Дело № 2-2230/2017 Изг. 01.06.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2017 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Кохановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.А.А. к Ж.М.Ю., К.С.Н. о компенсации морального вреда,
установил:
Б.А.А. обратился в суд с иском к Ж.М.Ю., К.С.Н., в котором просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. с Ж.М.Ю.,, <данные изъяты> руб. с К.С.Н. в связи с тем, что ответчики, будучи адвокатами и защищая права истца в ходе предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела, ненадлежащим образом осуществляли защиту, не явились в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, для разрешения вопросов о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей и в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ, в котором уголовное дело по обвинению Б.А.А. и иных лиц, было назначено к рассмотрению по существу. Вследствие неявки защитников в судебное заседание истец не имел возможности получить квалифицированную юридическую помощь. Неоказание ответчиками юридической помощи истцу в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ причинило ему нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях по поводу невозможности защитить свои интересы по уголовному делу.
Истец в судебное заседание не явился в связи с нахождением в местах лишения свободы, дело рассмотрено в его отсутствие.
Ответчики в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Таким образом, обязанность по выплате денежной компенсации морального вреда может быть возложена на ответчика при доказанности причинения истцу физических или нравственных страданий, вины ответчика в их причинении, а также причинно-следственной связи между наступлением таковых страданий и действиями (бездействием) ответчика. Кроме того, указанная обязанность может возложена на ответчика в случаях, предусмотренных законом.
Между тем наличие в рассматриваемом правоотношении хоть одного из указанных оснований судом не усматривается.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом. Между тем обязанность по компенсации морального вреда адвокатом указанным Федеральным законом не предусмотрена.
Согласно частям 1, 2 статьи 25 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. Вопросы расторжения соглашения об оказании юридической помощи регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации с изъятиями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Таким образом, между сторонами сложились отношения по договору возмездного оказания услуг, ненадлежащее оказание услуг является нарушением имущественных прав доверителя, что на основании ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не может являться основанием для компенсации морального вреда.
Действующее законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности, равно как и нормы гражданского права о компенсации морального вреда не содержат положений о возможности компенсации морального вреда в случае ненадлежащего исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей.
Исходя из специфики возникших между сторонами правоотношений, сами по себе действия либо бездействие ответчика по оказанию услуг истцу невозможно признать нарушающими его личные неимущественные права и интересы, посягающими на его материальные блага.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований Б.А.А. должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░.░.░., ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░