РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
77RS0032-02-2022-010619-72
25 мая 2023 года дело № 2-633/2023
Черемушкинский районный суд адрес в составе судьи Чурсиной С.С. при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-633/23 по иску фио к ПАО «Газпром», ООО «Газпромтрансгаз Москва» об обязании выкупить земельный участок, обязании заключить соглашение о выкупе земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Носков С.Б. обратился в суд с иском к ответчикам ПАО «Газпром», ООО «Газпромтрансгаз Москва» с иском об обязании выкупить земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050128:85, обязании заключить соглашение о выкупе земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050128:85.
В обоснование иска истец Носков С.Б. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050128:85 площадью 10 000 кв. м.» категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственные цели, расположенный по адресу: адрес, адрес. Право собственности зарегистрировано 03.07.2012 г.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.10.2021 г. Кв КУВИ-002/2021-143215238 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050128:85 полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Как следует из выписки из адрес с особыми условиями использования территории реестровый помер 50:08-6.544 и установлена 13.04.2021 г, (вид/наименование: для минимальных расстояний магистрального газопровода «Грязовец-КП магистрального газопровода «КГМО 1 нитка», тип: адрес инженерных коммуникаций).
10.03.2022 в адрес ПАО «Газпром» было направлено письмо с просьбой выкупить земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050128:85 в связи с установлением зоны с особым условием использования территории и невозможности его использования в соответствии с его разрешенным использованием, однако в ответ истцом был получен отказ.
Поскольку установление на указанном земельном участка зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, истец обратился в суд с указанным исковым заявлением.
Истец Носков С.Б. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направил в суд представителей по доверенности, которые доводы искового заявления поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО «Газпром» в судебное заседание явился, представил суду возражения, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку оснований для понуждения ответчика к выкупу земельного участка не имеется, просили применить срок исковой давности.
Представитель ответчика ООО «Газпромтрансгаз Москва» в судебное заседание явилась, представила суду возражения, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку определенные ограничения в использовании земельного участка были установлены «автоматически» с момент газопровода в эксплуатацию, задолго до приобретения истцом земельного участка, полагал, что оснований для выкупа земельного участка у ответчика не имеется, просили применить срок исковой давности.
Суд, выслушав объяснения представителей истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что могут устанавливаться такие ограничения прав на землю как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Так, статьей 89 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов и для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены
Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон
Пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Как установлено материалами дела, Носкову С.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050128:85 площадью 10 000 кв. м.» категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под производственные цели, расположенный по адресу: адрес, адрес. Право собственности зарегистрировано 03.07.2012 г.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.10.2021 г. Кв КУВИ-002/2021-143215238 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050128:85 полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. Как следует из выписки из адрес с особыми условиями использования территории реестровый помер 50:08-6.544 и установлена 13.04.2021 г, (вид/наименование: для минимальных расстояний магистрального газопровода «Грязовец-КП магистрального газопровода «КГМО 1 нитка», тип: адрес инженерных коммуникаций).
10.03.2022 в адрес ПАО «Газпром» было направлено письмо с просьбой выкупить земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050128:85 в связи с установлением зоны с особым условием использования территории и невозможности его использования в соответствии с его разрешенным использованием, однако в ответ истцом был получен отказ.
Между тем, из материалов делу усматривается, что спорный участок — на момент установления Зон ограничений в 1960-1980-х гг. — относился к землям сельскохозяйственного назначения. При этом установление данных зон не повлияло на возможность использовать спорный участок: его можно использовать для сельского хозяйства, несмотря на обременение спорными зонами.
Магистральные газопроводы «КГМО-1 нитка», «Грязовец-КГМО», «Перемычка между КС «Яхрома» и каналом им. Москвы» построены в 1963, 1982 и 1988 гг. соответственно. Тогда же были установлены Зоны ограничений данных Газопроводов.
На основании изложенного, суд отклоняет довод истца об обязании выкупить земельный участок, расположенный в зонах ограничений, поскольку указанные нормы применяются только к зонам ограничений, установленным после вступления данной нормы в силу - 04.08.2018. Поэтому к установленным в период с 1963 по 1988 гг. спорным зонам, названные нормы не применяются
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
Из смысла положений вышеприведенной правовой нормы следует, что законодатель устанавливая одним из способов возмещения убытков собственнику земельного участка и объектов недвижимого имущества, которые невозможно использовать в связи с установлением, изменением зоны с особыми условиями использования территории, - выкуп указанных объектов, предусмотренный пунктом 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации, исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при реализации своего права добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 года N 6-П, от 13 июля 2021 года N 35-П и др.).
