Дело № 2-2103/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
судьи Чернянской Е.И.,
при участии военного прокурора Владивостокского гарнизона
Полетайкина М.Д.,
представителя ответчиков Макарова Д.Ю.,
при секретаре Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности,
при участии третьих лиц Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России»,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор Владивостокского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что военной прокуратурой Владивостокского гарнизона проведена проверка в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что собственником здания военного комиссариата Приморского края, расположенного по адресу: г. Владивосток<адрес>, общей площадью 7250 кв.м, является Российская Федерация. При этом, вход в здание военного комиссариата Приморского края не оборудован пандусом - сооружением, предназначенным для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования), а также поручнями для указанного пандуса, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в указанное здание.
Согласно сообщению врио военного комиссара Приморского края от <дата>, оборудование объектов учреждения необходимыми устройствами для инвалидов является частью текущего ремонта зданий и финансируется централизованно через управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск Восточного военного округа. Заявки на выделение бюджетных средств, необходимых для приведения объектов учреждения и условий предоставления услуг инвалидам в соответствие с их потребностями, военным комиссариатом Приморского края в марте 2016 года направлены в организационно-мобилизационное управление Восточного военного округа, управление капитального строительства Восточного военного округа, управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск Восточного военного округа, а также 505 отделение (территориальное) эксплуатации и контроля за оказанием услуг в войсках Восточного военного округа. Аналогичные заявки на выделение лимитов бюджетных обязательств военным комиссаром Приморского края направлены в декабре 2016 года в организационно-мобилизационное управление Восточного военного округа, 505 отделение (территориальное) эксплуатации и контроля за оказанием услуг в войсках Восточного военного округа, управление капитального строительства Восточного военного округа, а также управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск Восточного военного округа.
В феврале 2017 года в военный комиссариат Приморского края поступил ответ врио начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск Восточного военного округа от <дата>, согласно которого, что целевое финансирование на цели, связанные с обеспечением, в том числе здания военного комиссариата Приморского края элементами, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в указанное здание, не предусмотрено, а выполнение соответствующих работ возможно только в рамках текущего ремонта. Сведения о рассмотрении иных заявок военным комиссариатом Приморского края не представлены.
Таким образом, в военном комиссариате Приморского края не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения данного учреждения, в связи с чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Военный прокурор Владивостокского гарнизона просит суд возложить на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обязанность по оборудованию входа в здание военного комиссариата Приморского края, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом, а также поручнями для указанного пандуса, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в указанное здание, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России».
Впоследствии прокурором уточнены исковые требования, просит суд:
1. возложить на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обязанность по выделению ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» денежных средств в объеме, необходимом для оборудования входа в здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, пандусами и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в данное здание, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу;
2. возложить на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанность по оборудованию входа в здание военного комиссариата Приморского края, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом, а также поручнями для указанного пандуса, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в данное здание, в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела по существу в его отсутствие, направил письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями не согласны. Исследования на предмет соответствия требованиям доступности для маломобильных групп населения должны проектные решения по строительству или реконструкции объектов социальной инфраструктуры, поэтому к проекту, в соответствии с которым осуществлялось строительство здания, не могут предъявляться требования, которые были установлены Порядком реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и СниПом 35-01-2001 уже после ввода здания в эксплуатацию. Принятие решения о том, каким из способов будет достигаться доступность здания для малогабаритных групп населения, не относится к полномочиям органов прокуратуры, а относится к компетенции организаций - участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Представитель третьего лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России» в судебное заседание не явился, причины не явки не известны, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало.
При таких обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
В судебном заседании военный прокурор Владивостокского гарнизона Полетайкин М.Д. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» по доверенности Макарова Д.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв, пояснил, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» отнесено к числу учреждений, являющихся получателем средств федерального бюджета. Главным распорядителем денежных средств является Минобороны России, который и должен выделять соответствующие средства федерального бюджета. За период 2016-2017 года денежные средства федерального бюджета для оборудования здания устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан не выделялись. Здание военного комиссариата, расположенное по <адрес> является собственность РФ и ответчикам на каком-либо праве не принадлежит.
Выслушав пояснения прокурора и представителя ответчиков, изучив материала дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
По своей сути перечисленные в ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
В соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утверждены приказом Минрегионразвития РФ от <дата> № 605 и действуют с <дата>) в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Высота порога или перепад высот пола дверного проема не должен превышать 0,014 м. (пп.3.9, 3.14, 3.32. 5.2.4).
