судья: Ефремов С.А.
адм. дело №33а-47901
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Ставича В.В., Неретиной Е.Н.,
при секретаре Меркеловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Соломатиной Л. И. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 22 октября 2015 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении административного иска Соломатиной Л. И. к муниципальному округу «Сокольники» о признании незаконным исполнения обязанностей председателя Совета депутатов муниципального округа Сокольники третьего созыва и главы муниципального округа Сокольники»,
УСТАНОВИЛА:
Соломатина Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к муниципальному округу «Сокольники» о признании незаконным исполнения обязанностей председателя Совета депутатов муниципального округа Сокольники и главы муниципального округа Сокольники – К. И.В. с 03.04.2012 по 21.10.2014, мотивируя свои требования тем, что последняя исполняет обязанности Председателя Совета депутатов и Главы муниципального округа Сокольники незаконно, поскольку на эту должность не была избрана в установленном порядке, а её полномочия как высшего должностного лица муниципального округа прекратились со дня начала работы вновь избранного органа местного самоуправления нового созыва.
Административный истец и ее представитель в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования. Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Соломатина Л.И.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца Соломатину Л.И., её представителя – Лаврова В.В., представителя административного ответчика – Шашенко М.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что в период с 2007 по 2012 год должность Руководителя муниципального образования и Председателя муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники в г. Москве исполняла депутат К. И.В., назначенная на указанную должность в установленном законом порядке.
Согласно протоколу собрания совета депутатов муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники в г. Москве от 03.04.2012, на первом заседании нового состава муниципального собрания ВМО Сокольники по вопросу повестки дня – «выборы Руководителя ВМО Сокольники», последние признаны несостоявшимися, поскольку не один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов.
В связи с тем, что новый руководитель избран не был, обязанности Руководителя ВМО Сокольники продолжила исполнять К. И.В.
Из сообщения Председателя Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Московской городской думы от 05.06.2012 № …следует, что К.И.В. вправе занимать должность Руководителя ВМО Сокольники г. Москвы до вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
В соответствии с ответом Совета муниципальных образований г. Москвы от 08.05.2012 №284/12 К. И.В. может продолжить осуществлять свои полномочия Руководителя ВМО Сокольники г. Москвы до вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
25.02.2014 в устав внутригородского муниципального образования Сокольники в г. Москве внесены изменения и в настоящее время муниципальное образование именуется – муниципальный округ Сокольники, должность Руководителя муниципального образования – Глава муниципального округа Сокольники, должность Председателя муниципального собрания – Председатель Совета депутатов.
Решением Совета депутатов муниципального округа Сокольники № 31/15 от 21.10.2014, К. И.В. избрана главой муниципального округа Сокольники, осуществляющей полномочия председателя Совета депутатов муниципального округа Сокольники.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, что в соответствии со ст. 65 Кодекса административного судопроизводства в г. Москве освобождало участвующих лиц от обязанности их доказывания.
Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.
Основанием учреждения местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти в городских, сельских поселениях и на других территориях (статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) является воля населения этих территорий, выраженная непосредственно или через образованные им выборные (представительные) органы местного самоуправления. Соответственно, реализация полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления основана на мандате, полученном в установленном законом порядке, а срок этих полномочий должен, как правило, совпадать со сроком действия мандата. При этом необходимо учитывать как обязательное условие периодичности выборов, так и необходимость обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти.
Из преамбулы Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон «О местном самоуправлении») следует, что данный нормативно правовой акт устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Статьей 2 Закона «О местном самоуправлении» определено, что выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 3 статьи 40 Закона полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Из анализа приведенных норм следует, что указанные законоположения распространяются на руководителя муниципального образования, избранного предыдущим созывом.
Таким образом, исполнение обязанностей прежним руководителем муниципального образования вплоть до избрания нового руководителя правомочно, поскольку за прежним руководителем муниципального образования был сохранен статус депутата во вновь избранном составе Совета депутатов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным факта исполнения К. И.В. обязанностей председателя Совета депутатов муниципального округа Сокольники третьего созыва и главы муниципального округа Сокольники в период с 03.04.2012 по 21.10.2014, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что каких-либо нарушений прав административного истца со стороны административного ответчика не допущено, равно как и не установлено нарушений законодательства при исполнении Крестовской И.В. со дня окончания полномочий депутата 2 созыва в период с 03.04.2012 по 21.10.2014 обязанностей Председателя Совета депутатов и Главы муниципального округа Сокольники.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку полномочия Крестовской И.В., как выборного должностного лица местного самоуправления истекли, соответственно в спорный период времени К. И.В. незаконно исполняла обязанности председателя Совета депутатов и главы муниципального округа Сокольники, не могут быть признаны обоснованными.
Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Как указывалось выше, полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Участвующими в деле лицами не оспаривалось, что 03.04.2012 на заседании нового состава муниципального Собрания ВМО Сокольники выборы руководителя ВМО Сокольники не состоялись, поскольку ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов.
Следовательно, руководитель ВМО Сокольники и Председатель муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники Крестовская И.В., избранная депутатом 3 – го созыва, несмотря на истечение установленного Уставом ВМО Сокольники (в редакции действовавшей на момент избрания) срока полномочий, сохранила их до вступления в должность вновь избранного руководителя муниципального образования, в связи с чем отсутствуют основания для признания судом указанных действий незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соломатиной Л.И. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи