Дело № 2-569/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2013 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре Мухиной А.В.,
при участии помощника прокурора Лихославльского района Соловьёвой Е.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-569/2013 по исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Лихославльский радиаторный завод» о признании незаконными действий по ограничению подачи теплового ресурса с котельной завода, о запрете в дальнейшем ограничивать подачу теплового ресурса с котельной завода.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что проведенной проверкой исполнения жилищно-коммунального законодательства в части обеспечения населения коммунальными услугами в виде горячего водоснабжения и отопления установлено, что ОАО «ЛРЗ» на праве собственности принадлежит здание котельной с паровыми котлами, эксплуатация которой осуществляется на основании лицензии, выданной ДД.ММ.ГГГГ года. По договору аренды ООО «Тверьэнергогаз» является поставщиком тепловой энергии в г.Лихославле и осуществляет эксплуатацию муниципальной тепловой сети от центрального теплового пункта (граница балансовой принадлежности) ул. Лихославльская в г. Лихославль общей протяженностью <данные изъяты> м., которая присоединена к котельной ОАО «ЛРЗ». Иного, альтернативного источника производства тепловой энергии в данном микрорайоне <адрес> не имеется. ООО «Тверьэнергогаз» (покупатель), получая тепловую энергию с котельной ОАО «ЛРЗ» (поставщик) на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, осуществляет передачу и распределение данной тепловой энергии по муниципальной тепловой сети от центрального теплового пункта (граница балансовой принадлежности) потребителям. Потребителями тепловой энергии от указанной тепловой сети являются МДОУ Детский сад «Малышок», ТСЖ «На Вагжанова», жители многоквартирных жилых домов <адрес>, обслуживание которых осуществляет на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами ООО «ЖКХ-Сервис» (в том числе обслуживание ТСЖ «Надежда»). Фактическое получение жителями вышеуказанных домов коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению подтверждается платежными документами. У ООО «Тверьэнергогаз» перед ОАО «ЛРЗ» по договору поставки тепловой энергии образовалась задолженность по ее оплате, был разработан график погашения задолженности, согласованный предприятием. Однако в связи с нарушением ООО «Тверьэнергогаз» данного графика ОАО «ЛРЗ» с ДД.ММ.ГГГГ ограничил подачу теплового ресурса путем снижения температуры теплоносителя ниже 60?С, что привело к подаче коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления населению микрорайона по <адрес> и МДОУ Детский сад «Малышок» ненадлежащего качества. Фактически, температурный режим был снижен до 00 часов ДД.ММ.ГГГГ года. По тем же основаниям ОАО «ЛРЗ» ограничил подачу организации теплового ресурса путем снижения температуры теплоносителя и с ДД.ММ.ГГГГ года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесуточная температура теплоносителя была не выше 50?С. Большинство граждан, проживающих в жилых домах, МДОУ Детский сад «Малышок», являющиеся потребителями тепловой энергии, добросовестно оплачивают данные коммунальные услуги. Однако действия ОАО «ЛРЗ» по снижению температуры теплоносителя повлекли предоставление коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения и отопления населению ненадлежащего качества. Отсутствие прямых договорных отношений ОАО «ЛРЗ» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов последних. Кроме того, ОАО «ЛРЗ» занимает доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии потребителям микрорайона по <адрес> в <адрес>, соответственно ООО «Тверьэнергогаз» не имеет технической возможности использовать другие топливно-энергетические ресурсы для выработки тепловой энергии для нужд потребителей данного микрорайона. Таким образом, ОАО «ЛРЗ» злоупотребляет правом и доминирующим положением, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите конкуренции». Действия ОАО «ЛРЗ» создают реальную опасность для жизни людей и тяжелых последствий, поскольку в соответствии со СанПиН 2.1.4 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, определяющих безопасность тепловой воды, в случае несоблюдения температурного режима горячей воды возможны случаи загрязнения воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре 60?С, увеличение количества хлороформа в воде, возникновение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды. В соответствии с положениями ГК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке. Частичное приостановление подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию. Таким образом, частичное ограничение подачи тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления населению микрорайона по <адрес> в г. Лихославль и МДОУ Детский сад «Малышок» является нарушением законных прав граждан. Прокурор вправе в порядке ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.
Просит суд: признать незаконными действия ОАО «Лихославльский радиаторный завод» по введению ограничения подачи теплового ресурса – тепловой энергии в горячей воде с котельной завода путем снижения температуры теплоносителя – горячей воды, используемого для предоставления жителям микрорайона по <адрес> в <адрес> коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления. Запретить ОАО «Лихославльский радиаторный завод» в дальнейшем ограничивать подачу теплового ресурса – тепловой энергии в горячей воде с котельной завода путем снижения температуры теплоносителя – горячей воды, используемого для выработки и предоставления тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления жителям многоквартирных домов микрорайона по <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Лихославльского района Соловьева Е.Ю. иск поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении и просит его удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «Лихославльский радиаторный завод» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика – Ашитко М.Г. исковые требования прокурора Лихославльского района не признал, пояснял, что изначально котельная предназначалась для деятельности завода. Котельную стали использовать для отопления района в 70-80 годы.
Согласно представленному отзыву ОАО «Лихославльский радиаторный завод» на исковое заявление (т. 1 л.д. 2-4), договором № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.3.1) предусмотрено право поставщика ограничить подачу тепловой энергии до уровня, создающего угрозу повреждения тепловых сетей «Покупателя», при неоплате поданной энергии в срок, указанный в п. 2.2.7, а также полностью прекратить подачу тепловой энергии при неоплате за поданную тепловую энергию более 2-х месяцев подряд и возникновении аварийных ситуаций, с уведомлением за 48 часов до введения ограничения. Данное право также предусмотрено Постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года № 1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» и № 808 от 08.08.2012 года «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В связи с ненадлежащим исполнением договора ООО «Тверьэнергогаз» в части несвоевременной оплаты тепловой энергии ОАО «ЛРЗ», направив уведомление, ввело ограничение подачи теплового ресурса путем снижения температуры теплоносителя. Таким образом, действия ОАО «ЛРЗ» являются правомерными.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Тверьэнергогаз», администрации городского поселения город Лихославль, ООО «ЖКХ-Сервис», ТСЖ «На Вагжанова», ТСЖ «Надежда» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
ООО «Тверьэнергогаз» представило отзыв на исковое заявление прокурора Лихославльского района (т. 1 л.д.233-234), согласно которому ООО «Тверьэнергогаз» является теплоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является производство и поставка тепловой энергии в горячей воде потребителям города Лихославля. В рамках исполнения договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, по которому ОАО «Лихославльский радиаторный завод» поставляет ООО «Тверьэнергогаз» за плату тепловую энергию в горячей воде через присоединенные наружные сети, последним допущено возникновение задолженности перед ОАО «Лихославльский радиаторный завод» за потребленную тепловую энергию. В то же время полученная тепловая энергия от ОАО «ЛРЗ» была передана ООО «Тверьэнергогаз» через присоединенные сети в адрес других потребителей <адрес>. Общий размер долга потребителей тепловой энергии, расположенных в городе Лихославле перед ООО «Тверьэнергогаз» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. Однако, несмотря на наличие такой задолженности иных потребителей тепловой энергии перед ООО «Тверьэнергогаз», последнее прилагает все усилия для погашения задолженности перед ОАО «ЛРЗ». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет задолженности перечислена денежная сумма в размере <данные изъяты> руб. Действия ОАО «ЛРЗ» по введению ограничения подачи теплового ресурса путем снижения температуры теплоносителя, используемого для предоставления населению, проживающему в микрорайоне по <адрес> в <адрес> коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления, являются неправомерными и приводят к нарушению прав и законных интересов добросовестных потребителей, оплативших полученную тепловую энергию, в том числе граждан города Лихославля. Требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Заслушав заключение помощника прокурора, полагавшую иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частями 1 и 3 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Согласно ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В силу положений ст. 426 ГК РФ, договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с п. 2, п. 31 и п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011года №354 (далее Правила) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, которое обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю, а потребитель вправе получать коммунальные услуги в необходимых длянего объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 Правил, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В соответствии с п. 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12настоящих Правил.
Согласно п. 2.4 «СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 года №20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Согласно п. 15 приложения № 1 к Правилам критерием качества коммунальной услуги отопления является обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C).
Согласно приложению № 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 64 обязательным санитарно-эпидемиологическим требованием к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях в холодный период года является поддержание температуры в жилом помещении не менее 18°C, при этом оптимальной температурой воздуха в жилых помещениях является 20-22 °C.
Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003года №115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, а подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
В судебном заседании установлено, что ОАО «Лихославльский радиаторный завод» (далее ОАО «ЛРЗ») является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого, согласно Уставу, является предоставление коммунальных и бытовых услуг населению и предприятиям (т. 1 л.д. 14-15).
В собственности ОАО «ЛРЗ» находится здание котельной с паровыми котлами, расположенная по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 31, 37-44), на эксплуатацию данной котельной у ОАО «ЛРЗ» получена лицензия (т. 1 л.д.32-36).
К данной котельной присоединена тепловая сеть от центрального теплового пункта (граница балансовой принадлежности) по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., предназначенная для самостоятельной эксплуатации и организации безаварийного, качественного предоставления услуг в сфере передачи и распределения тепловой энергии для населения городского поселения города Лихославля, которая согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ находится во временном владении и пользовании у ООО «Тверьэнергогаз» (т. 1 л.д. 132-138).
Основным видом деятельности ООО «Тверьэнергогаз» является производство, передача и распределение пара и горячей воды с использованием паровых и водогрейных котлов (т. 1 л.д. 16-21).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ЛРЗ» и ООО «Тверьэнергогаз» заключен договор № на продажу тепловой энергией в горячей воде через присоединенные наружные сети, согласно условиям которого ОАО «ЛРЗ» обязуется подавать ООО «Тверьэнергогаз» согласованное количество энергии в соответствии с графиком её подачи на отопление и горячее водоснабжение, а ООО «Тверьэнергогаз» обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных в условиях договора. Покупатель обязуется распределять сетевую воду между своими потребителями. Поставщик поддерживает среднесуточную температуру подаваемой сетевой воды в соответствии с рабочим температурным графиком источника тепла с отклонениями не более чем на 5?С, достаточной для приготовления горячей воды в точках водоразбора в соответствии со СНиП 2.04.01-85, обеспечивает давление в падающей магистрали сетевой воды на границах балансовой принадлежности. Согласно дополнительному соглашению № к данному договору, договор действует до ДД.ММ.ГГГГ года, по истечении срока своего действия договор автоматически пролонгируется на следующий календарный день (т. 1 л.д. 93-98).
За счёт работы котельной ОАО «ЛРЗ» через тепловые сети обществом с ограниченной ответственностью «Тверьэнергогаз» обеспечивается теплоснабжение 19 многоквартирных жилых домов и снабжение горячей водой жителей 15 многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Управляющих компаний (т. 1 л.д. 22-26, 123-131, 139-141), с которыми ООО «Тверьэнергогаз» заключены договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений (т. 1 л.д. 99-108). ООО «Тверьэнергогаз» имеет договорные обязательства по поставке тепловой энергии перед образовательным учреждением МДОУ Детский сад «Малышок» (т.1 л.д.109-117).
Таким образом, ОАО «ЛРЗ» является энергоснабжающей организацией по отношению к обществу с ограниченной ответственностью «Тверьэнергогаз», которое, в свою очередь, передаёт принятую им от энергоснабжающей организации горячую воду через присоединенную сеть потребителям как МДОУ «Детский сад «Малышок», так и гражданам, которые проживают в жилых домах города Лихославль, и являются непосредственными потребителями.
Следовательно, качество коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых данными управляющими организациями населению, в полном объеме зависит от действий ОАО «ЛРЗ».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛРЗ» была снижена температура теплоносителя на котельной завода ниже 60?С, что не оспаривается ответчиком и подтверждается данными параметров теплопотребления приборов учета, жалобами жителей (т. 1 л.д. 27-30, 47-92, 142-144, 148-203). ООО «Тверьэнергогаз» было уведомлено о принятии ограничения подачи теплового ресурса, что также не оспаривается сторонами.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление лицом своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 05.01.1998 года утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электроэнергии, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее Порядок), согласно пунктам 3 и 4 которого при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения. Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Данным постановлением установлен специальный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательства по оплате. Указанный порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжёлым экологическим последствиям, а также медицинских учреждений, организаций связи, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов вентиляции, водоотлива и основных подъёмных устройств угольных и горнорудных организаций и метрополитена.
Согласно п. 6 указанного Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
В соответствии с п. 114 и п. 121 Правил при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
ООО «Тверьэнергогаз» для собственных нужд тепловую энергию в виде горячего водоснабжения и отопления не использует.
Поставка горячего водоснабжения гражданам-потребителям опосредованно сама по себе не является достаточным основанием для лишения их права на получение услуги надлежащего качества.
В силу Закона РФ от 07.02.1997 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, приобретающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определенных законом целей. Часть граждан, проживающих в жилых домах, являющихся потребителями тепловой энергии, поставляемой вышеуказанными организациями, добросовестно оплачивают услугу отопления и горячего водоснабжения (т.1 л.д. 204-216).
В соответствии со ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей» любому потерпевшему предоставляется право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с ресурсоснабжающими организациями или нет. Отсутствие договорных отношений у ОАО «ЛРЗ» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения их прав и законных интересов.
В соответствии с приведенными положениями законодательства гражданам–потребителям коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Действующее законодательство возлагает обязанность на организации-потребители и энергоснабжающие организации до момента введения ограничения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществить совместные действия, направленные на обеспечение гражданам-абонентам, добросовестно оплачивающим коммунальные ресурсы, подачи топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах и отвечающим по качеству требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Таким образом, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию, и приостановление или ограничение подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию.
