РЕШЕНИЕ
16 июня 2020 года г. Владивосток
Судья Советского районного суда г. Владивостока Приморского края Т.В. Бессараб, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Океан» по жалобе защитника - Сайранова Е.М., действующего по доверенности, на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Семашкина Ф.А. от 04.03.2020 №15-038/2020,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Семашкина Ф.А. от 04.03.2020 №15-038/2020 юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан» (далее по тексту - ФГБОУ ВДЦ «Океан») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.
Защитником ФГБОУ ВДЦ «Океан» Сайрановым Е.М., действующим по доверенности, на указанное постановление подана жалоба. В обоснование указано, что должностным лицом административного органа при разрешении заявленных защитником ходатайств допущено нарушение требований КоАП РФ: безосновательно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, и не разрешено по существу ходатайство об ознакомлении с его материалами.
Просит постановление от 04.03.2020 №15-038/202031.07.2019 отменить.
В судебном заседании защитник ФГБОУ ВДЦ «Океан» Сайранов Е.М. доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить, постановление – отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился.
С учетом исполнения обязанности по уведомлению административного органа о времени и месте рассмотрения дела по жалобе надлежащим образом, при отсутствии ходатайства об отложении судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника ФГБОУ ВДЦ «Океан» Сайранова Е.М., исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам и всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом установлено следующее.
На основании приказа Управления Росприроднадзора по Приморскому краю №54-КНД от 26.02.2019 в отношении ФГБОУ ВДЦ «Океан» на период с 06.03.2019 по 03.04.2019 проведена плановая выездная проверка.
Приказом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 02.04.2019 №130 срок плановой выездной проверки в отношении ФГБОУ ВДЦ «Океан» продлен до 06.05.2019.
Во исполнение приказа №54-КНД от 26.02.2019 государственные инспекторы Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю, уполномоченные на проведение проверки, а также сотрудники филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» – ЦЛАТИ по Приморскому краю, привлеченные к проведению проверки в качестве экспертов, произвели соответствующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки, в частности: 06.03.2019 и 12.03.2019 осуществили обследование используемых юридическим лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, сооружений, строений, помещений, оборудования, подобных объектов; 12.03.2019 произвели отбор проб почвы на определение токсичности, отбор проб отходов и отбор проб сточных, природных и питьевых вод; в период с 12.03.2019 по апрель 2019 года осуществили химический анализ отобранных проб.
При проведении обследования со стороны ФГБОУ ВДЦ «Океан» присутствовали: начальник комплекса очистных сооружений Баранов В.А., заместитель начальника комплекса очистных сооружений - главный технолог Богданова Е.В.
По результатам обследования используемых ФГБОУ ВДЦ «Океан» при осуществлении деятельности территорий, зданий, сооружений, строений, помещений, оборудования, подобных объектов на предмет соблюдения природоохранных требований должностными лицами административного органа составлен акт проверки №54-КНД от 06.05.2019, с приложением фототаблицы выявленных нарушений.
Из содержания акта проверки №54-КНД от 06.05.2019 следует, что в ходе проверочных мероприятий проверена 1 площадка, на которой предприятие осуществляет хозяйственную деятельность – комплекс очистных сооружений по адресу: г. Владивосток, б. Лазурная, д. 27б. Площадка очистных сооружений общей площадью 3,2572 га расположена в 15 км северо-восточнее г. Владивостока на западном берегу б. Лазурная Уссурийского залива Японского моря. Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050089:19 расположен в водоохранной зоне б. Лазурная.
На момент проведения проверки комплекс очистных сооружений ФГБОУ ВДЦ «Океан» осуществлял полную биологическую очистку сточных вод с последующим сбросом очищенных вод в залив через глубоководный выпуск. Проектная пропускная способность составляет 2 700 м3/сут. Сооружения рассчитаны на полную биологическую очистку сточных вод с последующим сбросом очищенных вод в залив через глубоководный выпуск. Схема очистных сооружений предусматривает обработку бытовых и сходных к ним по составу сточных вод. Хозяйственно-бытовые сточные воды перекачиваются канализационно-насосными станциями на площадку очистных сооружений. Сооружения принимают сточные воды от жилых домов, расположенных на берегу Уссурийского залива, ФГБОУ ВДЦ «Океан», пансионата «Золотой берег» и жилого микрорайона по ул. Адмирала Угрюмова. Сточные воды поступают по двум напорным трубопроводам. Выпуск №1 хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых домов, объектов соцкультбыта и предприятий п. Емар, жилого микрорайона по ул. Адмирала Угрюмова, ВДЦ «Океан», пансионата «Золотой берег» выполнен из стальных труб диаметром 350 мм – глубоководный, рассеивающий; оборудован рассеивающим оголовком, выполненным из сборного железобетона.
Юридическое лицо осуществляет пользование водными объектами б. Лазурная Японского моря на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 02.12.2016 №00-20.04.00.003-М-РСБХ-Т-2016-02202/00. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 04.07.2018 №38-04/18 (срок действия с 04.07.2018 по 03.07.2019).
В ходе проведения проверки специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» – ЦЛАТИ по Приморскому краю выявлены следующие превышения:
- экспертное заключение №* от 03.04.2019:
- в пробе №1 зафиксировано превышение допустимых концентраций, установленных Разрешением №38-04/18, по содержанию: взвешенных веществ в 3,5 раза; аммония – в 1,2 раза; фенолов летучих – в 1,4 раза; железа общего растворенного – в 1,2 раза. По содержанию легко окисляемых органических веществ (БПК5) зафиксировано превышение допустимой концентрации в пределах лимита сброса в 1,2 раза.
- в пробе №2 зафиксировано превышение допустимых концентраций, установленных Разрешением №38-04/18, по содержанию: взвешенных веществ в 1,7 раза; аммония – в 1,2 раза; фенолов летучих – в 1,6 раза; железа общего растворенного – в 1,1 раза. По содержанию легко окисляемых органических веществ (БПК5) зафиксировано превышение допустимой концентрации в пределах лимита сброса в 1,4 раза.
- экспертное заключение №* от 09.04.2019:
- в пробе №1 зафиксировано превышение допустимых концентраций, установленных Разрешением № 38-04/18, по содержанию: взвешенных веществ в 4,1 раза; аммония — в 1,1 раза; фенолов летучих — в 1,2 раза; нитритов — в 1,4 раза. По содержанию легко окисляемых органических веществ (БПК5) зафиксировано превышение допустимой концентрации в пределах лимита сброса в 1,8 раза.
- экспертное заключение №* от 11.04.2019:
- в пробе №1 зафиксировано превышение допустимых концентраций, установленных Разрешением № 38-04/18, по содержанию: взвешенных веществ в 7,8 раза; аммония — в 1,05 раза; нитритов — в 2,4 раза; железа общего растворенного — в 1,6 раза. По содержанию легко окисляемых органических веществ (БПК5) зафиксировано превышение допустимой концентрации в пределах лимита сброса в 1,4 раза.
В связи с установленными обстоятельствами в акте проверки должностными лицами Управления Росприроднадзора по Приморскому краю сделан вывод о том, что ФГБОУ ВДЦ «Океан» не выполняет условия водопользования в части соблюдения установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами, то есть нарушает своими действиями положения ч.1 ст.34, ч.ч.1,2 ст.39, ч.1 ст.22, ч.ч.1,4 ст.23, Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
06.06.2019 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Семашкиным Ф.А. составлен протокол об административном правонарушении №07-218/2019 по ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении юридического лица - ФГБОУ ВДЦ «Океан».
04.03.2020 вынесено постановление №15-038/2020 о привлечении ФГБОУ ВДЦ «Океан» к административной ответственности, поскольку должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что ФГБОУ ВДЦ «Океан» не выполняет условия водопользования в части соблюдения установленных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ со сточными водами; сброс сточных вод в б. Лазурная осуществляется с превышением установленных допустимых концентраций вредных веществ.
Ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты предусмотрена ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п.4 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды), за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ч.1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст.34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п.1 ст.39 Закона об охране окружающей среды).
В силу п.2 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
П.1 ст. 21 Закона об охране окружающей среды определено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу положений п.1 ч.2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Ч.6 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, а также фактических обстоятельств, установленных в ходе проверки и зафиксированных в соответствующем акте, суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица - ФГБОУ ВДЦ «Океан» состава вмененного административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом административного органа допущены нарушения при разрешении заявленных защитником ходатайств, суд оценивает следующим образом.
В соответствии с положениями ч.1 ст.24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ч.2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Содержание вышеприведенных положений в совокупности с положениями ст.29.12 КоАП РФ свидетельствует о том, что по результатам рассмотрения ходатайства письменное мотивированное определение в обязательном порядке должно выноситься только при отказе в его удовлетворении. В случае удовлетворения ходатайства наличие такого определения необязательно - об удовлетворении ходатайства может свидетельствовать фактическое совершение должностным лицом соответствующих действий.
Согласно ч.5 ст.25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе, в частности, знакомиться со всеми материалами дела.
Представленными материалами подтверждено, что 03.03.2020 защитником ФГБОУ ВДЦ «Океан» Сайрановым Е.М. было заявлено ходатайство, в том числе, об ознакомлении с материалами дела и об отложении его рассмотрения.
По результатам рассмотрения ходатайства 04.03.2020 вынесено определение, которым в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела отказано.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат ни определения об отказе в удовлетворении ходатайства в части ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, ни информации о том, когда должностным лицом административного органа защитнику предоставлена возможность ознакомления с материалами дела, и каким образом эта информация доведена до сведения лица, заявившего ходатайство.
Отсутствие таких сведений позволяет суду сделать вывод о том, что должностным лицом административного органа допущено нарушение предоставленного защитнику ч.5 ст.25.5 КоАП РФ права на ознакомление с материалами дела.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенное при рассмотрении данного дела об административном правонарушении нарушение процессуальных требований суд признает существенным, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении дела об административном правонарушении, довод жалобы о безосновательном отказе в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела судом не рассматривается.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности (п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
С учетом того, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ истек, производство по настоящему делу в соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Семашкина Ф.А. от 04.03.2020 №15-038/2020 в отношении юридического лица - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Океан» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.14 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Т.В. Бессараб