Пункт 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации направлен на обеспечение необходимого баланса частных и публичных интересов, а также на защиту правомерных интересов собственника как добросовестного участника гражданских правоотношений, обоснованно рассчитывавшего на возможность использования своего имущества в соответствии с его правовым режимом, существовавшим на момент приобретения.
При этом, наличие в ЕГРН сведений о зонах ограничений носит только информационный характер. Обеспечение публичного доступа к этим сведениям посредством ЕГРН необходимо для обозначения территории ограничений, прилегающей к опасному производственному объекту. Отсутствие в ЕГРН сведений о названной зоне не отменяет установленные в силу закона ограничения.
Согласно Закону № 342-Ф39 обязательной регистрацией зон в ЕГРН станет, начиная с 2028 года. До этого момента все зоны ограничений продолжают действовать без указанной регистрации. Поэтому в рамках переходных положений данного закона Зоны ограничений в спорный период оставались действующими — без регистрации в ЕГРН.
Зоны ограничений были установлены до 01.01.2025 — в 1963, 1982 и 1988 гг. — с момента ввода Газопроводов в эксплуатацию. При этом данные зоны были установлены «автоматически» с момента ввода газопроводов в эксплуатацию - в силу действия нормативных актов: Правил охраны магистральных трубопроводов и СНиП 2.05.06-85.
Как усматривается из представленных суду документов, ПАО «Газпром», сведения о зонах ограничений были в открытом доступе с 2017 года, все сведения о нахождении Газопровода, были переданы ПАО «Газпром» в администрацию, строительство на спорном адрес «Газпром», не согласовывал.
В соответствии со статьей 57.1 Земельного кодекса РФ, Убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное положение закона не применяется к зонам ограничений, установленным до 04.08.2018 года (часть 23 статьи 26 Закона № 342-ФЗ).
Основания для понуждения ПАО «Газпром» к выкупу земельного участка, отсутствуют, поскольку отсутствует два обязательных условия: (1) неисполнение обязанности по передаче сведений о месте нахождения газопровода в местные органы власти; (или) (2) согласование строительства в Зоне ограничений. ПАО «Газпром» передал в Администрацию сведения о месте нахождения Газопровода еще в 1990 году, , что подтверждается актами, л.д. 149-167, т.1.)строительство на спорном участке не согласовывал.
Как усматривается из пояснений ответчиков, представленных ими документов, зона ограничений начала действовать с 1981 г. - за 31 год до того, как фио приобрёл земельный участок. О данной адрес мог узнать с мая 2016 г. из ЕГРН и с декабря 2017 г. - из системы ФГИС ТП и на официальном сайте Администрации. Поэтому срок исковой давности — с учётом даты подачи иска 25.05.2022 — пропущен
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как было установлено в судебном заседании, зона ограничений начала действовать с 1981 г. - за 31 год до того, как фио приобрёл земельный участок. О данной адрес мог узнать с мая 2016 г. из ЕГРН и с декабря 2017 г. - из системы ФГИС ТП и на официальном сайте Администрации. Поэтому срок исковой давности — с учётом даты подачи иска 25.05.2022 — пропущен.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ, 1. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
2. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ответчиками в судебном заседании было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности и применении последствия пропуска истцом срока исковой давности.
Как усматривается из материалов дела, истцом подано исковое заявление в суд 25.05.2022 г., то есть по истечении срока исковой давности.
Учитывая, изложенное, а также то, что истцом пропущен срок исковой давности, суд считает полагает требования фио к ПАО «Газпром», ООО «Газпромтрансгаз Москва» об обязании выкупить земельный участок, обязании заключить соглашение о выкупе земельного участка, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований фио к ПАО «Газпром», ООО «Газпромтрансгаз Москва» об обязании выкупить земельный участок, обязании заключить соглашение о выкупе земельного участка - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: фио
решение изготовлено в окончательной форме 29.05.2023 года