Решение по делу № 2-506/2015 от 25.06.2015

Дело 2- 506/2015

                                                                    

                                                                                                                                       

     Р Е Ш Е Н И Е

                                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           03 августа 2015 года                                                  г. Буй Костромская область

Буйский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Серовой Н.И.,

при секретаре Пинигиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буйского межрайонного прокурора в интересах Афанасьевой Светланы Алексеевны к администрации городского округа город Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения;

у с т а н о в и л:

Буйский межрайонный прокурор в интересах Афанасьевой Светланы Алексеевны обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения. В ходе судебного разбирательства в Свердловском районном суде Буйский межрайонный прокурор, действующий в интересах Афанасьевой С.А., требования уточнил, предъявив иск к администрации г.о. г. Буй о предоставлении жилого помещения.

В связи с уточнением иска в части ответчика, определением Свердловского районного суда г. Костромы от 18.05.2015г., была произведена замена ответчика администрации Костромской области на администрацию г.о. г. Буй Костромской области, и дело по подсудности было передано в Буйский районный суд Костромской области.

Из исковых требований Буйского межрайонного прокурора следует: Буйской межрайонной прокуратурой по обращению Афанасьевой С.А. проведена проверка соблюдения законодательства по защите жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Афанасьевой С.А. лишена родительских прав по решению Буйского районного суда от (дата) года, отец умер (дата) года. В соответствии с постановлением главы администрации городского округа г. Буй от (дата) года (ФИО) назначена опекуном Афанасьевой С.А., Афанасьева С.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, за Афанасьевой С.А. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

(дата) года жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания (заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания от (дата) ).

(дата) года жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания (заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания от (дата) года 14).

По договорам социального найма или в собственность жилые помещения на территории г. Буя и Буйского муниципального района Афанасьевой С.А. не предоставлялись (информация из администрации городского округа г. Буй от (дата) года) и администрации Буйского муниципального района (дата) года).

Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства КО от (дата). Афанасьева С.А. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

В настоящее время по информации Росреестра от (дата). на территории Российской Федерации за Афанасьевой С.А. объектов недвижимости не значится.

Афанасьева С.А. имеет статус лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения не имеет, состоит в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На основании действующего законодательства Буйский межрайонный прокурор, с учетом уточненных требований просилсуд обязать орган самоуправления в лице администрации г.о. г. Буй, предоставить Афанасьевой С.А., на основании договора найма специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.о. г. Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй. Администрация Костромской области.

В судебном заседании помощник Буйского межрайонного прокурора Голубев А.А. поддержал уточненные исковые требования, по доводам, изложенным в иске.

          Представитель ответчика Кузнецов Н.В., действующий по доверенности, с исковыми требованиями не согласен. Пояснил, что администрация г.о. г. Буй, не возражает против статуса Афанасьевой С.А., она действительно относится к числу детей-сирот. Доводы сводятся к тому, что Администрация городского округа г. Буй не являются надлежащим ответчиком, т.к. надлежащим ответчиком или солидарным соответчиком должна выступать Администрация области. Денег у администрации городского округа г. Буй нет. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В настоящее время городскому округу г. Буй выделено только (сумма) тыс. рублей, это одна квартира. Данные денежные средства постановлением главы администрации выделены на покупку жилья сироте (ФИО) Передача государственных полномочий Костромской области должна осуществляется выделением финансовых средств на их осуществление.

Представитель МТОСЗН №1 по Костромской области Яблокова А.С., действуя на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования прокурора.

Представители третьих лиц - администрации Костромской области, департамента социальной защиты населения Костромской области, департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в суд не явились, извещены, в материалах дела имеются отзывы.

Суд, выслушав истцов и представителя ответчика, мнение третьего лица, с учетом позиций третьих лиц, исследовав представленные доказательства в их взаимосвязи, приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ).

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

В соответствии со ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Статьей 10.1 Закона Костромской области N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом ( в ред. Законов КО от 25.11.2013г. №450-5-ЗКО, от 9.06.2015г. № 698-5-ЗКО).

Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

23 декабря 2014 года принят Закон Костромской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями».

Согласно ч.1 ст. 3 указанного выше закона - органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).

По части второй - государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.

Данный Закон вступает в силу с 1 января 2015 года ( ст. 10).

В соответствии с таблицей 17 Закона Костромской области от 25.12.2014 №618-5-ЗКО ( ред. От 18.05.2015) «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в бюджет городского округа город Буй на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями передано (сумма) тыс. руб.

В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

На основании правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в абзаце третьем пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", критерий благоустроенности жилого помещения зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако в любом случае такое помещение должно соответствовать критериям жилого помещения- быть предназначенным для проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Афанасьева С.А., (дата) года рождения ( л. д. 28), относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующими доказательствами.

Родители Афанасьевой С.А. умерли - мать (ФИО) (дата). и отец (ФИО) (дата). ( л.д.26,30).

Решением Буйского городского суда от (дата) года (ФИО) была лишена родительских прав в отношении Афанасьевой С.А. (л. д. 18-19), Афанасьева С.А. передана на попечение бабушки (ФИО)

Постановлением администрации г. Буя за Афанасьевой С.А. закреплено жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 17). Данное помещение является 2-х комнатной неблагоустроенной квартирой в деревянном доме.

Афанасьевой С.А. жилые помещения на территории г. Буя и Буйского района Костромской области по договору социального найма или в собственность не предоставлялось ( л. д. 9, 10).

Афанасьева С.А. на основании приказа департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от (дата). включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением ( л. д. 12)

По сообщению УФРС по Костромской области, Афанасьева С.А. не имеет в собственности жилых помещений на территории Костромской области и других субъектов РФ ( л. д. 20-23).

Афанасьева С.А. числится зарегистрированной по адресу - <адрес>, по указанному адрес имеется заключение о признании невозможным факта проживания, принятого начальником МТОСЗН, опеки и попечительства №1 ( л. д. 13).

Доводы Истца по заявленным требованиям подтверждены представленными доказательствами.

Представитель администрации г.о. г. Буй не оспаривая статус Афанасьевой С.А. и ее нуждаемость в жилье, считает, что муниципалитет г.о. г. Буй не являются надлежащими ответчиками, поскольку денежных средств у администрации г.о.г Буй нет, т.к. администрация действует в пределах выделенных субвенций. Денежных средств выделено (сумма) рублей, которые уже постановлением главы администрации выделены на покупку жилья сироте Козловой, считает, что ответчиком или солидарным соответчиком по делу необходимо привлечь Администрацию Костромской области.

23.12.2014 года принят закон Костромской области № 650-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей -сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Согласно ч. 1 ст. 3 названного выше закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данный закон вступил в законную силу с 01.01.2015 года (ст. 10 ).

С учетом изложенного суд находит надлежащим ответчиком по данному делу орган местного самоуправления - муниципальное образование по городскому округу г.Буй в лице Администрации г/о г.Буй, при этом вопросы финансирования предоставляемого жилья, по мнению суда не являются предметом рассмотрения данного дела, орган местного самоуправления вправе после предоставления жилья истцу решать вопрос о компенсации его стоимости в порядке, предусмотренном законом.

При таких обстоятельствах суд находит доводы представителя ответчика в части не признания исковых требований необоснованными.

          Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требованиях. Следует обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.о. г. Буй предоставить Афанасьевой Светлане Алексеевне на основании договора найма специализированого жилого помещения специализированного жилищного фонда г. о. г. Буй с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. о. г. Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй Костромской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Буйского межрайонного прокурора в интересах Афанасьевой Светланы Алексеевны к администрации городского округа город Буй Костромской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

           Обязать орган местного самоуправления в лице администрации г.о. г. Буй предоставить Афанасьевой Светлане Алексеевне на основании договора найма специализированого жилого помещения специализированного жилищного фонда г. о. г. Буй с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. о. г. Буй, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда г.о. г. Буй Костромской области.

         Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение месяца с момента вынесения полного текста решения.

      Решение в окончательной форме изготовлено 04.08.2015 года.

Судья:                                                                                                         Н.И. Серова.

2-506/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Буйская межрайонная прокуратура в интересах Афанасьевой С.А.
Афанасьева Светлана Алексеевна
Ответчики
Администрация гог Буй КО
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Департмаент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области
Администрация Костромской области
Департамент соц.защиты населения опеки и попечительства КО
МТОСЗНО и П № 1
Суд
Буйский районный суд Костромской области
Судья
Серова Наталья Ивановна
Дело на странице суда
buisky--kst.sudrf.ru
25.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.06.2015Передача материалов судье
29.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2015Судебное заседание
03.08.2015Судебное заседание
04.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2015Дело оформлено
09.09.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее