Решение по делу № 2-2444/2020 ~ М-2004/2020 от 22.05.2020

Дело № 2-2444/2020

42RS0009-01-2020-003649-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Казаковой И.А.

при секретаре Шупилко Д.Г.

с участием прокурора Шестера Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

20 июля 2020 года

гражданское дело по исковому заявлению Шитягина В.В. к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о перерасчете размера страховых выплат, в связи с несчастным случаем на производстве,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о перерасчете размера страховых выплат, в связи с несчастным случаем на производстве.

Свои требования мотивирует тем, что при приеме на работу между ...» и Шитягиным В.А. **.**.**** заключен трудовой договор, в соответствии с которым Шитягин В.А. был принят в ...» на должность ..., **.**.**** в трудовой договор дополнительным соглашением №3 внесены изменения, в соответствии с которыми Шитягин В.А. принят на должность ....

**.**.****. при выполнении трудовых обязанностей с истцом произошел несчастный случай, при следующих обстоятельствах:

В 15 часов 55 минут при выходе из производственного здания истец запнулся о рельсу, вбетонированную в пол, упал на правую сторону, при этом ударился о лежащую на полу дорожную плитку, которую изготавливают в этом здании.

О несчастном случае на производстве был составлен акт ###, утвержденный **.**.**** директором ...

Согласно выданного ... медицинского заключения ### от **.**.**** о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести, Шитягин В.А. поступил в ...» **.**.**** с диагнозом ...

По заключению БМСЭ от **.**.**** истцу установлено ...% утраты профессиональной трудоспособности с **.**.****. в связи с полученной **.**.****. травмой.

Согласно заключения государственного инспектора труда от .... ФДГ грубой неосторожности в действиях пострадавшего не установлено, вина пострадавшего 0 (ноль).

В Акте ### о несчастном случае на производстве от **.**.****г. утвержденном руководителем ...» ХСА грубой неосторожности в действиях пострадавшего не выявлено, вина пострадавшего 0 (ноль) процентов.

При этом выплаты по несчастному случаю Кузбасским региональным отделением фонда социального страхования РФ истцу начисляются исходя из вины 10%.

По мнению истца, ГУ КРОФСС РФ неправомерно, при назначении Шитягину В.А. ежемесячных страховых выплат и определении размера указанных выплат уменьшил размер ежемесячных страховых выплат на 10% процентов вины в произошедшем несчастном случае.

В акте ### о несчастном случае на производстве от **.**.****. нет сведений о том, что со стороны Шитягина В.А. имела место быть грубая неосторожность, которая содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, также не определена степень вины в процентном отношении в произошедшем несчастном случае.

Тем не менее, в справке-расчете ежемесячной страховой выплаты Шитягина В.А. при определении размера этой выплаты учтена вина застрахованного в размере 10%.

В произведении перерасчета истцу оказано, письмо ###

На основании изложенного, просит обязать ГУ КРОФСС РФ назначить Шитягину В.А. ежемесячные страховые выплаты в связи с производственной травмой, произошедшей с ним **.**.****., с **.**.****г. без учета 10% его вины в производственной травме, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством; обязать ГУ КРОФСС РФ произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат, выплаченных Шитягину В.А. в связи с производственной травмой, произошедшей с ним **.**.****. без учета его вины в 10% в производственной травме, за период времени с **.**.****. по **.**.****г.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставив письменное заявление.

Представитель истца Хайткулова Е.В., действующая на основании нотариальной доверенности от 22.03.2019 г. сроком на три года, на требованиях настаивала.

Представитель ответчика Амелина Е.В., действующая на основании доверенности № 46 от 01 января 2020г. исковые требования не признала, представила возражения, согласно которым в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Исходя из положений ст. ст. 113,167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), учитывая мнение участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Суд, выслушав участников процесса, прокурора, полагающего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Шитягин В.А. на основании приказа ### от **.**.****. принят в ...» на должность ... с окладом согласно штатного расписания с **.**.****г. Впоследствии к указанному договору заключено дополнительное соглашение от **.**.****., в соответствии с которым Шитягин В.А. принят на должность механика и продолжает работать до настоящего времени. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, имеющимися в личной карточке работника, записями в трудовой книжке.

Согласно пояснениям истца, содержащимся в исковом заявлении, **.**.****. при выполнении трудовых обязанностей с истцом произошел несчастный случай, при следующих обстоятельствах:

В 15 часов 55 минут при выходе из производственного здания истец запнулся о рельсу, вбетонированную в пол, упал на правую сторону, при этом ударился о лежащую на полу дорожную плитку, которую изготавливают в этом здании.

Согласно выданного ...» медицинского заключения ### от **.**.**** о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести, Шитягин В.А. поступил в ...» **.**.****. с диагнозом ...

Согласно ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) расследованию и учету в соответствии с главой 36 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель), согласно ст. 229 ТК РФ незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

Согласно п. 5 Постановления Минтруда России от 24.10.2002 № 73 (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее – Положение об утверждении форм документов) о каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя).

Пунктом 8 установлено, что расследование несчастных случаев, указанных в п. 3 настоящего Положения, проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев (далее - комиссия), образуемыми и формируемыми в соответствии с положениями ст. 229 Кодекса и требованиями настоящего Положения, в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.

Пункт 26, 27 Положения об утверждении форм документов устанавливает, что несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме 2, предусмотренной приложением № 1 к Постановлению (далее - акт формы Н-1).

Актыформы Н-1(Н-1ПС)подписываются всеми членами комиссии, проводившими в установленном порядке расследование несчастного случая.

Содержание актаформы Н-1(Н-1ПС)должно соответствовать выводам комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование несчастного случая на производстве. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения установленных нормативных требований, со ссылками на нарушенные ими правовые нормы законодательных и иных нормативных правовых актов.

В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в пункте 10 акта формы Н-1 (пункте 9 акта формы Н-1ПС) указывается степень его вины в процентах, определенная лицами, проводившими расследование страхового случая, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации.

При выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, государственный инспектор труда проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от срока давности несчастного случая.

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

По результатам произошедшего несчастного случая **.**.****г. на основании приказа ### работодателем создана комиссия по расследованию несчастного случая, проведен опрос очевидцев, составлен акт ### о несчастном случае на производстве, утвержденный **.**.****. директором ...», в соответствии с которым установлена степень вины пострадавшего в размере 10%.

Согласно п. 3 ст. 11Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.

По заключению БМСЭ от **.**.****. истцу установлено 30% утраты профессиональной трудоспособности с **.**.****. в связи с полученной травмой **.**.****

**.**.****. Шитягин В.А. обратился в Филиал № 9 за предоставлением государственной услуги о назначении ежемесячных страховых выплат, при этом страхователем был представлен необходимый пакет документов, в том числе акт ### о несчастном случае на производстве от **.**.****., справка МСЭ ###, в которой была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% на период с **.**.****. до **.**.****. со ссылкой на акт по форме Н-1 от **.**.****

В свою очередь, Филиалом ###, приказом ### от **.**.****. Шитягину В.А. были назначены ежемесячные страховые выплаты в размере **.**.**** рублей. Поскольку пунктом 10 Акта о несчастном случае на производстве ### от **.**.****. Шитягину В.А. была установлена вина в размере 10%, Филиал ### произвел расчет ежемесячной страховой выплаты с учетом вины.

Согласно ст. 229.3. ТК РФ государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Заключением государственного инспектора труда от **.**.****г. установлено, что в связи с поступлением от пострадавшего заявления, согласно ст.ст. 227, 229.3 ТК РФ проведено расследование, в ходе которого установлено, что данный несчастный случай подлежит квалификации как несчастный случай на производстве, грубой неосторожности в действиях пострадавшего не установлено, вина пострадавшего 0 процентов.

**.**.****г. директором ...» утвержден акт о несчастном случае на производстве, согласно которому степень вины пострадавшего 0 процентов.

**.**.**** Шитягин В.А. обратился в Филиал ### о продлении ежемесячных страховых выплат, представил выписку из акта освидетельствования в ФКУ МСЭ **.**.**** в которой была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% на период с **.**.**** до **.**.****. со ссылкой на Акт по форме Н-1 от **.**.****

Приказом ### от **.**.****. ежемесячные страховые выплаты Шитягину В.А. продлены с учетом степени вины 10%.

**.**.**** Шитягин В.А. обратился в Филиал №9 о продлении ежемесячных страховых выплат, при этом представил выписку из акта освидетельствования в ФКУ МСЭ ###, в которой была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% на период с **.**.****. до **.**.****. со ссылкой на Акт по форме Н-1 от **.**.**** в котором степень вины отсутствовала.

Приказом ###-### от **.**.****. ежемесячные страховые выплаты Шитягину В.А. продлены на период с **.**.**** до **.**.****., т.е. с момента окончания срока действия справки МСЭ ###.

Федеральный закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизнью и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях, в том числе порядок осуществления страхового обеспечения в случае смерти застрахованного, лицам, имеющим право на получение страховых выплат.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона №125-ФЗ, если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

В соответствии со статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий труда, а также по возмещению вреда, причиненного работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей.

В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, которое осуществляется в том числе в виде ежемесячных страховых выплат, предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Абзац 4 пункта 3 статьи 15 названного Федерального закона воспроизводит применительно к отношениям по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, положения статьи 208 ГК РФ, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком пострадавшим лицам сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, не выплаченных своевременно по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты на основании Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 № 1074-О-О).

Также Конституционный Суд указал, что разрешение вопроса о наличии вины органов, определяющих дату, с которой устанавливается утрата профессиональной трудоспособности, и степень утраты профессиональной трудоспособности, а также органов, осуществляющих назначение страховых выплат, в непредоставлении застрахованному лицу страхового обеспечения за весь период утраты профессиональной трудоспособности, принадлежит суду, рассматривающему дело.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Фонд СС РФ несет ответственность за осуществление обязательного социального страхования, правильность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, застрахованный имеет право на получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом подп. 9 п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность страховщика по разъяснению пострадавшему его прав и обязанностей, а также порядка и условий обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Довод ответчика о том, что ежемесячные страховые выплаты назначены на основании акта ###, который действовал на тот момент не является основанием для отказа в иске, поскольку на основании заключения государственного инспектора труда признан необоснованным.

При таких обстоятельствах, оценивая предоставленные доказательства в совокупности, нормы закона, суд считает, что начисление ежемесячных страховых выплат Шитягину В.А., в связи с производственной травмой, произошедшей с ним **.**.**** с учетом его вины в 10 % в производственной травмы за период с **.**.**** по **.**.**** нарушает его права, поскольку вина истца исключена на основании акта и указанные изменения внесены в справку МСЭ, а следовательно требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению. Для восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации произвести перерасчет ежемесячных страховых выплат Шитягину В.А., в связи с производственной травмой, произошедшей с ним **.**.**** без учета его вины в 10 % в производственной травмы за период с **.**.**** по **.**.****, учитывая, что истец обратился за выплатой **.**.****, что не оспаривается сторонами, а следовательно с учетом ограничений, установленных законом и правоприменительной практики суд считает необходимым обязать Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить Шитягину В.А. ежемесячные страховые выплаты в связи с производственной травмой, произошедшей **.**.****, с **.**.**** без учета 10 % его вины в производственной травмы с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ **.**.****, ░ **.**.**** ░░░ ░░░░░ 10 % ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ **.**.**** ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ 10 % ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ **.**.**** ░░ **.**.****

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2020░.

7

2-2444/2020 ~ М-2004/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шитягин Валерий Анатольевич
Прокуратура центрального района г. Кемерово
Ответчики
ГУ Кузбасское региональное отделение ФСС РФ
Другие
Хайткулова Елена Валентиновна
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Казакова И.А.
Дело на сайте суда
centralniy--kmr.sudrf.ru
22.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2020Передача материалов судье
26.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2020Подготовка дела (собеседование)
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2020Дело оформлено
03.09.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее