Дело № 2-5460/2023
УИД 77RS0010-02-2023-006401-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 ноября 2023 года адрес
Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Тугушевой О.А.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5460/2023 по иску Башаевой Елены Владимировны к ООО «Морские и речные круизы» о взыскании денежных средств, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец фио обратилась в суд с иском к ООО «Морские и речные круизы» о взыскании денежных средств в размере сумма, уплаченных по договору, неустойки за период с 23 января 2023 года по 4 апреля 2023 года в размере сумма, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12 января 2023 года по 4 апреля 2023 года в размере сумма, штрафа в размере сумма, а всего сумма
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что 16 декабря 2019 года заключила с турагентом ООО «АЛДИТУР» от имени туроператора ООО «Морские и речные круизы» договор о реализации туристского продукта, согласно которому истцу должен был быть оказан комплекс услуг по перевозке и размещению на период с 1 августа 2019 года по 8 августа 2020 года в круиз Pullmantur Cruises. Стоимость услуг составила сумма и была полностью оплачена истцом. В указанные сроки поездка не состоялась в связи с введением ограничительных мер, обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. До 31 декабря 2022 года денежные средства ответчиком возращены не были. 17 февраля 2023 года ответчиком перечислены истцу денежные средства в размере сумма Ответ на претензию получен не был. В данной связи истец обратилась в суд с настоящим иском.
В судебное заседание стороны, их представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие истца, ответчиком в дело представлен отзыв на иск, в котором указано на несогласие с иском, со ссылкой на действующие ограничения в связи с пандемией коронавирусной инфекции и установленные в этой связи отсрочки исполнения обязательств, а также на наличие форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению ответчиком обязательств перед истцом и действующих до сих пор, в связи с чем ответчик просил освободить от уплаты штрафных санкций, а в части основного долга указал, что денежные средства уплачены иностранной круизной компании.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судебная защита прав туристов осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», главы 39 ГК РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристская деятельность представляет собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий. Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор). Под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком.
Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. Туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.
По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
В ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся, в том числе: изменение сроков совершения путешествия; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
В п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что, с учётом применения законодательства о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).
Из материалов дела следует и установлено судом, что 16 декабря 2019 года ООО «АЛДИТУР» (турагент), действующее по поручению туроператора ООО «Морские и речные круизы», и фио (заказчик) заключили договор № о подборе, бронировании и приобретении тура Турагентом в интересах Туриста.
Согласно заявке на бронирование, наименование тура – Pullmantur Cruises, сроки поездки: с 1 августа 2020 года по 8 августа 2020 года (8/7 дней/ночей), туристы: фио, фио, общая цена туристского продукта – сумма, из них сумма – оплата услуг туроператора, в остальной части – турагента.
Стоимость туристского продукта в размере сумма полностью уплачена истцом 16 декабря 2019 года, что подтверждается чеком.
В назначенные время и дату поездка не состоялась по причине введения ограничительных мер, вызванных обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
От равнозначного туристского продукта истец отказалась.
11 января 2023 года истец направила ответчику претензию с требованием возврата уплаченных по договору денежных средств.
17 февраля 2023 года ответчик перечислил истцу денежные средства в размере сумма, что подтверждается справкой по операции.
Указанные обстоятельства достоверно установлены судом, подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ответчик в письменном отзыве на иск не указал, по каким основаниям из уплаченных истцом туроператору по договору денежных средств в размере сумма были возвращены только сумма, а сумма не возвращены.
В обоснование своих возражений ответчик ссылался на сохранение до настоящего времени форс-мажорных обстоятельств, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, а также на то, что денежные средства были уплачены иностранной круизной компании.
Суд находит данные доводы безосновательными.
По смыслу п. 2 ст. 779 ГК РФ договоры оказания услуг по туристическому обслуживанию относятся к договорам возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 781 ГК РФ в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов. При этом обязанность доказать состав и размер фактически понесенных расходов возлагается на ответчика.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец воспользовалась своим правом, предусмотренным указанными выше нормами законов, и отказалась от исполнения договора, однако ответчик денежные средства по договору в полном объёме не возвратил.
Ссылки ответчика на то, что денежные средства выплачены иностранному партнеру, который не возвратил эти денежные средства ответчику до настоящего времени, суд оставляет без внимания, поскольку достоверных доказательств данным доводам не представлено, кроме того, в силу закона туроператор не обладает правом удерживать уплаченную туристом денежную сумму за туристский продукт, который не состоялся.
Как указано в п. 5 Положения об особенностях на 2020-2022 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 (далее – Постановление Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073), в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 года.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2022 года № 577 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 путем увеличения срока осуществления возврата туроператором заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм в случае расторжения договора по требования заказчика и при отказе от равнозначного туристского продукта до 31 декабря 2022 года.
В ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» указано, что при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье (обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу), туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта.
Распространение новой короновирусной инфекции в спорный период времени представляло собой угрозу безопасности жизни и здоровью туристов, при этом истец отказалась от равнозначного туристского продукта и заявила о расторжении договора туристского продукта, однако возврат денежных средств в установленный постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 срок ответчиком не осуществлён, в то время как у ответчика не имелось оснований отказывать истцу в возврате уплаченной за туристский продукт денежной суммы, в связи с отказом от договора в одностороннем порядке до начала путешествия.
При таких данных суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика уплаченной за туристский продукт денежной суммы в невозвращенной части в сумме сумма являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд учитывает, что распространение новой коронавирусной инфекции и введение вследствие этого соответствующих мер и ограничений явилось для туроператора обстоятельством непреодолимой силы, ввиду которого туроператор не смог исполнить свои обязательства по договору перед истцом.
Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434 деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма отнесена к отраслям экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.
В данной связи оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафных санкций в виде неустойки и штрафа суд не усматривает, поскольку неисполнение обязательств по возврату стоимости тура является следствием непреодолимой силы, что влечёт освобождение ответчика от ответственности за нарушение такого обязательства в указанной форме, обратное необоснованно поставило бы истца в преимущественное положение по сравнению с остальными туристами, расторгающими договоры о туристском продукте в период пандемии.
Более того, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» не предусмотрено взыскание неустойки в случае несвоевременного возврата денежных средств в связи с отказом от исполнения договора на основании ст. 32 того же Закона.
В то же время неисполнение требований туристов о возврате уплаченных за турпродукт денежных средств при установленных выше обстоятельствах влечёт специальную ответственность туроператора.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 туроператор при осуществлении возврата заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм в случаях, предусмотренных пунктами 2(1), 5 - 7 настоящего Положения, обязан уплатить заказчику проценты за пользование указанными денежными средствами в размере одной триста шестьдесят пятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Положения, за каждый календарный день пользования. Проценты начисляются со дня предъявления заказчиком соответствующего требования до дня возврата заказчику уплаченной за туристский продукт денежной суммы.
Учитывая приведенные нормы и положения, принимая во внимание, что уплаченные за туристский продукт денежные средства истцу не были возвращены в установленный нормативными правовыми актами срок, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами, признавая их обоснованными.
В то же время расчет процентов, представленный истцом, является неверным, не соответствует обстоятельствам дела и размеру процентов.
Максимальный срок для осуществления выплат установлен постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2022 года № 577 – до 31 декабря 2022 года, следовательно расчет процентов подлежит исчислению, начиная с 1 января 2023 года.
Выплата в размере сумма произведена ответчиком 17 февраля 2023 года, следовательно, нарушение срока возврата уплаченных денежных средств в сумме сумма допущено на 48 дней (с 1 января 2023 года по 17 февраля 2023 года).
За период с 18 февраля 2023 года по 4 апреля 2023 года (в пределах заявленных исковых требований – п. 3 ст. 196 ГПК РФ) просрочка возврата оставшейся суммы в размере сумма составила 46 дней.
Проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат исчислению исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу Положения, в размере 4,5 % годовых.
Таким образом, расчёт процентов за пользование чужими денежными средствами следующий:
- 208 373 * 48 * 4,5 % / 365 = сумма;
- 100 000 * 46 * 4,5 % / 365 = сумма
Общая сумма процентов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составляет сумма
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 7704323466) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ 7704323466) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░