При введении ограничения подачи тепловой энергии требования, предусмотренные вышеуказанными нормами законодательства, до ограничения подачи теплоснабжения от котельной со стороны ОАО «ЛРЗ» выполнены не были, а именно, ОАО «ЛРЗ» не предприняло должных мер по предотвращению указанной ситуации, в ООО «Тверьэнергогаз» и в управляющие компании в интересах добросовестных потребителей для согласования необходимых объемов тепловой энергии не обращалось. Кроме того, данное уведомление в адрес потребителей не поступало. Данное обстоятельство повлекло нарушение прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно оплачивающих предоставленную коммунальную услугу.
Кроме того, снижение температуры горячей воды ниже 60°C создает угрозу безопасности жизни и здоровья потребителей, что следует из СанПиН 2.1.4.2496-09 от 07 апреля 2009 года, согласно которому горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, определяющих безопасность тепловой воды, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C, а сами требования направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр.,; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Вследствие данных действий ОАО «ЛРЗ» граждане, проживающие на территории г.Лихославля, исправно оплачивающие коммунальные платежи и имеющие неотъемлемое право на получение указанных услуг, лишились возможности получать такие коммунальные услуги, как горячее водоснабжение и отопление надлежащего качества, в связи с чем действия ответчика повлекли за собой нарушение конституционных, жилищных прав граждан-потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные ресурсы, на благоприятные условия жизни.
Действия ОАО «ЛРЗ» по ограничению подачи теплового ресурса с котельной завода противоречат приведенным требованиям закона, влекут ущемление прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних воспитанников МДОУ Детский сад «Малышок», в связи с чем являются незаконными.
Указанные действия на основании ст. 10 ГК РФ следует квалифицировать как злоупотреблением правом.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО «ЛРЗ» занимает доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии потребителям указанного района города Лихославля, соответственно ООО «Тверьэнергогаз» не имеет технической возможности использовать другие топливно-энергетические ресурсы для выработки тепловой энергии для нужд потребителей.
ОАО «ЛРЗ» не использовало все доступные способы, предусмотренные законом, для защиты своих прав, а воспользовалось самой крайней мерой.
Доводы ответчика ОАО «ЛРЗ» о том, что договором № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право ОАО «ЛРЗ» ограничивать подачу тепловой энергии до уровня создающего угрозу повреждения тепловых сетей ООО «Тверьэнергогаз» при неоплате поданной энергии в срок, указанный в п. 2.2.7, с уведомлением последнего за 48 часов до введения ограничения, свидетельствуют, только о том обстоятельстве, что ОАО «ЛРЗ» может воспользоваться данным правом при соблюдении предусмотренного законом порядка введения ограничения, с учётом прав граждан-потребителей потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, в данном случае такой порядок был нарушен.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ОАО «ЛРЗ» незаконно ограничивало подачу тепловой энергии путем снижения температуры теплоносителя. Следовательно, исковые требования о признании действий ОАО «ЛРЗ» незаконными и запрете в дальнейшем ограничивать подачу теплового ресурса с котельной завода путем снижения температуры теплоносителя, используемого для выработки и предоставления тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления, подлежат удовлетворению с учётом того, что, как следует из материалов дела (т. 1 л.д. 140-141), нарушаются права потребителей, проживающих не только по <адрес>. В связи с изложенным, суд полагает излишним конкретизировать указание <адрес>.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Суд полагает, что с учетом изложенных выше обстоятельств вынесенное решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Лихославльского района удовлетворить.
Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Лихославльский радиаторный завод» по введению ограничения подачи теплового ресурса – тепловой энергии в горячей воде с котельной ОАО «Лихославльский радиаторный завод» путем снижения температуры теплоносителя – горячей воды, используемого для предоставления жителям многоквартирных домов в гор. Лихославле коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления.
Запретить открытому акционерному обществу «Лихославльский радиаторный завод» в дальнейшем ограничивать подачу теплового ресурса – тепловой энергии в горячей воде с котельной ОАО «Лихославльский радиаторный завод» путем снижения температуры теплоносителя – горячей воды, используемого для выработки и предоставления тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления жителям многоквартирных домов в гор. Лихославле в целях соблюдения прав граждан, полностью исполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации, на бесперебойное обеспечение горячим водоснабжением.
В силу особых обстоятельств обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий: <данные изъяты> О. А. Волошкин
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2014 года. <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-569/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2013 года г. Лихославль
Лихославльский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волошкина О. А.
при секретаре Мухиной А.В.,
при участии помощника прокурора Лихославльского района Соловьёвой Е.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-569/2013 по исковому заявлению прокурора Лихославльского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Лихославльский радиаторный завод» о признании незаконными действий по ограничению подачи теплового ресурса с котельной завода, о запрете в дальнейшем ограничивать подачу теплового ресурса с котельной завода.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что проведенной проверкой исполнения жилищно-коммунального законодательства в части обеспечения населения коммунальными услугами в виде горячего водоснабжения и отопления установлено, что ОАО «ЛРЗ» на праве собственности принадлежит здание котельной с паровыми котлами, эксплуатация которой осуществляется на основании лицензии, выданной ДД.ММ.ГГГГ года. По договору аренды ООО «Тверьэнергогаз» является поставщиком тепловой энергии в г.Лихославле и осуществляет эксплуатацию муниципальной тепловой сети от центрального теплового пункта (граница балансовой принадлежности) ул. Лихославльская в г. Лихославль общей протяженностью <данные изъяты> м., которая присоединена к котельной ОАО «ЛРЗ». Иного, альтернативного источника производства тепловой энергии в данном микрорайоне <адрес> не имеется. ООО «Тверьэнергогаз» (покупатель), получая тепловую энергию с котельной ОАО «ЛРЗ» (поставщик) на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, осуществляет передачу и распределение данной тепловой энергии по муниципальной тепловой сети от центрального теплового пункта (граница балансовой принадлежности) потребителям. Потребителями тепловой энергии от указанной тепловой сети являются МДОУ Детский сад «Малышок», ТСЖ «На Вагжанова», жители многоквартирных жилых домов <адрес>, обслуживание которых осуществляет на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами ООО «ЖКХ-Сервис» (в том числе обслуживание ТСЖ «Надежда»). Фактическое получение жителями вышеуказанных домов коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению подтверждается платежными документами. У ООО «Тверьэнергогаз» перед ОАО «ЛРЗ» по договору поставки тепловой энергии образовалась задолженность по ее оплате, был разработан график погашения задолженности, согласованный предприятием. Однако в связи с нарушением ООО «Тверьэнергогаз» данного графика ОАО «ЛРЗ» с ДД.ММ.ГГГГ ограничил подачу теплового ресурса путем снижения температуры теплоносителя ниже 60?С, что привело к подаче коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления населению микрорайона по <адрес> и МДОУ Детский сад «Малышок» ненадлежащего качества. Фактически, температурный режим был снижен до 00 часов ДД.ММ.ГГГГ года. По тем же основаниям ОАО «ЛРЗ» ограничил подачу организации теплового ресурса путем снижения температуры теплоносителя и с ДД.ММ.ГГГГ года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесуточная температура теплоносителя была не выше 50?С. Большинство граждан, проживающих в жилых домах, МДОУ Детский сад «Малышок», являющиеся потребителями тепловой энергии, добросовестно оплачивают данные коммунальные услуги. Однако действия ОАО «ЛРЗ» по снижению температуры теплоносителя повлекли предоставление коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения и отопления населению ненадлежащего качества. Отсутствие прямых договорных отношений ОАО «ЛРЗ» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения прав и законных интересов последних. Кроме того, ОАО «ЛРЗ» занимает доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии потребителям микрорайона по <адрес> в <адрес>, соответственно ООО «Тверьэнергогаз» не имеет технической возможности использовать другие топливно-энергетические ресурсы для выработки тепловой энергии для нужд потребителей данного микрорайона. Таким образом, ОАО «ЛРЗ» злоупотребляет правом и доминирующим положением, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите конкуренции». Действия ОАО «ЛРЗ» создают реальную опасность для жизни людей и тяжелых последствий, поскольку в соответствии со СанПиН 2.1.4 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, определяющих безопасность тепловой воды, в случае несоблюдения температурного режима горячей воды возможны случаи загрязнения воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре 60?С, увеличение количества хлороформа в воде, возникновение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды. В соответствии с положениями ГК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке. Частичное приостановление подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию. Таким образом, частичное ограничение подачи тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления населению микрорайона по <адрес> в г. Лихославль и МДОУ Детский сад «Малышок» является нарушением законных прав граждан. Прокурор вправе в порядке ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.
Просит суд: признать незаконными действия ОАО «Лихославльский радиаторный завод» по введению ограничения подачи теплового ресурса – тепловой энергии в горячей воде с котельной завода путем снижения температуры теплоносителя – горячей воды, используемого для предоставления жителям микрорайона по <адрес> в <адрес> коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления. Запретить ОАО «Лихославльский радиаторный завод» в дальнейшем ограничивать подачу теплового ресурса – тепловой энергии в горячей воде с котельной завода путем снижения температуры теплоносителя – горячей воды, используемого для выработки и предоставления тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления жителям многоквартирных домов микрорайона по <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Лихославльского района Соловьева Е.Ю. иск поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении и просит его удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «Лихославльский радиаторный завод» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика – Ашитко М.Г. исковые требования прокурора Лихославльского района не признал, пояснял, что изначально котельная предназначалась для деятельности завода. Котельную стали использовать для отопления района в 70-80 годы.
