Дело №2-304/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2016 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Фролова А.Ю.,
при секретаре Беляевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области в защиту интересов несовершеннолетних к муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе №1 г. Сердобска Сердобского района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сердобского района Пензенской области в защиту интересов несовершеннолетних обратился в суд с исковым заявлением к МОУ СОШ №1 г. Сердобска Сердобского района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий, мотивировав тем, что прокуратурой Сердобского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности МОУ СОШ №1 г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства. В соответствии с постановлением Администрации Сердобского района Пензенской области от 24 августа 2009 № 610 за МОУ СОШ №1 г. Сердобска на праве оперативного управления закреплено транспортное средство: автобус специальный для перевозки детей, марки ПАЗ модель 32053-70, государственный регистрационный знак К 374 УС 58, год выпуска 2008. Указанное транспортное средство предназначено для подвоза учащихся в образовательное учреждение. Однако, в нарушение норм действующего федерального законодательства транспортные средства: автобус для перевозки детей, марки ПАЗ модель 32053-70, государственный регистрационный знак К 374 УС 58, год выпуска 2008, не оборудован тахографом. Отсутствие тахографа на школьном автобусе не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах, оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», Приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 № 1177, Постановления Госстандарта РФ от 01апреля 1998 № 101, Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №1 г. Сердобска приобрести и обеспечить установку тахографа на транспортное средство: автобус для перевозки детей марки ПАЗ модель 32053-70, государственный регистрационный знак К 374 УС 58, год выпуска 2008.
Помощник прокурора Сердобского района Пензенской области Иванько А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – директор МОУ СОШ №1 г. Сердобска Сердобского района Пензенской области Сергеев В.М. в судебном заседании исковые требования признал и пояснил, что за МОУ СОШ №1 г. Сердобска закреплен автобус для перевозки детей на праве оперативного управления. Данный автобус предназначен для перевозки детей. Тахографом автобус не оборудован по причине недостаточного финансирования.
Представитель третьего лица Отдела образования Администрации Сердобского района Пензенской области Березин В.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против исковых требований не возражал и пояснил, что указанное транспортное средство для перевозки детей закреплено за МОУ СОШ №1 г. Сердобска на праве оперативного управления, собственником которого является – Сердобский район. На 2016 год запланированы средства на установку тахографов.
Представитель третьего лица Администрации Сердобского района Пензенской области Савельева Ю.А., действующая на основании доверенности, будучи извещенной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. В заявлении, адресованном суду, просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, указав, что решение полагает на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, как одного из видов общественной безопасности, установлены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ.
Задачами Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ согласно ст. 1 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересом, а иноке защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности:
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 16. Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно и. 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», запрещается эксплуатации автобусов, если не работает тахограф.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года №1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно положениям Приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» тахографами оснащаются, в том числе: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тони (категория М2-); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса -которых превышает 5 тонн (категория МЗ).
Постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 № 101 утвержден ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования.», в соответствии с п. 4.1а которого автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М 2 и МЗ.
О необходимости соответствия автобусов, используемых для осуществления перевозок групп обучающихся требованию ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей» и пункту 3 указанных, выше Правил организованной перевозки группы детей автобусами отражено в пункте 3.1.2. методических рекомендаций, направленных письмом Минобрнауки России от 29 июля 2014 №08-988.
В силу п.п. 2 ч.3 ст. 28, п.п. 2,3, ч. 6. ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечен не образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работники образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация песет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение пли ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности» образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
В судебном заседании установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сердобска Сердобского района Пензенской области создано в целях организации обучения, воспитания и развития обучающихся в Сердобском районе Пензенской области. Школа является юридическим лицом и создана в виде некоммерческой организации. В школе реализуются основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Как установлено судом и это подтверждается материалами дела, согласно Уставу МОУ СОШ №1 г. Сердобска учредителем данного образовательного учреждений является муниципальное образование - Сердобский район Пензенской области, орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия Учредителя школы - Отдел образования Сердобского района Пензенской области, а собственником имущества образовательного учреждения - муниципальное образование - Сердобский район.
В соответствии с п. 1.10. Устава МОУ СОШ №1 г. Сердобска школа может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также открывать лицевой и внебюджетный счета в органе федерального казначейства в установленном законом порядке.
В соответствии с постановлением Администрации Сердобского района Пензенской области от 24 августа 2009 года № 610 за МОУ СОШ №1 г. Сердобска на праве оперативного управления закреплено транспортное средство: автобус для перевозки детей, марки ПАЗ модель 32053-70, государственный регистрационный знак К 374 УС 58, год выпуска 2008. Указанное транспортное средство предназначено для подвоза учащихся в образовательное учреждение.
11 апреля 2016 года прокуратурой Сердобского района Пензенской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности МОУ СОШ №1 г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства, а именно транспортное средство: автобус специальный для перевозки детей марки ПАЗ модель 32053-70, государственный регистрационный знак К 374 УС 58, год выпуска 2008, в нарушение норм действующего федерального законодательства, не оборудован тахографом, о чем была составлена справка от 11 апреля 2016 года, имеющаяся в материалах дела.
Кроме того, в материалах дела имеются письменные объяснения от 11 апреля 2016 года директора Сергеева В.М., о том, что за МОУ СОШ №1 г. Сердобска закреплен автобус для перевозки детей на праве оперативного управления. Данный автобус предназначен для перевозки детей. Тахографом автобус не оборудован по причине недостаточного финансирования.
Отсутствие тахографа на школьном автобусе не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные прокурором Сердобского района Пензенской области требования обязать муниципальное образовательное учреждение среднюю образовательную школу №1 г. Сердобска Сердобского района Пензенской области приобрести и обеспечить установку тахографа на транспортное средство: автобус для перевозки детей марки ПАЗ модель 32053-70, государственный регистрационный знак К 374 УС 58, год выпуска 2008, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №1 ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №1 ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ 32053-70, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 374 ░░ 58, ░░░ ░░░░░░░ 2008.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░.