Дело №2-389/2020
УИД 28RS0005-01-2020-000508-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 17 сентября 2020 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Слепичева К.А.,
при секретаре Ленда В.В.,
с участием представителя истца по доверенности в порядке передоверия – Кутузова В.А., представителя ответчика УФСИН России по Амурской области по доверенности – Куликовской М.И., представителя ответчиков Осипюк Г.В., Осипюк В.В. по доверенности – Злочевского В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФСИН России к Осипюк Григорию Валерьевичу, Осипюк Валентине Валентиновне, Бушановой (Осипюк) Елене Григорьевне, УФСИН России по Амурской области о признании недействительным договора найма жилого помещения, признании утратившими право владения, пользования и выселении нанимателя и членов его семьи из жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФСИН России, в лице своего представителя по доверенности в порядке передоверия – Кутузова В.А., обратились в Благовещенский районный суд Амурской области с иском к Осипюк Григорию Валерьевичу, УФСИН России по Амурской области о признании недействительным договора найма жилого помещения от 28 марта 2014 года, заключенного между УФСИН России по Амурской области и Осипюк Григорием Валерьевичем; признании утратившими право владения, пользования, проживания и выселении Осипюк Григория Валерьевича, Осипюк Валентины Валентиновны, Осипюк Елены Григорьевны из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с. ФИО4, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию 1022800526055-76А был введен в эксплуатацию 90-квартирный жилой дом по адресу: <адрес>, с. ФИО4, <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> за УФСИН России по <адрес> зарегистрировано право оперативного управления на жилое помещение - <адрес>, расположенную в <адрес>, с. ФИО4, <адрес>. На основании протокола оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ <номер> <адрес> указанном многоквартирном доме была выделена под служебное жилье. Согласно протоколу заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, было принято решение о предоставлении Осипюк Г.В. и членам его семьи служебной <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Осипюк Г.В. и УФСИН России по <адрес>, действующим от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации, на основании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма жилого помещения.
Указанное жилое помещение было предоставлено Осипюк Г.В. и членам его семьи без отнесения в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду.
Из акта аудиторской проверки от ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России, как собственнику <адрес>, с. ФИО4, стало известно о неправомерном предоставлении <адрес> ФИО1
При принятии решения о предоставлении <адрес> <адрес> УФСИН России по <адрес> не обладало правами на указанную квартиру, так как право собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления за УФСИН России по <адрес> с. ФИО4 были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ
Квартира <номер> в <адрес> с. ФИО4 в установленном порядке не отнесена к специализированному жилищному фонду.
Таким образом, по мнению истца, исходя из правовой сущности заключенного договора, был заключен договор найма жилого помещения бессрочного пользования.
Истец, указывая на нарушение УФСИН России по Амурской области требований, предъявляемых к порядку принятия решения о предоставлении жилого помещения, и ссылаясь на абз. 3 пп. «а» п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», ч. 2 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, ч. 1 ст. 296 ГК РФ, ст.ст. 7, 11, 49, 92, 99, 100, 105, 168 ЖК РФ просит признать недействительным договор найма жилого помещения от 28 марта 2014 года, заключенный с Осипюк Г.В., а так же признать Осипюк Г.В. и членов его семьи Осипюк В.В и Осипюк Е.Г. утратившими право пользования жилым помещением и выселить из <адрес> с. ФИО4.
Определениями Благовещенского районного суда Амурской области от 29 июня 2020 года, 24 июля 2020 года к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в Амурской области; в качестве соответчиков привлечены члены семьи нанимателя Осипюк В.В., Бушанова (Осипюк) Е.Г.; прокурор Благовещенского района для дачи заключения по делу.
Представитель истца ФСИН России – Кутузов В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, дополнительных пояснений не имел.
Представитель ответчика УФСИН России по Амурской области по доверенности – Куликовская М.И. в судебном заседании признала заявленные требования, суду пояснила, что при предоставлении жилого помещения ответчику были нарушены требования, предъявляемые к решению о предоставлении служебного жилого помещения, исправить которые без выселения ответчиков невозможно, дополнительно пояснила, что право собственности на спорное жилое помещение принадлежит ФСИН России, а УФСИН России по Амурской области принадлежит право оперативного управления. Осипюк Г.В. в 2019 году поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, выселение должно быть осуществлено без предоставления другого жилого помещения, жилищный вопрос до увольнения со службы сотрудником должен решаться за счет коммерческого найма, с получением компенсации за поднаем.
Представитель ответчика Осипюк Г.В., соответчика Осипюк В.В. – Злочевский В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, заявил о пропуске исковой давности, поскольку о нарушении порядка предоставления Осипюк Г.В. жилого помещения стало известно ещё в 2014 году, при этом суду пояснил, что по существу заявленный иск является виндикационным, поскольку ФСИН России с момента сдачи дома в эксплуатацию не является собственником этой квартиры, а значит к этим отношениям применим срок давности в части требования о признании договора недействительным, сославшись при этом на п.7 постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ», в подтверждение приобщил к материалам дела письмо УФСИН России по Амурской области от 23 января 2015 года исх. № 28/ТО/41-0-2. Кроме того, указал, что согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2012 г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориальным органом либо учреждением договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 16.03.2013 г. №217 «Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов» специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
На момент рассмотрения дела у ответчика действует контракт от 12.02.2020 г., имеется договор найма указанной квартиры, поэтому нет никаких оснований удовлетворять требования истца в связи с наличием контракта с ответчиком.
Соответчик Бушанова (Осипюк) Е.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно по адресу регистрации по месту жительства, в связи с чем, в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ признана судом извещенной надлежащим образом.
Третье лицо ТУ Росимущества в Амурской области, прокурор Благовещенского района в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителей стороны ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В обеспечение исполнения указанных конституционных положений Федеральным законом от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №283-ФЗ) закреплено право сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, на обеспечение жилыми помещениями, а также условия его реализации.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона №283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 №217, специализированный жилищный фонд органов (учреждений) состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за органами (учреждениями) (п. 2); специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы (п. 3); истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня ее получения (п. 15).
Вышеприведенные положения Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы корреспондируют нормам статей 35, 92, 93, 103 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им), а если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, а именно - не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. №42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
По смыслу указанных норм, отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
На данное обстоятельство указывает Пленум Верховного Суда РФ в пункте 41 постановления от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в котором разъяснено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. №42.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).
Судом установлено, что на основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Осипюк Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности заместителя начальника учреждения ФКУ <данные изъяты> ФИО4 по <адрес>, что так же подтверждается справкой УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>/ТО/7.
Протоколом заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам ФИО4 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> Осипюк Г.В. предоставлена служебная двухкомнатная <адрес> с. ФИО4 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по <адрес>, действующим от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, в лице начальника УФСИН России по Амурской области (Наймодателем) и Осипюк Г.В. (Нанимателем) заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с п. 1.1 которого Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение, пользование и распоряжение жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации, на основании Свидетельства о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, состоящее из квартиры, общей площадью 66,14 кв.м., расположенное в с. ФИО4, <адрес>, для проживания в нем. Согласно п. 1.4 договора совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: супруга Осипюк В.В., дочь Осипюк Е.Г. В соответствии с п. 1.5 настоящий договор заключен на время прохождения службы Нанимателя в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы в УФСИН России по <адрес> (п. 1.2) и на срок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (п. 1.5).
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (повторное взамен свидетельства: серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), следует, что Управлению Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> на праве оперативного управления принадлежит многоквартирный жилой дом, назначение: Многоквартирный дом, 11-этажный (подземных этажей – 1), общая площадь 8 247,9 кв.м., адрес (местонахождения) объекта: <адрес>, с. ФИО4, <адрес>.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Управлению Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> на праве оперативного управления принадлежит квартира, назначение: жилое, общая площадь 63,6 кв.м., этаж 5, адрес (местонахождения) объекта: <адрес>, с. ФИО4, <адрес>, что также подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Как следует из акта аудиторской проверки, проведенной по предписанию ФСИН ФИО4 в Управлении ФСИН по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении аудиторской проверки было установлено, что 12 жилых помещений из 83, числящиеся на балансе ФИО4, были распределены сотрудникам Управления и подведомственных учреждений на основании протокола оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, выделены под служебное жилье, при этом в нарушение п. 2 ст. 92, п. 1 ст. 99, п. 2 ст. 100, ч. 2 ст. 105 ЖК РФ, п. 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, ФИО4 были переданы по договорам найма жилого помещения, без отнесения их к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (служебным квартирам), а так же без заключения договоров найма служебного жилого помещения, в том числе: Осипюк В.В. передана <адрес> с. ФИО4 <адрес>.
Из адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Осипюк Григорий Валентинович и Осипюк Валентина Валентиновна с ДД.ММ.ГГГГ, а Бушанова (Осипюк) Елена Геннадьевна с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <адрес>, с. ФИО4, <адрес>.
Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что жилое помещение с кадастровым номером 28:10:000000:3624, расположенное по адресу: <адрес>, с. ФИО4, <адрес>, не отнесено к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, судом установлено, что на основании Протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам Управления ФСИН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Осипюк Г.В. было предоставлено служебное жилое помещение на срок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, заключен договор найма жилого помещения, наниматель и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в спорном жилом помещении, при этом Осипюк Г.В. на момент заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам относился к категории лиц, имевших право на получение служебного жилого помещения, на день рассмотрения спора судом не утратил статус служащего уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и не перестал осуществлять свою профессиональную деятельность на территории <адрес>.
На основании п. 2 ст. 10 ЖК РФ одним из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей являются акты государственных органов и акты органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
С учетом чего, исходя из содержания Протокола оперативного совещания при начальнике ФИО4 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, Протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам Управления ФСИН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о законном характере вселения ответчиков и фактическом наличии между сторонами отношений по пользованию спорным жилым помещением на условиях договора специализированного жилищного найма.
Вместе с тем, при реализации указанного решения по вине территориального органа федерального органа исполнительной власти были допущены нарушения, выразившиеся в не оформлении спорного жилого помещения в качестве относящегося к специализированному жилищному фонду до его предоставления ответчикам, а также не заключении с ответчиками договора найма специализированного жилого помещения, типовая форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте «в» пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению с учетом трехгодичного срок исковой давности, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Однако в данном случае истцом не заявлено требований об оспаривании решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения, а исковые требования направлены лишь на признание недействительным заключенного на его основании договора найма жилого помещения, который препятствует собственнику жилого помещения в реализации своих прав по отнесению его к специализированному жилищному фонду и предоставлению ответчикам на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Поскольку спорное жилое помещение находится в пользовании ответчиков законно, собственник не лишается права владения спорным имуществом, что подтверждается выписками из ЕГРН, суд приходит к выводу, что правоотношения между сторонами должны регулироваться ст. 304 ГК РФ, на вытекающие из которой требования исковая давность в силу ст. 208 ГК РФ не распространяется. По этой причине заявление представителя ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности является несостоятельным.
Статья 304 ГК РФ предусматривает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Тем самым, в отличие от статьи 301 ГК РФ, статья 304 ГК РФ предоставляет собственнику защиту от действий, не связанных с лишением владения, путем предъявления негаторного иска.
Для защиты права собственности используются и виндикационный, и негаторный иски. При предъявлении соответствующего иска необходимо учитывать, находится или не находится та или иная вещь в чужом незаконном владении.
Собственники, лишенные права реально владеть тем или иным имуществом, вправе потребовать изъятия имущества из чужого незаконного владения путем предъявления виндикационного иска, на который распространяется общий срок исковой давности в три года.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о признании недействительным договора найма жилого помещения, что приведет к восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, и позволит истцу отнести спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду и заключить с ответчиками договор найма специализированного жилого помещения. При этом в случае последующего отказа ответчиков от заключения такого договора, они будут подлежать выселению по решению суда, как не имеющие законного основания, предусмотренного ЖК РФ, для дальнейшего пользования данным жилым помещением.
Разрешая требования истца о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, суд полагает необходимым отказать в их удовлетворении исходя из законного характера вселения ответчиков, возникновения спора вследствие нарушений, допущенных территориальным органом федерального органа исполнительной власти при реализации соответствующих закону решений об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду и его предоставлении ответчикам в качестве такового, сложившихся фактических отношений по пользованию спорным жилым помещением на условиях договора специализированного жилищного найма, а так же учитывая разъяснения пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», согласно которым при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции РФ, статьи 1, 3 Жилищного кодекса РФ).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими 7 федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФСИН России к Осипюк Григорию Валерьевичу, Осипюк Валентине Валентиновне, Бушановой (Осипюк) Елене Григорьевне, УФСИН России по Амурской области о признании недействительным договора найма жилого помещения, признании утратившими право владения, пользования и выселении нанимателя и членов его семьи из жилого помещения – удовлетворить в части.
Признать недействительным договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между УФСИН России по Амурской области и Осипюк Григорием Валерьевичем в отношении жилого помещения с кадастровым номером 28:10:000000:3624 по адресу: <адрес>, с. ФИО4, <адрес>.
В удовлетворении исковых требований о признании утратившими право владения, пользования, проживания и выселении Осипюк Григория Валерьевича, Осипюк Валентины Валентиновны, Бушановой (Осипюк) Елены Григорьевны из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с. ФИО4, <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с соблюдением требований ст. 322 ГПК РФ.
Председательствующий:
Решение суда в окончательной форме принято 24 сентября 2020 года.