Дело № 2-881/2018
УИД 24RS0003-01-2018-001040-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 18 декабря 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Дергаленко А.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Шнайдер О.П.,
при секретаре Леухиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Кривошеевой ФИО6 к Краевому государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балахтинский детский дом» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017 года по август 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Кривошеевой Е.А. к Краевому государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балахтинский детский дом» (далее КГКУ «Балахтинский детский дом») о взыскании недоначисленной заработной платы, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда, в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от 12.09.2016 года, заключенного между Кривошеевой Е.А. и КГКУ «Балахтинский детский дом», установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме: с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. менее 12 000 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 7 500 рублей + 30%+ 30%, с 01.07.2017 г. по 01.01.2018 г. не может быть менее 12 480 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 7800 руб. + 30%+ 30%, с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. не может быть менее 15 182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%., с 01.05.2018 г. не может быть менее 17 860 рублей 80 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 11 163 рубля + 30%+ 30%
Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки в нарушении требований ч.3 ст. 133, ст. 132, ст. 148, ст. 135, ст. 129, ст. 146 ТК РФ. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с сентября 2017 года по август 2018 года не выплачено 42678 руб. 19 коп., которые просит взыскать с КГКУ «Балахтинский детский дом» в пользу Кривошеевой Е.А.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Кривошеева Е.А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, о чем представила соответствующее заявление в котором указала на поддержку исковых требований.
Представитель ответчика – КГКУ «Балахтинский детский дом» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил соответствующее заявление.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В судебном заседании установлено, что истец Кривошеева Е.А. принята на работу в КГКУ «Балахтинский детский дом» кухонным работником на основании приказа № от 09 сентября 2016 года (л.д. 8).
С Кривошеевой Е.А. заключен трудовой 12 сентября 2016 года (л.д. 9-17).
Приказом КГКУ «Балахтинский детский дом» № от 03.11.2017 г. Кривошеева Е.А. переведена на другую работу – мойщик посуды (л.д. 18).
16 апреля 2018 г. с Кривошеевой Е.А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору (л.д. 19-20).
Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.
Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в сумме 11163 рубля в месяц, (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.
Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.01.2017г. по 30.06.2017 г. менее 12 000 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 7 500 рублей + 30%+ 30%, с 01.07.2017г. по 01.01.2018г. не может быть менее 12 480 рублей в месяц, исходя из следующего расчета: 7800 руб. + 30%+ 30%, с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. не может быть менее 15 182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%., с 01.05.2018 г. не может быть менее 17 860 рублей 80 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 11 163 рубля + 30%+ 30%.
Как следует из имеющейся в материалах дела справки о заработной плате истца Кривошеевой Е.А., предоставленной ответчиком КГКУ «Балахтинский детский дом», истцу Кривошеевой Е.А. недоначислено с учетом установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда и компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент), и не выплачено в сентябре 2017 г. – 360,08 руб., в октябре 2017 года – 1335,38 руб., в ноябре 2017 г. – 1681,43 руб., в декабре 2017 г. – 1994,23 руб., в январе 2018 г. – 4166,40 руб., в феврале 2018 г. – 3996,27 руб., в марте 2018 г. – 1593,54 руб., в апреле 2018 г. – 4166,40 руб., в мае 2018 г. – 6651,44 руб., в июне – 6697,80 руб., в июле 2018 г. – 6697,80 руб., в августе 2018 г. – 3337,42 руб. (л.д.5).
Представленный расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы стороной ответчика не оспаривался и судом признается верным.
Таким образом, судом установлено, что размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен.
Разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Кривошеевой Е.А. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период сентябрь 2017 г. – август 2018 г. подлежит доплате, а именно: за сентябрь 2017 г. – 360,08 руб., октябрь 2017 года – 1335,38 руб., ноябрь 2017 г. – 1681,43 руб., декабрь 2017 г. – 1994,23 руб., январь 2018 г. – 4166,40 руб., февраль 2018 г. – 3996,27 руб., март 2018 г. – 1593,54 руб., апрель 2018 г. – 4166,40 руб., май 2018 г. – 6651,44 руб., июнь – 6697,80 руб., июль 2018 г. – 6697,80 руб., август 2018 г. – 3337,42 руб.., а всего 42678,19 руб.
Допущенные нарушения закона КГКУ «Балахтинский детский дом» влекут нарушения прав Кривошеевой Е.А. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 1480 руб. 34 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Кривошеевой ФИО7 к Краевому государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балахтинский детский дом» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2017 года по август 2018 года, удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балахтинский детский дом» в пользу Кривошеевой ФИО8 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября 2017 года по август 2018 года, в размере 42678 рублей 19 коп.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Балахтинский детский дом» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1480 рублей 34 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: