Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-445/2019 ~ М-477/2019 от 09.09.2019

УИД 28RS0009-01-2019-000799-65

Дело №2а-445/2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ивановка                                                  06 ноября 2019 года

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

        председательствующего судьи                          Конфедератовой В.Г.,

    при секретаре                                             Мартель О.Б.,

    с участием представителя административного ответчика Шаповаловой Т.В., действующей на основании доверенности №41/12-4 от 04.03.2019 года,

заинтересованного лица – старшего государственного инспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сошко Сергея Николаевича к ОМВД России по Ивановскому району о признании незаконным отказа в проведении регистрационных действий с автомобилем, взыскании судебных расходов,

    у с т а н о в и л:

    Сошко Сергей Николаевич обратился в Ивановский районный суд Амурской области с указанным административным исковым заявлением к ОМВД России по Ивановскому району, в обоснование указав, что 31.05.2019 года он купил у ООО "Амуртрейд" автомобиль ассенизационный (ХИНО) марки ГАЗ 5312 грузовой-цистерна, государственный номерной знак , год выпуска 1990, номер шасси , двигатель , номер кузова отсутствует, технический паспорт <адрес>, на основании письменного договора купли-продажи автомобиля ГАЗ -5312, согласно условиям которого покупатель обязуется оплатить автомобиль и поставить его на учёт в органах ГАИ (п.2.2), договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до исполнения сторонами своих обязательств (п.5.1). После подписания договора, в соответствии с его условиями, он, как покупатель, расплатился за автомобиль, получил его в собственность от продавца, и по соглашению сторон автомобиль был поставлен в гараж, принадлежащий продавцу ООО "Амуртрейд". 07 июня 2019 года он обратился в Госавтоинспекцию РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника автомобиля. Однако в этом заявлении в графе "Решение по заявлению" указано, что заявителю отказано на основании п.3 приказа от 26.06.2018 года №399 Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Как стало известно из содержания постановления ОМВД России от 05.07.2019г., при проведении осмотра автомобиля сотрудниками было установлено, что на правой раме автомобиля около задних колёс нет номера шасси (рамы); в кабине автомобиля около правой пассажирской двери отсутствует табличка с номером VIN; под капотом на раме кабины отсутствует номер кузова автомобиля. Каких-либо механических повреждений на раме автомобиля, а также на предполагаемых местах, где должны быть установлены идентификационные номера, не обнаружены. По результатам проверки материалов, зарегистрированных в КУСП от 07.06.2019 года постановлением ВРИО заместителя начальника полиции (ООП) по Ивановскому району от 05.07.2019 года на основании п.2 ч1. ст.24 УПК РФ за отсутствием состава преступления было отказано в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.326 УК РФ в отношении Сошко С.Н. или иных лиц по факту подделки или уничтожения идентификационного номера. 08.07.2019 года он вновь обратился в Госавтоинспекцию РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району с заявлением о регистрации автомобиля. В ответ на обращение ОМВД России по Ивановскому району сообщило от 18.07.2019г. о направлении ему копии справки об исследовании -и от 17.06.2019г. (в действительности ему эту копию так и не прислали). Также в письме был процитирован п.3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённый приказом МВД России от 26.06.2018 №399, где были перечислены правовые основания для отказа в государственной регистрации транспортных средств. ОМВД после приведения цитаты пункта 3 отказал в проведении регистрационных действий с принадлежащим ему автомобилем, при этом не указал, какое конкретно основание из перечисленных в цитируемом пункте 3 он нарушил. Поскольку им не был получен ответ, по каким основаниям ему отказано в госрегистрации автомобиля, то 23.07.2019 года он вновь обратился в ОМВД России по Ивановскому району для решения этого вопроса. Из ОМВД ему был направлен ответ от 07.08.2019г. , в котором сообщалось, что согласно справке об исследовании -и от 17.06.2019 установлено, что знаки маркировки неразличимы и утрачены в результате разрушения лакокрасочного покрытия шасси (коррозии металла), а в установленном заводом-изготовителем месте маркировочная табличка, содержащая порядковый номер шасси (рамы), отсутствует. В ходе проверки было установлено, что в период эксплуатации на данном транспортном средстве была произведена замена двигателя. Таким образом, идентифицировать транспортное средство не представляется возможным. С отказом ОМВД России по Ивановскому району от 07.08.2019 года он полностью не согласен. Считает, что отсутствуют правовые основания для отказа в совершении регистрационных действий в отношении автомобиля. В ходе тщательной проверки ОМВД не было установлено признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство. В ходе исследования было установлено, что знаки маркировки утрачены в результате разрушения лакокрасочного покрытия шасси (коррозии металла). Что касается замены двигателя, на которую ссылается ОМВД в своих ответах на обращения, то информация о замене двигателя в ПТС <адрес> от 12.12.2009 года РЭО ОГИБДД ОВД по Ивановскому району была внесена в порядке, установленном п.8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федераций, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 №1001, действовавших до издания приказа МВД России от 26.06.2018 №399. На основании изложенного, а также указывая, что в связи с обращением в суд им были понесены расходы на оплату услуг представителя за составление административного искового заявления, административный истец, ссылаясь на положения пунктов 3 и 11 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 26.06.2018г. №399, п.2 ч.2 ст.1, ст.111 КАС РФ, просит суд признать незаконным отказ ОМВД России по Ивановскому району от 07.08.2019г. №3/192702549830 в проведении регистрационных действий с автомобилем ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак ; Обязать ОМВД России по Ивановскому району внести регистрационные данные в связи с изменением собственника Сошко Сергея Николаевича в отношении автомобиля ГАЗ 5312 1990 года выпуска, типа/категории ТС грузовой цистерна/С, цвет зелёный, регистрационный знак , VIN идентификационный номер ХТН , номер кузова , номер шасси , номер двигателя ; взыскать с ОМВД России по Ивановскому району в пользу Сошко Сергея Николаевича судебные расходы 4340 рублей (300 рублей - госпошлина в суд, 40 рублей банковская комиссия, 4000 рублей - плата за услуги адвоката при составлении административного искового заявления).

    К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Амуртрейд» (определением Ивановского районного суда от 11.09.2019 года) и старший государственный инспектор РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Е.П. (определением Ивановского районного суда от 08.10.2019 года).

    В письменных возражениях на административный иск от 07.10.2019г., административный ответчик ОМВД России по Ивановскому району с заявленными к нему требованиями не согласился в полном объёме, подтвердил факт обращения Сошко С.Н. 07.06.2019 в РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району с заявлением о проведении регистрационных действий с автомобилем, установления в ходе осмотра автомобиля сотрудником РЭО ГИБДД отсутствия на автомобиле каких-либо идентификационных номеров и визуального необнаружения при этом механических повреждений на раме автомобиля и в предполагаемых местах, где должны быть установлены идентификационные номера; а также проведения на предмет установления подделки или уничтожения идентификационного номера данного транспортного средства в экспертно-криминалистическом центре УМВД России по Амурской области автотехнического исследования автомобиля, по результатам которого составлена справка об исследовании -и от 17.06.2019 года. Согласно указанной справке, эксперт пришел к выводам, что установить изменялись ли (или уничтожена) первичная идентификационная (VIN) маркировка шасси (рамы), не представляется возможным, так как знаки маркировки не различимы, не читаемы и утрачены в результате разрушения лакокрасочного покрытия (коррозии металла); в установленном заводом-изготовителе месте, маркировочная табличка, содержащая порядковый номер шасси (рамы) отсутствует; в период эксплуатации на данном транспортном средстве была произведена замена двигателя. В связи с чем, на основании п.3 приказа МВД РФ от 26.06.2018 №399 сотрудниками РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району в регистрации автомобиля ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак , Сошко С.Н. было отказано.     Для установления возможной идентификации автомобиля было назначено дополнительное автотехническое исследование. Согласно информации начальника ЭКЦ УМВД России по Амурской области полковника полиции ФИО5 от 30.09.2019 , установить первичное маркировочное обозначение шасси (рамы) ранее исследованного автомобиля «ГАЗ- 5312» г.р.з. » не представляется возможным по причине отсутствия соответствующей методики и необходимых технических средств. Таким образом, идентифицировать указанное транспортное средство не возможно. Кроме того, ссылаясь на положения статей 100, 103 ГПК РФ, ст.ст.16, 1069 ГК РФ, полагает, что для взыскания судебных расходов с соответствующей казны действия либо бездействие должностного лица должны быть признаны незаконными в судебном порядке, о чём должно быть указано в соответствующем судебном акте. На основании изложенного, просит полностью отказать Сошко С.Н. в удовлетворении заявленных требований.

