Дело № 2-4046/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка,
установил:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что Администрация Петрозаводского городского округа отказала ему в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на положения ст.ст. 11, 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 7, 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, истец просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему в первоочередном порядке земельный участок на праве аренды для индивидуального жилищного строительства в Петрозаводском городском округе, взыскать с Администрации расходы на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей и расходы на составление доверенности в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец и его представитель – Гашкова В.И., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в представленном отзыве просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие. В представленном отзыве Администрация не согласилась с заявленными требованиями, указала, что истица не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой филиала МСЭ по РК № от ДД.ММ.ГГГГ года, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец 14.02.2014 года на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обращался в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Администрация Петрозаводского городского округа 14.03.2014 года в ответе № 111-46-896-Г сообщила истцу, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, практически исчерпана. Администрация планирует использовать перспективные территории жилой застройки, в том числе район Кукковка- III. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида, в том числе заявитель, могут обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта Администрации.
Истец, считая отказ незаконным обратился в суд с требованием о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению земельного на территории Петрозаводского городского округа для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, ФИО3 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. Иные лица в указанной квартире не зарегистрированы и не проживают.
Согласно сведениям Администрации Петрозаводского городского округа истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С учетом установленного в Петрозаводском городском округе норматива нуждаемости (10 кв.м. общей площади) нуждающимся в улучшении жилищных условий не является.
При таких обстоятельствах доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий истцом в нарушение порядка, определенного ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований, ввиду отсутствия у него оснований для получения льготы, предусмотренной ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
При этом суд полагает возможным разъяснить истцу, что в случае изменения порядка и условий их проживания, приобретения оснований для признания его нуждающимся в жилых помещениях, истец не лишен возможности настаивать на реализации положений ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно положениям ст. 88 и 98 ГПК РФ, при отказе в удовлетворении заявленных требований судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика, в связи с чем взыскание расходов на юридические услуги и нотариально удостоверенную доверенность с ответчика в пользу истца невозможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2014 года.