Согласно пункту 8 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" обеспечение доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их особых потребностей и других маломобильных групп населения, исходя из ограничений их жизнедеятельности, предполагает реализацию базовых мероприятий, в том числе, оборудование зданий (помещений внутри здания) информационными табличками, кнопкой вызова "помощника" (работника организации, способного оказать помощь инвалиду при предоставлении ему услуги).
Однако, в п. 3 ст. 26 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" закреплено, что положения ч.1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с <дата> исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Таким образом, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств.
Порядок обеспечения такого доступа в отношении других объектов урегулирован ч. 8 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
При этом, ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотрено, что разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Довод представителя третьего лица Министерства обороны РФ о том, что прокурор не имеет право обращаться в суд настоящим иском, поскольку это относится к компетенции организаций - участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, суд находит не состоятельным.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случае, если нарушаются социальные права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере социальной защиты.
Кроме того, предъявление прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц не противоречит ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Таким образом, суд находит, что прокурор наделен правом обратиться в суд с иском о возложении обязанности.
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации на основании Постановления Верховного совета РФ от <дата> № 3020-1, право зарегистрировано ЕГРН <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д.8).
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится на оперативном управлении и состоит на бюджетном учете в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России» на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от <дата> № 607-р, в подтверждение представлена выписка (л.д. 50, 52).
Стороны не смогли обосновать, на каком праве Военный комиссариат занимает здание, расположенное по адресу: <адрес>
Судом установлено, что со стороны ответчиков имелись попытки оформить правоотношения по пользованию данным зданием.
Так, согласно письма ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России» от <дата>, в адрес Департамента имущественных отношений Минобороны России <дата> Учреждением был направлен пакет документов и проект приказа на передачу в безвозмездное пользование ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» здания, расположенного по адресу: <адрес>, для рассмотрения и подписания. До настоящего времени подписанный приказ в адрес Учреждения не поступал (л.д. 50).
В материалы дела представлены обращения Военного комиссариата в адрес Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск ВВО, Управления капитального строительного Восточного военного округа, 505 отделения (территориального) эксплуатации и контроля за оказанием услуг, Организационно-мобилизационное управление штаба Восточного военного округа от <дата>, от <дата> и от <дата>, с просьбой выделить в 2017 году денежные средства для приведения объектов и условий представления услуг инвалидам в соответствии с их потребностями и включения их в планы текущего ремонта (л.д. 15-21).
Согласно ответа Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войск ВВО от <дата>, целевое фиксирование на указанные цели не предусмотрено. Выполнение работ для обеспечения доступности инвалидам объектов ВК можно в рамках текущего ремонта (л.д. 22).
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
В соответствии со ст. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от <дата> № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Согласно ч.4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу ст. 164 БК РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета; главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета.
Согласно п. 71 ч. 7 раздела II Указа Президента РФ от <дата> N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Согласно п. 31 ч. 10 раздела III Указа Президента РФ от <дата> N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Главный распорядитель средств федерального бюджета - федеральный орган исполнительной власти или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении (Письмо Минфина РФ от <дата> N 3-12-5/62 «О Перечне терминов, используемых Главным управлением федерального казначейства при подготовке проектов нормативных и инструктивных документов»).
Пунктом 185 Приложения № 1 утвержденного Приказом Министра обороны РФ от <дата> N 133 "Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета" предусмотрено, что Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" является администратором доходов федерального бюджета, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.
Администратор доходов федерального бюджета - федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним, а также имеющие в своем ведении бюджетные учреждения, которым предоставлено право получать доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и федеральные государственные унитарные (в том числе казенные) предприятия.
Таким образом, судом установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, на которого возложена обязанность распределять ассигнования, выделяемые подведомственного ему казенного учреждения ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", по направлениям установленным федеральным законом, следовательно, и на обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – здания Военного комиссариата Приморского края.
При этом, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» осуществляет контроль за правильностью исчисления, начисления и уплаты денежных средств в федеральный бюджет, а не является их распорядителем.
В связи с указанным, суд находит, что оснований для возложения на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обязанности по выделению денежных средств на оборудования здание Военного комиссариата Приморского края пандусами и поручнями к нему, не имеется.
Кроме того, суд также находит, что оснований для возложения на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанности по оборудованию входа в здание военного комиссариата пандусом и поручнями к нему не имеется, поскольку спорное здание в настоящее время не закреплено на каком-либо праве за Военным комиссариатом Приморского края.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решения суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2017 года.
Судья Е.И. Чернянская