    В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо Геде Евгений Петрович указал, что в должности старшего государственного инспектора РЭО БДД ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району находится с 16.07.2018 года, в его обязанности, согласно п.3.2 Должностного регламента (Должностной инструкции), входит осуществление осмотра транспортных средств, представленных для регистрационных действий, проверка регистрационных документов, производство сверки номерных агрегатов. При обращении 07 июня 2019 года в РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району гражданина Сошко С.Н. с заявлением о проведении регистрационных действий с принадлежащим ему автомобилем ГАЗ 5312, им были проверены по информационной системе ФИС - ГИБДД М предоставленные Сошко С.Н. документы на автомобиль, установлено их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, а также отсутствие в отношении автомобиля запретов и (или) ограничения на совершение регистрационных действий. Однако при проведении 07.06.2019 года осмотра автомобиля визуально было установлено, что на нём отсутствует номер шасси (рамы), в кабине автомобиля отсутствует информационная табличка с VIN номером, а также номер кабины, что не позволило произвести идентификацию данного автомобиля. Согласно паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства установлено, что заводом изготовителем были присвоены идентификационные номера: номер шасси ; номер кузова ; VIN номер . Каких-либо механических повреждений на раме автомобиля, а также в предполагаемых местах, где должны быть установлены идентификационные номера, визуально обнаружены не были.     Для дальнейшего разбирательства на предмет установления подделки или уничтожения идентификационных номеров автомобиля им данное событие было зарегистрировано в дежурной части ОМВД России по Ивановскому району. Так как идентифицировать автомобиль не представляется возможным, то им было принято решение отказать гражданину Сошко С.Н. в регистрационных действиях в отношении данного автомобиля, в силу п.3 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.06.2018г. №399. На основании изложенного, просит полностью отказать Сошко С.Н. в удовлетворении заявленных требований.

    Согласно письменного отзыва представителя заинтересованного лица ООО «Амуртрейд» – директора Костина А.А., 05.05.2007 года ООО «Амуртрейд» был куплен автомобиль ГАЗ 5312, гос.номер грузовой бортовой, 28.07.2007 году автомобиль был переоборудован в грузовой цистерна, 12.12.2009 года у автомобиля была произведена замена двигателя. 31.05.2019 года автомобиль был продан Сошко С.Н., который 07.06.2019 года обратился в Госавтоинспекцию РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району для внесения изменений в регистрационные данные автомобиля, в связи со сменой собственника. Однако на основании п.3 приказа от 26.06.2018г. №399 Сошко С.Н. было отказано в регистрации автомобиля по причине отсутствия номера кузова автомобиля и VIN номера. С отказом ОМВД России по Ивановскому району полностью не согласен. Справкой об исследовании -и от 17.06.2019 установлено, что знаки маркировки неразличимы и утрачены в результате разрушения лакокрасочного покрытия шасси (коррозии) металла. Признаков подделки скрытия, изменения или уничтожения идентификационных номеров, номеров узлов и агрегатов не установлено. Замена двигателя была произведена до вынесения Приказа №399 от 26.06.2018 года, и внесена РЭО ОГИБДД ОВД по Ивановскому району в ПТС <адрес> от 12.12.2009г.. Просит признать незаконным отказ ОМВД России по Ивановскому району в проведении регистрационных действий с автомобилем, обязать ОМВД России по Ивановскому району внести регистрационные данные в связи изменением собственника Сошко С.Н., внести изменения в ПТС с отсутствующими номерами кузова и VIN номера.

    В ходе судебного заседания представитель административного ответчика ОМВД России по Ивановскому району – Шаповалова Татьяна Викторовна, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала приведенные в письменных возражениях доводы, просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объёме. Настаивала на законности и обоснованности отказа административному истцу в осуществлении регистрационных действий в отношении автомобиля ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак поскольку в отсутствии номера шасси (рамы), информационной таблички с VIN номером в кабине автомобиля и номера кабины, идентифицировать данный автомобиль не представляется возможным.

Заинтересованное лицо – старший госинспектор РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Е.П. в ходе судебного заседания поддержал доводы, изложенные в его письменном отзыве на административный иск.

