солдак Н.В. По указанному адресу истец Солдак Н.В. был снят с учета в <дата> году, <дата> зарегистрирован, его брат 31. проживал с <дата> года (том 1 л.д.9,13).
15 умер <дата> (том 1 л.д.7,29).
Из наследственного дела к имуществу умершего 15 усматривается, что с заявлениями о принятии наследства обратились сын наследодателя - Салынин С.А., супруга – Солдак Н.В. (том 1 л.д.27-41).
Из выписки ЕГРН от <дата> следует, что <дата> земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, с.п.<адрес> был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен № <номер>, границы земельного участка не установлены, сведения о собственнике отсутствуют (ранее присвоенный кадастровый № <номер>, том 1 л.д.87, том 3 л.д.133).
Из сообщений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области на запросы суда следует, что кадастровое дело на земельный участок с кадастровым номером № <номер> отсутствует. Указано, что данный земельный участок был внесён в базу Государственного кадастра недвижимости <дата> на основании оценочных описей в результате информационного взаимодействия в электронном виде (том 1 л.д.118, том 2 л.д.68, 219).
Согласно заключению судебной экспертизы № <номер>-Э-19 СМК АОК 04 площадь земельного участка, на котором расположены строения, принадлежащие 3 - дом, хозяйственная постройка по адресу: <адрес>, с.п.<адрес>, <адрес>, в заборе в соответствии с планшетом съемки <адрес> года составляет приблизительно <данные изъяты> кв.м. Данный земельный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами № <номер> и № <номер>. Определить конфигурацию и границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, с.п.<адрес>, <адрес> не представляется возможным ввиду отсутствия в документах графической информации. Границы истребуемого истцом земельного участка были показаны лично Солдаком Н.В. на местности, его площадь составляет <данные изъяты> кв.м., указанный участок накладывается на границы земельных участков с кадастровыми номерами № <номер>, № <номер> и № <номер>, границы которых установлены в ЕГРН. Остатки фундамента жилого дома, показанные Солдаком Н.В., расположены в границах земельного участка с кадастровым номером № <номер> (том 3 л.д.81-82, 155-194, том 4 л.д.8).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность за плату на основании постановления главы Гнездовской сельской администрации Смоленского района от <дата> был предоставлен Рябцеву А.Н., за последним решением суда от <дата> признано право собственности на указанный земельный участок (том.1 л.д.173, 177-178). В настоящее время собственником земельного участка является Анищенков С.М., земельному участку присвоен адрес - <адрес>, с.п.<адрес> <адрес> (том 1 л.д. 174-176,193-216,232, 236-258, том 4 л.д.14,21-22).
Земельный участок с кадастровым номером № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м. был поставлен на кадастровый учет <дата>, его собственником на основании постановления администрации от <дата> № <номер>, свидетельства о праве собственности на землю от <дата> № <номер> является Залецкая А.А. (том 3 л.д.12-24, том 4 л.д.12).
Земельный участок с кадастровым номером № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м. был поставлен на кадастровый учет <дата>, входит в состав земельного участка с кадастровым номером № <номер>, его собственником на основании постановления администрации от <дата> № <номер>, свидетельства о праве собственности на землю от <дата> № <номер> является Крышалович И.Г., в настоящее время собственником значится Крышалович А.В. (том 3 л.д. 10, 11, 25-45, том 4 л.д.16,19).
По мнению истца, наследственным имуществом его родителей 3 и 14 является земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с. п. <адрес>, после их смерти наследниками принявшими наследство являются он и 15, а после смерти брата 15 он является единственным наследником.
На основании изложенных доводов истец выдвигает заявленные требования о признании за ним права собственности на обозначенный им земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
Как усматривается из материалов дела истцом, доказательств того, что принимались решения уполномоченными органами о предоставлении в пользование, собственность 3, 14 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. суду не представлено, в связи с чем оснований для вывода о наличии в собственности наследодателей указанного земельного участка не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку 3, 14 при жизни не обладали правом собственности, либо правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью 2200 кв.м., следовательно, на момент их смерти земельный участок, о правах на который заявлен иск, наследодателям на праве собственности не принадлежал, соответственно имущественные права на данный участок по указанным основаниям не могли войти в состав наследства, открывшегося после смерти 3 и 14
Ст. 12 ГК РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав, как признание права.
Исходя из избранного истцом способа защиты своих наследственных прав (признание права собственности на часть имущества в порядке наследования) к спорным отношениям применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ (три года).
Указанная позиция была сформулирована в определении Верховного Суда РФ от 20.12.2011 N5-В11-115 и неоднократно применена судом при разрешении аналогичных споров.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Суд, признавая пропущенным срок исковой давности, исходит из того, что поскольку земли, на которые претендует истец, были предоставлены уполномоченным органом в период с <дата> по <дата> г.г. третьим лицам, к <дата> году все участки поставлены на кадастровый учет, собственники возвели на них строения, ограждения, то с указанного времени истец, должен был узнать о распоряжении сельской администрацией спорным земельным участком, тогда как истец обратился с настоящим иском только <дата>.
Иные доводы стороны истца, приведённые в ходе рассмотрения дела, не опровергают указанные выводы суда, в связи с этим, признаются судом несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Солдака Н.В. к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Салынину Д.С., Администрации Гнездовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, Анищенкову С.М., Крышалович А.В., Залецкой А.А. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Моисеева
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2020.