Согласно представленному отзыву ОАО «Лихославльский радиаторный завод» на исковое заявление (т. 1 л.д. 2-4), договором № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.3.1) предусмотрено право поставщика ограничить подачу тепловой энергии до уровня, создающего угрозу повреждения тепловых сетей «Покупателя», при неоплате поданной энергии в срок, указанный в п. 2.2.7, а также полностью прекратить подачу тепловой энергии при неоплате за поданную тепловую энергию более 2-х месяцев подряд и возникновении аварийных ситуаций, с уведомлением за 48 часов до введения ограничения. Данное право также предусмотрено Постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года № 1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» и № 808 от 08.08.2012 года «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В связи с ненадлежащим исполнением договора ООО «Тверьэнергогаз» в части несвоевременной оплаты тепловой энергии ОАО «ЛРЗ», направив уведомление, ввело ограничение подачи теплового ресурса путем снижения температуры теплоносителя. Таким образом, действия ОАО «ЛРЗ» являются правомерными.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Тверьэнергогаз», администрации городского поселения город Лихославль, ООО «ЖКХ-Сервис», ТСЖ «На Вагжанова», ТСЖ «Надежда» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
ООО «Тверьэнергогаз» представило отзыв на исковое заявление прокурора Лихославльского района (т. 1 л.д.233-234), согласно которому ООО «Тверьэнергогаз» является теплоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является производство и поставка тепловой энергии в горячей воде потребителям города Лихославля. В рамках исполнения договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, по которому ОАО «Лихославльский радиаторный завод» поставляет ООО «Тверьэнергогаз» за плату тепловую энергию в горячей воде через присоединенные наружные сети, последним допущено возникновение задолженности перед ОАО «Лихославльский радиаторный завод» за потребленную тепловую энергию. В то же время полученная тепловая энергия от ОАО «ЛРЗ» была передана ООО «Тверьэнергогаз» через присоединенные сети в адрес других потребителей <адрес>. Общий размер долга потребителей тепловой энергии, расположенных в городе Лихославле перед ООО «Тверьэнергогаз» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. Однако, несмотря на наличие такой задолженности иных потребителей тепловой энергии перед ООО «Тверьэнергогаз», последнее прилагает все усилия для погашения задолженности перед ОАО «ЛРЗ». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет задолженности перечислена денежная сумма в размере <данные изъяты> руб. Действия ОАО «ЛРЗ» по введению ограничения подачи теплового ресурса путем снижения температуры теплоносителя, используемого для предоставления населению, проживающему в микрорайоне по <адрес> в <адрес> коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления, являются неправомерными и приводят к нарушению прав и законных интересов добросовестных потребителей, оплативших полученную тепловую энергию, в том числе граждан города Лихославля. Требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Заслушав заключение помощника прокурора, полагавшую иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частями 1 и 3 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
Согласно ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В силу положений ст. 426 ГК РФ, договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с п. 2, п. 31 и п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011года №354 (далее Правила) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, которое обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю, а потребитель вправе получать коммунальные услуги в необходимых длянего объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 Правил, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В соответствии с п. 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12настоящих Правил.
Согласно п. 2.4 «СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 года №20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Согласно п. 15 приложения № 1 к Правилам критерием качества коммунальной услуги отопления является обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C).
Согласно приложению № 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 64 обязательным санитарно-эпидемиологическим требованием к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях в холодный период года является поддержание температуры в жилом помещении не менее 18°C, при этом оптимальной температурой воздуха в жилых помещениях является 20-22 °C.
Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003года №115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, а подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.
В судебном заседании установлено, что ОАО «Лихославльский радиаторный завод» (далее ОАО «ЛРЗ») является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого, согласно Уставу, является предоставление коммунальных и бытовых услуг населению и предприятиям (т. 1 л.д. 14-15).
В собственности ОАО «ЛРЗ» находится здание котельной с паровыми котлами, расположенная по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 31, 37-44), на эксплуатацию данной котельной у ОАО «ЛРЗ» получена лицензия (т. 1 л.д.32-36).
К данной котельной присоединена тепловая сеть от центрального теплового пункта (граница балансовой принадлежности) по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., предназначенная для самостоятельной эксплуатации и организации безаварийного, качественного предоставления услуг в сфере передачи и распределения тепловой энергии для населения городского поселения города Лихославля, которая согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ находится во временном владении и пользовании у ООО «Тверьэнергогаз» (т. 1 л.д. 132-138).
Основным видом деятельности ООО «Тверьэнергогаз» является производство, передача и распределение пара и горячей воды с использованием паровых и водогрейных котлов (т. 1 л.д. 16-21).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ЛРЗ» и ООО «Тверьэнергогаз» заключен договор № на продажу тепловой энергией в горячей воде через присоединенные наружные сети, согласно условиям которого ОАО «ЛРЗ» обязуется подавать ООО «Тверьэнергогаз» согласованное количество энергии в соответствии с графиком её подачи на отопление и горячее водоснабжение, а ООО «Тверьэнергогаз» обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных в условиях договора. Покупатель обязуется распределять сетевую воду между своими потребителями. Поставщик поддерживает среднесуточную температуру подаваемой сетевой воды в соответствии с рабочим температурным графиком источника тепла с отклонениями не более чем на 5?С, достаточной для приготовления горячей воды в точках водоразбора в соответствии со СНиП 2.04.01-85, обеспечивает давление в падающей магистрали сетевой воды на границах балансовой принадлежности. Согласно дополнительному соглашению № к данному договору, договор действует до ДД.ММ.ГГГГ года, по истечении срока своего действия договор автоматически пролонгируется на следующий календарный день (т. 1 л.д. 93-98).
За счёт работы котельной ОАО «ЛРЗ» через тепловые сети обществом с ограниченной ответственностью «Тверьэнергогаз» обеспечивается теплоснабжение 19 многоквартирных жилых домов и снабжение горячей водой жителей 15 многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Управляющих компаний (т. 1 л.д. 22-26, 123-131, 139-141), с которыми ООО «Тверьэнергогаз» заключены договоры на предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений (т. 1 л.д. 99-108). ООО «Тверьэнергогаз» имеет договорные обязательства по поставке тепловой энергии перед образовательным учреждением МДОУ Детский сад «Малышок» (т.1 л.д.109-117).
Таким образом, ОАО «ЛРЗ» является энергоснабжающей организацией по отношению к обществу с ограниченной ответственностью «Тверьэнергогаз», которое, в свою очередь, передаёт принятую им от энергоснабжающей организации горячую воду через присоединенную сеть потребителям как МДОУ «Детский сад «Малышок», так и гражданам, которые проживают в жилых домах города Лихославль, и являются непосредственными потребителями.
Следовательно, качество коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых данными управляющими организациями населению, в полном объеме зависит от действий ОАО «ЛРЗ».
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛРЗ» была снижена температура теплоносителя на котельной завода ниже 60?С, что не оспаривается ответчиком и подтверждается данными параметров теплопотребления приборов учета, жалобами жителей (т. 1 л.д. 27-30, 47-92, 142-144, 148-203). ООО «Тверьэнергогаз» было уведомлено о принятии ограничения подачи теплового ресурса, что также не оспаривается сторонами.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление лицом своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 05.01.1998 года утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электроэнергии, тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее Порядок), согласно пунктам 3 и 4 которого при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения. Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Данным постановлением установлен специальный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательства по оплате. Указанный порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжёлым экологическим последствиям, а также медицинских учреждений, организаций связи, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов вентиляции, водоотлива и основных подъёмных устройств угольных и горнорудных организаций и метрополитена.
Согласно п. 6 указанного Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
В соответствии с п. 114 и п. 121 Правил при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток. При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
ООО «Тверьэнергогаз» для собственных нужд тепловую энергию в виде горячего водоснабжения и отопления не использует.
Поставка горячего водоснабжения гражданам-потребителям опосредованно сама по себе не является достаточным основанием для лишения их права на получение услуги надлежащего качества.
В силу Закона РФ от 07.02.1997 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, приобретающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, потребителем является не только то лицо, которое непосредственно состоит в договорных отношениях с продавцом, но и то, которое использует товар, работу, услугу для определенных законом целей. Часть граждан, проживающих в жилых домах, являющихся потребителями тепловой энергии, поставляемой вышеуказанными организациями, добросовестно оплачивают услугу отопления и горячего водоснабжения (т.1 л.д. 204-216).
В соответствии со ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей» любому потерпевшему предоставляется право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с ресурсоснабжающими организациями или нет. Отсутствие договорных отношений у ОАО «ЛРЗ» с гражданами-потребителями не может служить основанием для нарушения их прав и законных интересов.
В соответствии с приведенными положениями законодательства гражданам–потребителям коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Действующее законодательство возлагает обязанность на организации-потребители и энергоснабжающие организации до момента введения ограничения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществить совместные действия, направленные на обеспечение гражданам-абонентам, добросовестно оплачивающим коммунальные ресурсы, подачи топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах и отвечающим по качеству требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Таким образом, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию, и приостановление или ограничение подачи тепловой энергии не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию.
При введении ограничения подачи тепловой энергии требования, предусмотренные вышеуказанными нормами законодательства, до ограничения подачи теплоснабжения от котельной со стороны ОАО «ЛРЗ» выполнены не были, а именно, ОАО «ЛРЗ» не предприняло должных мер по предотвращению указанной ситуации, в ООО «Тверьэнергогаз» и в управляющие компании в интересах добросовестных потребителей для согласования необходимых объемов тепловой энергии не обращалось. Кроме того, данное уведомление в адрес потребителей не поступало. Данное обстоятельство повлекло нарушение прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно оплачивающих предоставленную коммунальную услугу.
Кроме того, снижение температуры горячей воды ниже 60°C создает угрозу безопасности жизни и здоровья потребителей, что следует из СанПиН 2.1.4.2496-09 от 07 апреля 2009 года, согласно которому горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, определяющих безопасность тепловой воды, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C, а сами требования направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр.,; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Вследствие данных действий ОАО «ЛРЗ» граждане, проживающие на территории г.Лихославля, исправно оплачивающие коммунальные платежи и имеющие неотъемлемое право на получение указанных услуг, лишились возможности получать такие коммунальные услуги, как горячее водоснабжение и отопление надлежащего качества, в связи с чем действия ответчика повлекли за собой нарушение конституционных, жилищных прав граждан-потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные ресурсы, на благоприятные условия жизни.
Действия ОАО «ЛРЗ» по ограничению подачи теплового ресурса с котельной завода противоречат приведенным требованиям закона, влекут ущемление прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних воспитанников МДОУ Детский сад «Малышок», в связи с чем являются незаконными.
Указанные действия на основании ст. 10 ГК РФ следует квалифицировать как злоупотреблением правом.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО «ЛРЗ» занимает доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии потребителям указанного района города Лихославля, соответственно ООО «Тверьэнергогаз» не имеет технической возможности использовать другие топливно-энергетические ресурсы для выработки тепловой энергии для нужд потребителей.
ОАО «ЛРЗ» не использовало все доступные способы, предусмотренные законом, для защиты своих прав, а воспользовалось самой крайней мерой.
Доводы ответчика ОАО «ЛРЗ» о том, что договором № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право ОАО «ЛРЗ» ограничивать подачу тепловой энергии до уровня создающего угрозу повреждения тепловых сетей ООО «Тверьэнергогаз» при неоплате поданной энергии в срок, указанный в п. 2.2.7, с уведомлением последнего за 48 часов до введения ограничения, свидетельствуют, только о том обстоятельстве, что ОАО «ЛРЗ» может воспользоваться данным правом при соблюдении предусмотренного законом порядка введения ограничения, с учётом прав граждан-потребителей потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, в данном случае такой порядок был нарушен.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ОАО «ЛРЗ» незаконно ограничивало подачу тепловой энергии путем снижения температуры теплоносителя. Следовательно, исковые требования о признании действий ОАО «ЛРЗ» незаконными и запрете в дальнейшем ограничивать подачу теплового ресурса с котельной завода путем снижения температуры теплоносителя, используемого для выработки и предоставления тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления, подлежат удовлетворению с учётом того, что, как следует из материалов дела (т. 1 л.д. 140-141), нарушаются права потребителей, проживающих не только по <адрес>. В связи с изложенным, суд полагает излишним конкретизировать указание <адрес>.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Суд полагает, что с учетом изложенных выше обстоятельств вынесенное решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Лихославльского района удовлетворить.
Признать незаконными действия открытого акционерного общества «Лихославльский радиаторный завод» по введению ограничения подачи теплового ресурса – тепловой энергии в горячей воде с котельной ОАО «Лихославльский радиаторный завод» путем снижения температуры теплоносителя – горячей воды, используемого для предоставления жителям многоквартирных домов в гор. Лихославле коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления.
Запретить открытому акционерному обществу «Лихославльский радиаторный завод» в дальнейшем ограничивать подачу теплового ресурса – тепловой энергии в горячей воде с котельной ОАО «Лихославльский радиаторный завод» путем снижения температуры теплоносителя – горячей воды, используемого для выработки и предоставления тепловой энергии в виде горячего водоснабжения и отопления жителям многоквартирных домов в гор. Лихославле в целях соблюдения прав граждан, полностью исполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации, на бесперебойное обеспечение горячим водоснабжением.
В силу особых обстоятельств обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лихославльский районный суд Тверской области в течение 1 месяца.
Председательствующий: <данные изъяты> О. А. Волошкин
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2014 года. <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>