№12-243/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Смоленск 17 июня 2019 года
Судья Промышленного районного суда г.Смоленска Селезенева И.В., при секретаре Кадыровой И.М., рассмотрев жалобу ООО «Евроторг-Запад» на постановление Государственной инспекции труда в Смоленской области от 28.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области №67/12-1500-19-И/11 от 28.03.2019 ООО «Евроторг-Запад» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В жалобе на указанное постановление ООО «Евроторг-Запад» просит его отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование своей позиции следующее.
06.03.2019 заместитель генерального директора Общества ФИО1 обратился с заявлением об увольнении по соглашению сторон (п.1 ст.77, ст.78 ТК РФ) с 06.03.2019 с выплатой денежной компенсации в размере заработной платы (должностной оклад и премия) за 3 месяца, помимо причитающейся к выплате заработной платы за фактически отработанное время и компенсации за неиспользованный отпуск.
Поскольку ТК РФ не установлена форма, в которой должно быть заключено соглашение о расторжении трудового договора, таковое может быть заключено и в устной форме. В связи с отсутствием у Общества возражений относительно основания и даты увольнения ФИО1, 06.03.2019 был издан приказ №Зуп00000177 о расторжении трудового договора с ним по соглашению сторон.
В свою очередь, ФИО1 выразил свое несогласие с увольнением. При таких обстоятельствах в этот же день, то есть 06.03.2019, был издан приказ №5-к от 06.03.2019 об отмене приказа об увольнении ФИО1. От подписи об ознакомлении с данным приказом последний отказался, однако вышеупомянутый приказ был зачитан ему вслух, о чем был составлен соответствующий акт.
По мнению инспектора труда, при проведении проверки работодателем не было представлено доказательств, объективно свидетельствующих о том, что отмена приказа об увольнении была осуществлена по взаимному согласию между работником и работодателем, следовательно, приказ №5-к от 06.03.2019 был издан работодателем в нарушение требований абз.2 ч.2 ст.22 ТК РФ и подлежит отмене.
Вместе с тем, несогласие ФИО1 с увольнением в письменном виде (надпись на приказе об увольнении) и издание Обществом приказа об отмене этого приказа являются объективными свидетельствами отмены по взаимному согласию приказа об увольнении. Именно по этой причине ФИО1 не был уволен (и не уволен вплоть до настоящего времени) и основания для выплаты ему окончательного расчета в соответствии со ст.140 ТК РФ отсутствуют, так как трудовой договор не прекращен.
Кроме того, в настоящее время в производстве Промышленного районного суда г.Смоленска находится гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу о признании незаконным приказа о прекращении трудового договора №Зуп00000177 от 06.03.2019 и в исковом заявлении ФИО1 прямо указывает на то, что соглашение не достигнуто и с увольнением он не согласен.
В ходе судебного разбирательства представитель ООО «Евроторг-Запад» Иванова Т.В. доводы жалобы полностью поддержала. Считает, что в данном случае имеется индивидуальный трудовой спор, который 18.04.2019 и был разрешен. Кроме того, еще одним решением суда отменено и выданное по данным обстоятельствам предписание Государственной инспекции труда.
Государственная инспекция труда в Смоленской области в судебное заседание явку представителя не обеспечила, извещена надлежащим образом, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Выслушав объяснения представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно абз.2 ч.2 ст.20 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Смоленской области от 18.03.2019 по заявлению ФИО1 проводилась внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Евроторг-Запад».
По результатам указанной проверки 22.03.2019 Государственной инспекцией труда в Смоленской области составлен Акт проверки и выдано предписание №67/12-1500-19-И/1 об устранении нарушений трудового законодательства.
На основании протокола об административном правонарушении №67/12-1500-19-И/3 от 22.03.2019 постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области №67/12-1500-19-И/11 от 28.03.2019 ООО «Евроторг-Запад» привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства о труде, выразившееся в невыплате ФИО1 окончательного расчета при увольнении 06.03.2019, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В настоящее время Промышленным районным судом г.Смоленска рассмотрен индивидуальный трудовой спор по иску ФИО1 к ООО «Евроторг-Запад» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании недополученной премиальной части оплаты труда, а также заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, 18.04.2019 судом вынесено решение о восстановлении его на работе.В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.
Частями 2, 3 ст.2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Часть 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействия, направленные на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
Частью 2 статьи 23.12 КоАП РФ к подведомственности должностных лиц государственной инспекции труда отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ч.1 ст.356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 381 ТК РФ под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (ст.382 ТК РФ).
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
В рассматриваемом случае судья приходит к выводу, что разногласия, возникшие между ООО «Евроторг-Запад» и уволенным 06.03.2019 ФИО1 относительно факта увольнения и невыплаты ФИО1 окончательного расчета, содержат признаки, перечисленные в ст.381 ТК РФ, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке ст.382 ТК РФ, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Евроторг-Запад» состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Смоленской области №67/12-1500-19-И/11 от 28.03.2019, вынесенное в отношении ООО «Евроторг-Запад» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №67/12-1500-19-░/11 ░░ 28.03.2019 ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.6 ░░.5.27 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░