Дело № 2-2656/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2019 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.,
при секретаре Калашник Д.В.,
с участием прокурора Корчагиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.Прокурора города Шахты в интересах Российской Федерации и Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области (далее - УПФР в г. Шахты) к Боссерту О.А., Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области) о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Шахты в интересах Российской Федерации и УПФР в г. Шахты обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что согласно справке об установлении инвалидности и выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 №, выданным Бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», 20.05.2016 г. Боссерту О.А. установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 26.02.2019г. исх. № 02/16-1985 в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Боссерта О.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования ответчика также отсутствуют.
В МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», согласно ответу на запрос от 18.02.2019г. № 163/1, Боссерт О.А. за медицинской помощью не обращался, в службу медико-социальной экспертизы для освидетельствования на предмет инвалидности не направлялся.
Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково, свидетельствуют о не проведении в отношении Боссерта О.А. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» и незаконности установления ему группы инвалидности.
Согласно представленным УПФР в г. Шахты сведениям Боссерт О.А. за период с 20.05.2016 г. по 28.02.2019г. получил пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме <данные изъяты>.
Поскольку ответчик не проходил медико – социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в установленном законом порядке, то суммы пенсии и ЕВД получены им необоснованно.
В ходе рассмотрения дела Боссерт О.А. добровольно перечислил необоснованно полученные денежные средства в общей сумме <данные изъяты> в Пенсионный фонд РФ.
В связи с чем, представитель УПФР в г. Шахты исковые требования о взыскании полученных сумм пенсии по инвалидности и ЕВД в размере <данные изъяты>. не поддержала.
Окончательно сформулировав исковые требования, просят признать недействительными с момента выдачи выданные Бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» справку серии МСЭ-2015 № от 20.05.2016 г. и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 20.05.2016 г. об установлении Боссерту О.А., 09.02.1971 года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Прокурор в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала.
Представитель истца УПФР в г. Шахты Елисеева К.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала.
Ответчик Боссерт О.А. в судебное заседание не явился, о времени и месту рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Боссерт О.А. - Тембай Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования признала.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Минтруда России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв, в котором указал на обоснованность требований прокурора, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком в лице представителя Тембай Е.А., поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (далее - Правила) признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п.п. 6, 9 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с п. 13 Правил, гражданам устанавливается: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Согласно п.п. 15, 16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом, в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 этого Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствие с п. 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Согласно п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).
В соответствии с приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Таким образом, признание гражданина инвалидом (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Установлено, что Бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» выдало справку серии МСЭ-2015 № от 20.05.2018 года и выписку из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 20.05.2018 года, согласно которым 20.05.2018 года Санжаровской И.Е. установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Боссерта О.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования ответчика также отсутствуют.
Установлено, что в МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», т.е. по месту жительства по момент выдачи справки МСЭ, Боссерт О.А. за медицинской помощью не обращался, в службу медико-социальной экспертизы для освидетельствования на предмет инвалидности не направлялся. Доказательств того, что он был направлен для прохождения медико-социальной экспертизы другим медицинским учреждением в установленном законом порядке не имеется.
Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о не проведении Боссерту О.А. медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» незаконности установления ему группы инвалидности путем выдачи оспариваемых документов без проведения заседания комиссии Бюро МСЭ, составления акта медицинского освидетельствования на предмет инвалидности. Поэтому требования прокурора о признании недействительными справки об установлении инвалидности серии МСЭ-2015 № от 20.05.2016 г. и выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 20.05.2016 г. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку прокурор в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, то она на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков в доход местного бюджета в сумме 300 руб., по 150 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Признать недействительными с момента выдачи выданные Бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» справку серии МСЭ-2015 № от 20.05.2016 года и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 20.05.2016 года об установлении Боссерту О.А., 09.02.1971 года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с Боссерта О.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.07.2019 г.
Судья Т.Л. Кинзбурская