Дело рассмотрено судом в силу ч.6 ст.226 КАС РФ в отсутствии надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания административного истца Сошко С.Н., просившего о рассмотрении дела в своё отсутствие, и представителя заинтересованного лица ООО «Амуртрейд» – директора Костина А.А., о причинах неявки суду не сообщившего, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просившего.

    Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика ОМВД России по Ивановскому району – Шаповаловой Т.В. и заинтересованного лица – старшего государственного инспектора РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Е.П., приняв во внимание доводы, изложенные в письменных возражениях административного ответчика и в письменных отзывах заинтересованных лиц, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

    Рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентировано положениями гл.22 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела, 07.06.2019 года Сошко С.Н. обратился в Госинспекцию РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району с заявлением о проведении регистрационных действий – внесения изменения в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца) в отношении автомобиля марки ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак , 1990 года выпуска, зеленого цвета, по типу грузовой цистерна, представив сам автомобиль ГАЗ 5312 к осмотру, а также необходимые документы: паспорт транспортного средства серии <адрес>, совершенный в простой письменной форме договор купли-продажи автомобиля ГАЗ 5312 от 31.05.2019 года, свидетельство о регистрации транспортного средства серии <адрес> от 28.07.2007 года, страховой полис серия XXX фирмы ВСК страховой дом, квитанцию об оплате госпошлины.

В этот же день при проведении осмотра данного транспортного средства старшим государственным инспектором РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Е.П. было установлено отсутствие VIN номера и номера шасси, в связи с чем принято решение об отказе в осуществлении данных регистрационных действий, на основании п.3 приказа УМВД России от 26.06.2018 года №399 «Об утверждении правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», о чём имеются отметки в заявлении от 07.06.2019 года в графах «Результат осмотра» и «Решение по заявлению».

Согласно ответа ОМВД России по <адрес> за подписью начальника Медведева М.А. ( от 18.07.2019 года), Сошко С.Н. сообщено, что по результатам рассмотрения его заявления от 08.07.2019 года принято решение о направлении ему справки об исследовании -и от 17.06.2019 года, а также с приведением положения п.3 приказа УМВД России от 26.06.2018 года №399 сообщено об отказе ему в проведении регистрационных действий с принадлежащим ему автомобилем.

Не согласившись с данным ответом, Сошко С.Н. направил 23.07.2019 года в адрес Управления ГИБДД УМВД России по Амурской области обращение, в котором, описав сложившуюся ситуацию, просил зарегистрировать автомобиль ГАЗ – 5312 в установленном порядке.

Данное обращение, согласно уведомлению за подписью заместителя УГИБДД УМВД России по Амурской области Иващенко А.Г., было направлено для рассмотрения в ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району.

Ответом за от 07.08.2019 года за подписью начальника ОМВД России по Ивановскому району Медведева М.А. на заявление от 23.07.2019 года Сошко С.Н. сообщено со ссылкой на положения п.3 приказа УМВД России от 26.06.2018 года №399, что согласно справке об исследовании -и от 17.06.2019 года установлено, что знаки маркировки не различимы, не читаемы и утрачены в результате разрушения лакокрасочного покрытия шасси (коррозия металла), а в установленном заводом-изготовителем месте маркировочная табличка, содержащая порядковый номер шасси (рамы) отсутствует, в ходе поверки установлено, что в период эксплуатации на данном транспортном средстве была произведена замена двигателя. Таким образом, идентифицировать представленное им транспортное средство не представляется возможным. На основании изложенного, Сошко С.Н. будет отказано в проведении регистрационных действий с автомобилем ГАЗ-512, государственный регистрационный знак О701ВС28.

С административным исковым заявлением Сошко С.Н. обратился в суд 09.09.2019 года, то есть в предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ трёхмесячный срок для оспаривания как отказа ОМВД России по Ивановскому району от 07.08.2019г. , так и отказа Госинспекции РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району при обращении с заявлением от 07.06.2019 года (с учётом положений ч.1 и ч.2 ст.93 КАС РФ, поскольку последний день срока на его оспаривание – 07.09.2019 года приходится на нерабочий день – субботу).

Рассматривая требования административного истца по существу, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, поэтому регистрация транспортных средств, является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно, для использования в дорожном движении.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и устанавливающим порядок регистрации транспортных средств.

Согласно пункту 3 статьи 15 указанного закона, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции предусмотрена Федеральным законом от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили.

Федеральный закон от 07.01.2011г. №3-ФЗ "О полиции" определяет обеспечение безопасности дорожного движения в качестве одного из основных направлений деятельности полиции и наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (п.7 ч.1 ст.2, п.21 ч.1 ст.13).

Госавтоинспекция входит в состав полиции, согласно подп."д" п.1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011г. №250 "Вопросы организации полиции".

В силу п.1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 №711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Подпункт "з" пункта 12 указанного Положение устанавливает, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путём отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Приказом МВД России от 07.08.2013г. №605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент), определяющий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции на районном и региональном уровнях, а также Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги.

Пунктом 56.1 Административного регламента установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства.

Результатом предоставления государственной услуги является изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных (пункт 9 Административного регламента).

Пунктом 15.5 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, порядок их предоставления.

В силу абз.5 п.24 Административного регламента, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.

Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с представленными документами устанавливается сотрудником Госавтоинспекции при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39-41 Административного регламента в процессе производства регистрационного действия.

Порядок регистрации транспортных средств регламентирован и установлен утвержденными Приказом МВД России от 26.06.2018г. №399 Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России (далее – Правила регистрации).

На основании п.11 Правил регистрации, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции (изменение регистрационных данных транспортного средства, изменение регистрационных данных о владельце транспортного средства и изменение регистрационных данных, связанных с переходом права собственности на транспортное средство), или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.     Изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности на транспортное средство осуществляется на основании заявления нового собственника.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.

Таким образом, указанными положениями не предусмотрена возможность проведения регистрационных действий в отношении транспортного средства в случае обнаружения признаков изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства предприятиями – изготовителями.

Реализация требований безопасности на территории Таможенного союза обеспечивается выполнением Правил ЕЭК ООН, Глобальных технических правил, непосредственно положений технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №877 (далее - Технический регламент), который устанавливает требования к колесным транспортным средствам независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Как следует из пункта 1.4 приложения №7 к Техническому регламенту, "идентификационный номер" наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Идентификационный номер должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков.

Маркировка транспортных средств производится в соответствии со Стандартами Международной организации по стандартам (ISO 3379/3833 для иностранных производителей транспортных средств) ГОСТ Р-51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования (гармонизированного с международными) для российских производителей ТС. Основными маркировками автомобиля являются идентификационный номер (VIN) транспортного средства, как правило, соответствующий номеру кузова или шасси, в случаях, если сборка полнокомплектного транспортного средства осуществляется в условиях одного предприятия - изготовителя ТС - и тому и другому). Идентификационная маркировка индивидуальна для каждого изделия и не наносится заводом-изготовителем дважды.

По положениям п.6 Технического регламента "идентификация" - установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки транспортного средства (шасси) или его компонентов; "шасси" - устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства.

Основным элементом шасси автомобиля является рама, на которой закреплены элементы подвески, трансмиссии и др. (элементы тормозной системы, рулевого управления, коробка перемены передач, элементы выхлопной системы и др.). При производстве полнокомплектного транспортного средства на шасси устанавливается двигатель, кабина, кузов.

В соответствии с Требованиями к идентификации транспортных средств (приложение №7 к Техническому регламенту) на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение 30 лет (п.1.1). Идентификационный номер наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной (п.1.4.1). Идентификационный номер должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков. Идентификационный номер наносится без пробелов между знаками (п.1.4.2). Идентификационный номер, по возможности, должен наноситься с правой стороны, в передней половине транспортного средства (шасси), в легкодоступном для считывания месте (п.1.4.5). Идентификационный номер, указываемый в документах на транспортное средство (шасси), должен быть расположен в одной строке без пробелов и разделителей (п.1.5.1). Табличка изготовителя должна быть размещена в удобном для считывания месте - части транспортного средства (шасси), не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента (п.2.1).

Под изменением первичной идентификационной маркировки - понимается внешнее воздействие, в результате которого на объективном носителе маркировки (панель несущего кузова, лонжерон рамы, заводской табличке, специальное информационное табло запоминающего устройства системы электрооборудования автомобиля или сервисного считывающего устройства диагностического процессора) происходит изменение начертания одного (нескольких) знаков первичной маркировки, несущего смысловую нагрузку, его (их) уничтожение или демонтаж (уничтожение) самого носителя маркировки.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 31 мая 2019 года по договору купли-продажи Сошко С.Н. приобрел у ООО «Амуртрейд» автомобиль ГАЗ 5312 грузовой – цистерна, государственный регистрационный знак , 1990 года выпуска, номер шасси , номер двигателя , номер кузова отсутствует, технический паспорт <адрес>.

07 июня 2019 года Сошко С.Н. обратился в РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника, выдачей СТС, с внесением изменений в ПТС.

В ходе осмотра транспортного средства старшим государственным инспектором РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Е.П. было установлено отсутствие VIN номера и номера шасси, в связи с чем принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий, на основании п.3 приказа УМВД России от 26.06.2018 года №399 «Об утверждении правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», о чём имеются отметки в заявлении от 07.06.2019 года в графах «Результат осмотра» и «Решение по заявлению».

Как пояснил в ходе судебного заседания привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица старший государственный инспектор РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Е.П., им при осмотре транспортного средства было установлено, что на автомобиле отсутствует номер шасси (рамы), на кабине автомобиля отсутствует маркировочная табличка, содержащая порядковый номер шасси (рамы), а также отсутствует номер кузова (кабины), который располагается под капотом на раме кабины автомобиля. С учётом отсутствия всех указанных номеров, маркировки невозможно идентифицировать представленный на осмотр автомобиль как транспортное средство, документы на которое были предоставлены для осуществления регистрационных действий.

Кроме того, старшим государственным инспектором РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Е.П. был составлен рапорт от 07.06.2019 года, в котором он отразил, что в ходе осмотра автомобиля им было установлено, что идентификационный номер VIN , номер кузова , номер шасси на автомобиле отсутствуют, что является признаками скрытия идентификационных номеров транспортного средства.

На основании данного рапорта ОМВД России по Ивановскому району была поведена проверка указанного сообщения (КУСП от 07.06.2019 года).

Из копии отказного материала КУСП от 07.06.2019 года по заявлению (сообщению) о факте подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства предусмотренного ч.1 ст.326 УК РФ, в отношении гр.Сошко С.Н. или иных лиц, следует, что в рамках данного материла на основании постановления о назначении автотехнической судебной экспертизы от 10.06.2019 года ЭКЦ УМВД России по Амурской области проводилось автотехническое исследование, по результатам которого была составлена справка -и от 17.06.2019 года. Из выводов эксперта следует, что установить, изменялась ли (или уничтожалась) первичная идентификационная VIN маркировка шасси (рамы), не представляется возможным, так как знаки маркировки не различимы, не читаемы и утрачены в результате разрушения лакокрасочного покрытия шасси (коррозии металла). В установленном заводом–изготовителем месте маркировочная табличка, содержащая порядковый номер шасси (рамы) отсутствует.

Из оспариваемого административным истцом отказа за от 07.08.2019 года следует, что он был отражен в ответе за подписью начальника ОМВД России по Ивановскому району Медведева М.А. на заявление от 23.07.2019 года Сошко С.Н., перенаправленное для рассмотрения из УГИБДД УМВД России по Амурской области. Отказ в проведении регистрационных действий с автомобилем ГАЗ-5312, государственный регистрационный знак , мотивирован со ссылкой на положения п.3 приказа УМВД России от 26.06.2018 года №399 и с указание на то, что согласно справке об исследовании -и от 17.06.2019 года установлено, что знаки маркировки не различимы, не читаемы и утрачены в результате разрушения лакокрасочного покрытия шасси (коррозия металла), а в установленном заводом-изготовителем месте маркировочная табличка, содержащая порядковый номер шасси (рамы), отсутствует, в ходе поверки установлено, что в период эксплуатации на данном транспортном средстве была произведена замена двигателя. Таким образом, идентифицировать представленное им транспортное средство не представляется возможным.

При таких обстоятельствах основанием для отказа в проведении регистрационных действий с автомобилем ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак послужило отсутствие возможности каким – либо образом идентифицировать данное транспортное средство с транспортным средством, стоящим на учёте в ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району, паспорт (ПТС) которого был представлен административным истцом при подачи им заявления о внесении изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца), внесении изменений в паспорт транспортного средства.

Уже в ходе судебного разбирательства по настоящему административному иску, в целях проведения дополнительной проверки идентификации автомобиля постановлением ст.дознавателя ОД ОМВД России по Ивановскому району от 23.09.2019 года было назначено дополнительное автотехническое судебное исследование, порученное ЭКЦ УМВД России по Амурской области, с постановкой перед экспертом вопроса: «Возможно ли установить первичные маркировочные обозначения, ранее исследуемого автомобиля марки ГАЗ 5312 с государственным регистрационным знаком ?».

Согласно сообщению начальника ЭКЦ УМВД России по Амурской области от 27.09.2019 года, по материалу проверки, зарегистрированному в КУПС от 07.06.2019 года, установить первичное маркировочное обозначение, ранее исследованного автомобиля марки ГАЗ 5312 с государственным регистрационным знаком , не представляется возможным по причине отсутствия соответствующей методики и необходимых технических средств.

По результатам рассмотрения материала проверки ст.дознавателя ОД ОМВД России по Ивановскому району 03 октября 2019 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.326 УК РФ в отношении Сошко С.Н. или иных лиц, по фактам подделки или уничтожения идентификационного номера, на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.

Таким образом, с учетом того, что транспортное средство – автомобиль ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак , в силу своих конструктивных особенностей состоит из основных номерных агрегатов: двигатель, кузов (кабина) и рама (шасси), каждый агрегат маркируется отдельно, при этом на раме (шасси) и заводской маркировочной табличке, установленной на кабине, имеется идентификационная маркировка изделия, то повреждение идентификационного номера на шасси автомобиля в результате разрушения лакокрасочного покрытия шасси (коррозия металла), отсутствие на кабине в установленном заводом-изготовителем месте маркировочной таблички, а также отсутствие номера кабины, в своей совокупности не дает возможности идентифицировать автомобиль как полнокомплектное транспортное средство.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом Сошко С.Н. отказ ОМВД России по Ивановскому району от 07.08.2019г. в проведении регистрационных действий с автомобилем ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак , а также первоначальный отказ 07.06.2019 года сотрудника Госавтоинспекции РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника данного транспортного средства, соответствуют требованиям Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 26.06.2018г. №399, Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.08.2013 года №605.

Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.

Доводы административного истца о том, что частичное уничтожение идентификационной маркировки не вызвано его действиями либо действиями третьих лиц, а носит естественные эксплуатационные причины, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку положениями Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не предусмотрена возможность проведения регистрационных действий в отношении транспортного средства в случае обнаружения признаков уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства предприятиями – изготовителями. Исключения для случаев повреждения идентификационной маркировки в результате естественной коррозии при отсутствии возможности идентификации транспортного средства, данный нормативный акт не содержит.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца Сошко С.Н. о признании незаконным отказа ОМВД России по Ивановскому району от 07.08.2019г. в проведении регистрационных действий с автомобилем ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак , и возложении обязанности внести регистрационные данные в связи с изменением собственника Сошко С.Н. в отношении указанного автомобиля.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым в силу ст.106 КАС РФ относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (пункт 4), другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).

Согласно ч.1 ст.112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку судом в удовлетворении административных исковых требований административному истцу Сошко С.Н. отказано, то основания для удовлетворения требования о взыскании в пользу административного истца с административного ответчика судебных расходов в сумме 4340 рублей (300 рублей - госпошлина в суд, 40 рублей банковская комиссия, 4000 рублей - плата за услуги адвоката при составлении административного искового заявления) отсутствуют.

Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления Сошко Сергея Николаевича к ОМВД России по Ивановскому району следует отказать в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 177-180, 227 КАС РФ, суд

    р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Сошко Сергея Николаевича к ОМВД России по Ивановскому району о признании незаконным отказа ОМВД России по Ивановскому району от 07.08.2019г. в проведении регистрационных действий с автомобилем ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак , обязании внести регистрационные данные в связи с изменением собственника Сошко С.Н. в отношении указанного автомобиля и взыскании судебных расходов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Ивановского районного суда                                                       Конфедератова В.Г.

2а-445/2019 ~ М-477/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сошко Сергей Николаевич
Ответчики
ОМВД России по Ивановскому району
Другие
ООО "Амуртрейд"
старший государственный инспектор РЭО ГИБДД ОМВД России по Ивановскому району Геде Евгений Петрович
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Конфедератова Виктория Геннадьевна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
09.09.2019Регистрация административного искового заявления
09.09.2019Передача материалов судье
11.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2019Судебное заседание
08.10.2019Судебное заседание
06.11.2019Судебное заседание
27.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее