Дело № 2-929/2020 24RS0057-01-2020-001236-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего – судьи Киюциной Н.А.,
при секретаре Авдеевой И.М.,
с участием прокурора Илькова А.В.,
представителя ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Андрияновой Н.В. (на основании Устава и приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к), представителя ответчика Управления образованием Администрации г. Шарыпово Цыпленковой О.Ю. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Администрации г. Шарыпово Гапанюк Ю.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2», Управлению образованием Администрации города Шарыпово о возложении обязанности по обеспечению безопасности объекта и прилегающей территории,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее МБОУ СОШ № 2), Администрации г. Шарыпово о возложении обязанности по обеспечению охраны здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», расположенного по адресу: <адрес>, и прилегающей территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, в срок до 30 декабря 2020 года.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проведения Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки исполнения образовательными учреждениями законодательства о противодействии терроризму было установлено, что здание образовательного учреждения МБОУ СОШ № 2, расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечено физической охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны.
С целью устранения выявленных нарушений, 07 октября 2019 года Шарыповская межрайонная прокуратура внесла руководителю Управления образованием администрации г. Шарыпово представление, на которое 30 октября 2019 года получен ответ о том, что физическая охрана не осуществляется в связи с отсутствием денежных средств, до настоящего момента нарушения не устранены.
Согласно определению суда от 03 декабря 2020 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика к участию в деле судом было привлечено Управление образованием Администрации города Шарыпово.
По ходатайству прокурора судом произведена замена ответчика: Администрации г. Шарыпово на Управление образованием Администрации г. Шарыпово, Администрация г. Шарыпово привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков.
В судебном заседании прокурор Ильков А.В. поддержал исковые требования по тем же основаниям, при этом просил установить срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2021 года.
Представители ответчика МБОУ СОШ № 2 - Андриянова Н.В. (на основании Устава и приказа), ответчика Управления образованием Администрации г. Шарыпово – Цыпленкова О.Ю. (по доверенности), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Администрации г. Шарыпово Гапанюк Ю.С. (по доверенности) не возражали против удовлетворения исковых требований, но возражали против установления срока исполнения решения суда до 30 декабря 2020 года, поскольку организация охраны здания и территории школы требует значительных финансовых затрат, считают возможным исполнение решения суда в соответствии с Паспортом безопасности до 01 сентября 2021 года.
Кроме того, представитель Управления образованием Администрации г. Шарыпово – Цыпленкова О.Ю. пояснила, что Управление осуществляет функции и полномочия учредителя; охрана здания и территории школы осуществляется не в полной мере в связи с недостаточным финансированием из местного бюджета, в связи с чем ответчик неоднократно направлял Администрации г. Шарыпово письма о выделении дополнительных денежных средств. На 2020 год денежные средства на указанные прокурором мероприятия по охране объекта запланированы не были, в соответствии с Паспортом безопасности могут быть выделены в 2021 году, срок выполнения мероприятий по охране объекта установлен до 01 сентября 2021 года.
Представитель Администрации Гапанюк Ю.С. (по доверенности) привела доводы аналогичного содержания.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Исковое заявление подписано заместителем Шарыповского межрайонного прокурора. В силу положений Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» заместитель межрайонного прокурора приравнивается к прокурору данного уровня.
Таким образом, исковое заявление подписано и подано надлежащим лицом.
Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Как предусмотрено пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с пп.1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно ч. 3.1 ст. 5 приведенного Федерального закона юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации своим постановлением от 2 августа 2019 года № 1006 утвердило «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», согласно п.1 которых устанавливаются обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, иных объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), правообладателями которых являются Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные ему организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере научной деятельности, высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере научной деятельности, высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере науки, высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.5).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности (п.6).
Как установлено пунктами 24,25,26 Требований к антитеррористической защищенности объектов, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных ко второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на объектах (территориях) и ликвидация угрозы их совершения достигается посредством организации круглосуточной охраны, ежедневная проверка (обход и осмотр) зданий (строений, сооружений), потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), стоянок автотранспорта, складских и подсобных помещений.
Из этого следует, что объекты (территории) второй категории опасности должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пп. 12.1, 13 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пп. 2, 3 п. 3 этой же статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Исходя из указанных норм, обстоятельством, имеющим юридическое значение для дела, является установление того, кто является главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
Главный распорядитель средств соответствующего бюджета несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных ему бюджетных учреждений и казенных предприятий (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ).
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из Устава, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» учреждено решением исполкома Шарыповского городского Совета от 25.06.1982 № 148-10 и зарегистрировано распоряжением Администрации г. Шарыпово от 08.07.1999 года № 44 ПР ( п.1.1). Учредителем и собственником имущества МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» согласно п.1.9 Устава является муниципальное образование «город Шарыпово Красноярского края», функции и полномочия которого осуществляет орган местного самоуправления – Управление образованием Администрации города Шарыпово.
Согласно п. 1.12 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» является юридическим лицом, имеет муниципальное здание и план финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период, обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления; может иметь самостоятельный баланс; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Из п. 1.23 Устава, следует, что школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, относящихся к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за жизнь и здоровье обучающихся и работников Школы во время образовательных отношений, за нарушение прав и свобод обучающихся и работников Школы, за иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно Паспорту безопасности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» относится ко второй категории опасности объекта (территории); дана рекомендация обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок до 01.08.2021.
Следовательно, ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» в силу требований закона обязана обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, путем обеспечения охраны здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», расположенного по адресу: <адрес>, и прилегающей территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что данная обязанность не исполняется, а принимаемые меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) являются недостаточными, что ответчиками по делу не оспаривается.
Из письма директора МБОУ СОШ № 2 Андрияновой Н.В. от 30.10.2019 следует, что здание образовательного учреждения МБОУ СОШ № 2 не передано под физическую охрану работникам охранного предприятия, осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством.
Согласно выводам и рекомендациям в акте обследования и категорирования, составленного межведомственной комиссией, утвержденного 04 декабря 2019 года, МБОУ СОШ № 2 присвоена вторая категория объекта; существующая система охраны и безопасности объекта не позволяет обеспечить его безопасность и антитеррористическую защищенность, рекомендовано осуществить мероприятия в том числе: передать объект под охрану работникам охранного предприятия (организации), осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством РФ, срок выполнения 01.08.2021.
Управление образованием Администрации города Шарыпово, как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования в соответствии с Положением и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного ему бюджетного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2».
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен способ защиты гражданских прав в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из системного толкования положений п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность объекта образования МБОУ СОШ № 2.
Таким образом, обязанность обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» и прилегающей к нему территории возлагается на МБОУ СОШ № 2 и на Управление образованием Администрации г. Шарыпово.
Недостаточное финансирование из местного бюджета не является основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности по исполнению требований к антитеррористической защищенности здания школы и прилегающей территории.
С учетом приведенных доводов, исследовав доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований.
Предлагаемый сторонами по делу срок для исполнения решения суда до 01 сентября 2021 года суд находит разумным, поскольку такой срок соответствует Паспорту безопасности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» и обеспечивает соблюдение баланса интересов как неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен иск, так и ответчиков по делу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
суд
Решил:
Иск Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», Управление образованием Администрации города Шарыпово обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, путем обеспечения охраны здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», расположенного по адресу: <адрес> территории сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, в срок до 01 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2020 года.