Дело № 2-55/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2019 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Шевченко М.В.,
с участием
истца ФИО1,
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика МКУ Администрации рабочего поселка <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №.6/2290,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному казённому учреждению Администрации рабочего посёлка <адрес> о признании действия (бездействия) по не включению ФИО1 во внеочередной список на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ незаконным; о признании действия (бездействия) по не предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ незаконным, о возложении обязанности предоставить ФИО1 на семью из шести человек во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 148 кв.м., расположенное в границах муниципального образования рабочий посёлок <адрес>, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования рабочий посёлок <адрес>, о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в сумме 15000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к Муниципальному казённому учреждению Администрация рабочего посёлка <адрес> (далее - МКУ Администрация рп. Новобурейский).
В обоснование искового заявления указав, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). В указанном жилом доме она и члены её семьи зарегистрированы по настоящее время, и проживали до ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> прошли ливневые дожди, в том числе и в селе <адрес>.
В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы №-ТО, акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес>, указанный одноквартирный жилой дом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению -техническое состояние строительных конструкций и жилого дома в целом -недопустимое, выполнение мероприятий по восстановлению несущих конструкций здания (реконструкция, капитальный ремонт) до работоспособного уровня технически невозможно, экономически и практически нецелесообразно. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, <адрес>, признан непригодным для постоянного проживания.
Она неоднократно обращалась в МКУ Администрацию рабочего поселка <адрес> с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи жилого помещения по договору социального найма вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ответам администрации рабочего поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.5./1607, ДД.ММ.ГГГГ №.5/1800, ДД.ММ.ГГГГ №, она числится в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 6 человек с ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в общем списке - 13.
Из ответов МКУ Администрации рабочего поселка <адрес> следует, что ответчик считает, что жилое помещение вне очереди не может быть представлено ей и членам её семьи ввиду того, что жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, поэтому ей рекомендовано обратиться за решением вопроса о предоставлении жилья в Министерство социальной защиты <адрес>.
С такой позицией Ответчика она не согласна по следующим основаниям.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления мне, состоящей на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Как видно из ответов МКУ Администрации рабочего поселка <адрес> она с 12.05.1995 года состоит в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, предусмотренной положениями п.1 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Поскольку она состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, принятых на учет до 1 марта 2005 года, необходимости признания её малоимущей не имеется.
При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 13.11.2018 по делу № 74-КГ18-13.
При этом ссылки ответчика на обязанность обеспечения её и членов её семьи жилым помещением министерством социальной защиты населения Амурской области на основании решения Бурейского районного суда от 02.07.2015 по гражданскому делу № 2-356/2015 являются неправомерными.
Действительно, 02.07.2015 года по данному гражданскому делу было принято решение, которым исковые требования удовлетворены частично, она и члены её, проживающие в <адрес>, признаны имеющими право на получение мер социальной поддержки взамен жилья, утраченного в результате ЧС, произошедшей на территории <адрес> в августе-сентябре 2013 года.
Однако, 08.06.2017 года третье лицо министерство социальной защиты населения <адрес> (далее - Минсоцзащиты населения <адрес>) обратилось в Бурейский районный суд с заявлением о пересмотре решения Бурейского районного суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
04.10.2017 апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда по делу № ЗЗАП-4692/2017 удовлетворена частная жалоба Минсоцзащиты населения Амурской области, и определение Бурейского районного суда об отказе в пересмотре решения Бурейского районного суда по вновь открывшимся обстоятельствам и решение Бурейского районного суда от 02.07.2015 по данному гражданскому делу отменены. Дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
24.10.2017 года данное гражданское дело поступило в Бурейский районный для рассмотрения по существу.
ДД.ММ.ГГГГ решением Бурейского районного суда <адрес> по делу № ей (ФИО1), ФИО9, ФИО10, ФИО8 в удовлетворении иска к <адрес>, Министерству строительства и ЖКХ РФ, Минфину РФ о возложении обязанности предоставить мне и членам моей семьи жилое помещение общей площадью по 18 кв. м. на каждого в связи с утратой недвижимого имущества - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в августе-сентябре 2013 года, и об обращении решения к немедленному исполнению, отказано.
Поэтому оснований считать действия ответчика, пренебрегающего своими обязанностями принять её и членов моей семьи во внеочередной список для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, законными и обоснованными, не имеется.
Считает, что действиями ответчика, который достоверно знает о том, что она и её семья с 1995 года состоим на учете нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма, что заключением от 26.11.2014 № 75 подведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Бурейского района от 15.11.2007 № 925, дом по <адрес>А признан непригодным для проживания, и не принимающим мер по предоставлению им жилого помещения вне очереди длительно и грубо нарушаются их права.
Учитывая, что в силу части 5 статьи 7 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ для граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек, а также то, что в Бурейском районе норма предоставления жилого помещения не утверждена, то при составе семьи 6 человек, которые вместе с ней поставлены на учет мне на состав семьи должно быть представлено жилое помещение не менее 148 кв.м общей площади.
Просила суд признать действия (бездействия) администрации рабочего поселка <адрес> по не включению ФИО1 во внеочередной список на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ незаконным; признать действия (бездействия) администрации рабочего поселка <адрес> по не предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ незаконным; обязать администрацию рабочего поселка <адрес> предоставить ФИО1 на состав семье 6 человек во внеочередное порядке по договору социального найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 148 кв.м., расположенное в границах муниципального образования рабочий посёлок Новобурейский Бурейского района Амурской области, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования рабочий посёлок Новобурейский Бурейского района Амурской области, о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в сумме 15000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, в обоснование привел те же доводы, что и в исковом заявлении. Просила суд признать действия (бездействия) по не включению ФИО1 во внеочередной список на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ незаконным; признать действия (бездействия) по не предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ незаконным, возложить обязанность предоставить ФИО1 на семью из шести человек по договору социального найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 148 кв.м., расположенное в границах муниципального образования рабочий посёлок <адрес>, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования рабочий посёлок <адрес>, взыскать судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 15000 рублей. Просила суд, удовлетворить исковые требования, как законные и обоснованные.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить как законные и обоснованные.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме. В судебном заседании и в письменном отзыве суду пояснила, что МКУ Администрация рабочего поселка <адрес> исковые требования ФИО1 не признаёт в полном объёме.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствий с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них с ведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов черев многофункциональный центр расписка выдастся указанным многофункциональным центром.
В соответствии с ч.1 ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
ФИО1 на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии было предоставлено заявление (вход. № от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке. К своему заявлению гражданка ФИО1 приложила копию Решения Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, ответ от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства социальной защиты населения <адрес>. В своем заявлении ФИО1 требует предоставить ее семье жилое помещение по договору социального найма вне очереди, так как ее жилое помещение признано непригодным для проживания.
Рассмотрев заявление ФИО1 жилищно- бытовой комиссией был сделан вывод о том, что к заявлению не приложено заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома аварийным, следовательно оснований для включения <адрес> А по <адрес> в список жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу у МКУ Администрация рп. Новобурейский нет. как и оснований для предоставления ей жилого помещения вне очереди.
ФИО1 было разъяснено, что для включения ее во внеочередной список, ей необходимо предоставить Заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания, заявление по форме Административного регламента для включения ее семьи во внеочередной список граждан, имеющих право на получение жилого помещения, но ФИО1 считает, что приложенных решений суда и требования о предоставлении жилого помещения достаточно для того, чтобы ее семье предоставили жилое помещение.
ФИО1 также было разъяснено, что жилищно-бытовая комиссия вернется к рассмотрению ее заявления после предоставления ею полного пакета необходимых документов для включения ее семьи во внеочередной список граждан, имеющих право на получение жилого помещения.
На сегодняшний день у МКУ Администрация рп. Новобурейский отсутствуют основания для включения семьи ФИО1 во внеочередной список и предоставления жилого помещения ее семье вне очереди.
В реестре казны муниципального образования рабочего поселка <адрес> отсутствуют свободные жилые помещения.
На территории муниципального образования рабочего поселка (пгт) <адрес> отсутствуют благоустроенные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам площадью 148 кв.м..
Взамен жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным, гражданам предоставляется равнозначное по площади жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам.
Решением Бурейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу№ ФИО1 и члены ее семьи признаны имеющими право на получение мер социальной поддержки взамен утраченного жилья по адресу: <адрес>А, в результате ЧС, произошедшей па территории <адрес> в августе-сентябре 2013 года.
В судебном заседании по иску ФИО1 о предоставлении ей жилья в связи с утратой в результате ЧС, произошедшей в августе 2013 года надлежащим ответчиком являлось <адрес>. При удовлетворении исковых требований признано право ФИО1 на обращение в органы социальной защиты населения, для оказания помощи в предоставления жилья.
МКУ Администрация рп. Новобурейский неоднократно разъясняло ФИО1, что ей необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения для решения данного вопроса.
Надлежащим ответчиком по данному исковому заявлению являлось <адрес>, но не МКУ Администрация рп. Новобурейский.
МКУ Администрация рп. Новобурейский не было предложено ФИО1 жилого помещения для исполнения вышеуказанного Решения Бурейского районного суда, так как ответчиком по решению суда выступает <адрес>, а у МКУ Администрация рп. Новобурейский отсутствовали на это основания.
На основании вынесенного решения суда ФИО1 был дан ответ Министерством социальной защиты населения Амурской области, где разъясняется, что установлен размер социальной выплаты в размере 2 250 тыс. руб., исходя из расчета стоимости квадратного метра жилья в Бурейском районе.
Также разъяснено, что па дату предоставления ответа Правительством Российской Федерации не принималось решение о выделении дополнительных средств гражданам, в отношении которых приняты судебные решения после 15.06.2015 года.
Государственная поддержка пострадавших в результате ЧС 2013 года граждан осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года № 693 и утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 федеральной целевой программой «Жилище», при условии установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан. Реализация мероприятий, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами завершилась в 2014 году.
В связи с этим Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденные Постановлением Правительства Амурской области от 28.10.2013 года № 520 признаны утратившими силу с 01.01.2015 года.
Кроме того, при рассмотрении аналогичных споров Верховным Судом Российской Федерации принят ряд определений, содержащих выводы о безосновательности признания права граждан, пострадавших от наводнения в ЧС 2013 года, на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей. Еврейской автономной области», по исковым заявлениям, поданным после отмены нормативных правовых актов, определявших порядок предоставления таких выплат.
На момент обращения ФИО1 в суд отсутствовал нормативно - правовой акт, предусматривающий бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения либо в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, и регулирующий механизм назначения и предоставления указанных мер социальной поддержки.
В учетном деле ФИО1 отсутствуют документы о признании жилого <адрес> А по <адрес> аварийным.
ФИО1 на рассмотрение жилищной-бытовой комиссии не ставился вопрос по включению ее семьи во внеочередной список на предоставление жилого помещения наусловиях договора социального найма на основании п.1 ч.1ст.57 ЖК РФ, следовательно, требования ФИО1 о признании (действия) бездействия МКУ Администрация рп. Новобурейский по не включению ее семьи во внеочередной список на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст.57 ЖК РФ являются незаконными и необоснованными, тем более, что гражданке ФИО1 письменным ответом за подписью Главы рп. Новобурейский ФИО6 был дан ответ с подробным разъяснением по данному вопросу и указанием причин отказа.
В части признания действия (бездействия) МКУ Администрация рп.Новобурейский по не предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ заявленные требования являются незаконными и необоснованными, так как у МКУ Администрация отсутствуют основания для предоставления ФИО1 во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма. ФИО1 не включена во внеочередной список на предоставление жилого помещения, а у ФИО1 T.A. отсутствуют основания для получения такового. Само по себе предоставление жилогопомещения во внеочередном порядке гражданам, не включенным во внеочередной список на предоставление жилого помещения будет являться прямым и грубым нарушением Жилищногозаконодательства Российской Федерации.
Требование об обязании МКУ Администрация рп. Новобурейский предоставить ФИО1 на состав семьи из 6 (шести) человек во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 148 кв.м, расположенное в границах муниципального образования рп.<адрес>, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования является незаконным и необоснованным, так как во внеочередном порядке, в соответствии с п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Информация и сведения о том. что жилое помещение ФИО1 признано аварийным в МКУ Администрация рп. Новобурейский отсутствуют, как и документы подтверждающие признание <адрес> А по <адрес> аварийным. Взамен жилого помещения, признанного в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» порядке, предоставляется жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям к таким помещениям, равнозначное по площади (т.е. равное признанной аварийной). Требование по предоставлению жилого помещения на состав семьи будет являться обоснованным, если такое жилое помещение будет предоставляться в очередном порядке, исходя из действующей очередности (список нуждающихся в жилых помещениях). Благоустроенных жилых помещений, соответствующих санитарным и техническим нормам площадью 100 кв.м. и более никогда не было, денежных средств на строительство многоквартирных домов и покупки жилых помещений в Бюджете МО рп. Новобурейский не заложено. Действующая программа переселения из аварийного жилья на сегодняшний день не утверждена, следовательно, субсидий на строительство и покупку жилья для переселенцев министерством не выделено.
Требования в части взыскания с МКУ Администрация рп. Новобурейский в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя - 15000 рублей не обоснованы, так как в Бюджете МО рп. Новобурейский не заложено денежных средств на компенсацию такого вида расходов.
МКУ Администрация рп. Новобурейский считает исковое заявление ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению Администрация рабочего поселка <адрес> о признании действия (бездействия) Администрации рп. <адрес> по не включению ФИО1 во внеочередной список на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ незаконным; о признании действий (бездействии) Администрации рп. <адрес> по не предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма на основании п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ незаконным; о возложении обязанности на Администрацию рп. <адрес> предоставить ФИО1 на состав семьи 6 человек во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 148 кв.м, расположенное в границах муниципального образования рабочий поселок Новобурейский Бурейского района Амурской области, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования, о взыскании с администрации рабочего поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов па оплату услуг представителя 15000 рублей не подлежащим удовлетворению.
Просила суд отказать в удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объём.
В соответствие с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Министерства ЖКХ Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
В письменных возражениях на заявленные требования указавшего, что Министерство ЖКХ Амурской области не наделено полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан по договору социального найма. Согласно положению о министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 13.10.2011 № 305, реализует единую государственную политику области в сфере обеспечения прав граждан на жилище и предоставления потребителям качественных жилищно-коммунальных услуг. Также в полномочия министерства входят задачи по реализации областных целевых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Так в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 была утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области». В рамках государственной программы была утверждена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области», в рамках которой министерство является координатором. Целью данной подпрограммы является переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их.
Таким образом, министерство уполномочено только на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Кроме этого, в соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст.49 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, из указанных норм права, следует, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ЖК РФ - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Аналогичные положения установлены Законом Амурской области от 01.09.2005 № 38 - 03 «О жилищной политике в Амурской области» (далее - Закон №38-ОЗ).
При этом следует отметить, что полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма в установленном порядке отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
В соответствие с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Министерство социальной защиты населения Амурской области, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. В письменных возражениях на заявленные требования, указали, что в соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания.
Таким образом, из указанных норм права, следует, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке Жилищного кодекса РФ - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Аналогичные положения установлены Законом Амурской области от 01.09.2005 № 38 - 03 «О жилищной политике в Амурской области» (далее - Закон №38-03).
При этом следует отметить, что полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма в установленном порядке отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Вместе с тем из искового заявления следует, что истица с 12.05.1995 состоит в очереди лиц, нуждающихся в жилых помещениях, имеет группу инвалидности.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 181-ФЗ).
Из абзаца первого преамбулы Федерального закона № 181-ФЗ следует, что предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацам 2 и 4 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 282 названного Федерального закона в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации переданных государственных полномочий был принят Закон Амурской области от 18.01.2007 года № 284-03 «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» (далее - Закон № 284-ОЗ).
Согласно ч. 3 ст.2 Закона № 284-ОЗ, социальная поддержка по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005, осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Амурской области, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Механизм предоставления и использования социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, урегулирован нормами постановления Правительства Амурской области от 15 июня 2010 № 310 «Об утверждении Порядка предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» (-далее Порядок №310).
В соответствии с п.2 указанного постановления, органом, уполномоченным на предоставление инвалидам мер поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, является министерство.
Иными полномочиями министерство, в силу закона, не наделено.
Вместе с этим, истица во втором квартале 2010 года получила социальную выплату на приобретение, на приобретение или строительство жилого помещения на основании распоряжения губернатора Амурской области от 08.07.09 № 216 в рамках Порядка № 310. На предоставленную выплату истицей была приобретена доля жилого помещения по адресу: <адрес> А. В силу положений Порядка № дальнейшее улучшение жилищных условий граждан осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также следует отметить, что министерство не наделено полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, чьи дома признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждено вступившим в законную силу решением Бурейского районного суда Амурской области от 21.12.2017.
В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Администрации Бурейского района, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствие с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц: Государственной жилищной инспекции Амурской области, МКУ Отдела образования Администрации Бурейского района, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщивших.
В соответствие с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц: ФИО9, ФИО10, ФИО8 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО11, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении судебного заседания.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Частью 1 ст.40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснено, что при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).
На основании изложенного, надлежащим ответчиком по данному делу является - МКУ Администрация рп Новобурейский, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
Статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что полномочия по переселению граждан из ветхого аварийного фонда относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Статьей 4 Закона Амурской области от 01 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» закреплено, что к компетенции именно органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся:
1) учёт, содержание и использование муниципального жилищного фонда;
2) учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилья за счёт средств бюджетов всех уровней;
4) регистрация и учет граждан, участвующих в программах по улучшению жилищных условий, действующих на территории области;
5) разработка порядка ведения и хранения учетных документов;
6) предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
7) установление порядка предоставления общежитий из муниципального жилищного фонда;
8) принятие решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
9) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
10) разработка муниципальных программ, направленных на развитие территориального жилищного строительства и обеспечение жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях и др.
В силу п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ).
Согласно ч.ч.1,2,4 ст.15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, другими Федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».
Статьей 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:
1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
2) жилое помещение признано непригодным для проживания.
Уставом Муниципальногообразования рабочего посёлка (п.г.т.) Новобурейский, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, выпиской из ЕГРЮЛ от 01.10.2018 года, показаниями представителя ответчика ФИО5 в суде доказано, что МКУ Администрация р.<адрес> - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (п.г.т.) Новобурейский, наделённый полномочиями по решению вопросов местного значения, обладает правами юридического лица.
<адрес> от 18 ноября 2005 № 92-ОЗ «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и муниципальных образований в его составе» установлено, что <адрес> входит в состав муниципального образования рп. (пгт) <адрес>.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред.03.07.2018 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Свидетельством о государственной регистрации права 28 АА № 764763 от 04.07.2013 года, Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поквартирной карточкой <адрес>А по <адрес> в <адрес>, адресными справками ОВМ МО МВД России «Бурейский» от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МКП «Мастер» от ДД.ММ.ГГГГ № о составе семьи доказано, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истцу ФИО1; что истец иного жилья не имеет.
Справкой МКУ Администрации рп.Новобурейский от ДД.ММ.ГГГГ №.6/244 подтверждается, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, в реестре аварийного жилищного фонда муниципального образования рп.Новобурейский не числится.
Поквартирной карточкой <адрес>, справкой МКУ «Мастер» № от ДД.ММ.ГГГГ, адресными справками ОВМ МО МВД России «Бурейский» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в указанном жилом помещение зарегистрированы: ФИО1, муж ФИО9, ФИО10 (дочь), ФИО8 (дочь) и несовершеннолетняя ФИО11 (внучка).
Копией заявления ФИО1 на имя Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями Главы рп.Новобурейский от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, приложением № (Список № граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства), показаниями представителя ответчика ФИО5 подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значится в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 5 человек. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в общем списке - 13.
Заключением судебной строительно-технической экспертизы жилого дома по адресу: <адрес> в <адрес> №-ТО, проведенной в рамках гражданского дела № 2-180/2014, по которому являлась ответчиком МКУ Администрация рп. Новобурейский, установлено, что эксперт ООО ПСО «БЛАГОВЕЩЕНСКПРОЕКТ», обследовав указанный жилой дом в период с 1 по 11 июля 2014 года, пришёл к выводу, что техническое состояние конструкций здания - недопустимое. Выполнение мероприятий по восстановлению несущих конструкций здания (реконструкция, капитальный ремонт…) до работоспособного уровня технически невозможно, экономически и практически нецелесообразно. В результате повреждений из-за чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, приведшим к неисправимым дефектам конструкций здания (его нужно практически разобрать и начиная с «нуля» возвести заново), исследуемый жилой дом, общей площадью 39,2 квадратных метров непригоден для проживания и подлежит сносу.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанной комиссией фактически обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не проводилось; что заключение дано по результатам заключения судебной строительно-технической экспертизы №-ТО, подготовленного ООО ПСО «БЛАГОВЕЩЕНСКПРОЕКТ», в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Межведомственная комиссия <адрес> приняло заключение: одноквартирный, одноэтажный жилой дом в <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению - техническое состояние строительных конструкций и жилого дома в целом - недопустимое, выполнение мероприятий по восстановлению несущих конструкций здания (реконструкция, капитальный ремонт) до работоспособного уровня технически невозможно, экономически и практически нецелесообразно; жилой дом не пригоден для постоянного проживания.
Копиями заявлений ФИО1 на имя главы МКУ Администрации рп.Новобурейский от ДД.ММ.ГГГГ, в жилищно-бытовую комиссию от ДД.ММ.ГГГГ вх.682, доказано, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением к главе МКУ Администрация р.<адрес> о предоставлении ей и членам её семьи жилого помещения вне очереди, на условиях социального найма, в связи с тех, что её жилой дом, расположенный по адресу <адрес>А, согласно Заключения межведомственной комиссии, от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для постоянного проживания.
Ответом МКУ Администрация р.п. Новобурейский от 06.02.2019 года №2.6/399, письменным отзывом ответчика на иск от 05.02.2019 года № 2.6/395 доказано, что полномочия администрации Бурейского района предоставления муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» были прекращены в конце 2017 года. В МКУ Администрацию рп. Новобурейский подтверждающих документов о признании дома аварийным, расположенного по адресу: <адрес>А из межведомственной комиссии <адрес> не поступало. ФИО1 с заявлением в межведомственную комиссию по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденной Постановлением Главы рп. Новобурейский от 06.07.2018 года № 184, в соответствии с п.45 Постановления Правительства РФ № 47, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, не обращалась. Дом, расположенный по адресу: <адрес>А в реестре аварийного жилищного фонда муниципального образования рабочий поселок (пгт.) <адрес> не числится.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального Закона от 21.07. 2007 № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов. Дом, расположенный по вышеуказанному адресу в региональную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории <адрес> в 2013 - 2017 годах» не включен, т.к. в программу включаются только многоквартирные дома. Дом, ФИО1 не является многоквартирным.
Согласно уведомления главы Администрации рп.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.5/29 доказано, что что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии по вопросу предоставления ФИО1 и членам её семьи вне очереди жилого помещения согласно п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ. В связи с отсутствием необходимых документов, а именно заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ год на которое ФИО1 ссылается в своем заявлении, и которое не было представлено на рассмотрение комиссии, отсутствуют основания для включения ФИО1 во внеочередной список граждан имеющих право на получение жилого помещения, согласно п.п.3 п.1. ст.51 ЖК РФ. В настоящее время ФИО1 состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии, на общих основаниях согласно пи. 1. п. 1, ст.51 Ж К РФ.
Между тем ФИО1 и МКУ Администрация рп. <адрес> были сторонами (ФИО1 истом, Администрация ответчиком) по гражданским делам 2-180/2014, 2-505/2017) по которым стороной истца прилагались к иску в качестве доказательств: заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ год, заключение судебной строительно-технической экспертизы №-ТО.
Более того на основании определения Бурейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая экспертиза №-ТО.
На основании вышеизложенного суд подвергает сомнению утверждения представителя ответчика ФИО5 о том, что истец не предоставила, а у МКУ Администрации рп. Новобурейский отсутствуют заключение межведомственной комиссии № 75 от 26.11.2014 год, заключение судебной строительно-технической экспертизы № 1133-14-ТО, как основания для отказа на включение в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
С учётом изложенного, ответчик МКУ Администрация рп <адрес> в соответствии со ст.85, 87 ЖК РФ, обязано предоставить истцу ФИО1 жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма. При этом порядок обеспечения истца жилым помещением определяется ст.57, 87, 89 ЖК РФ.
Частью 1 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, а также, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п.п. 1,3).
Из анализа приведенных норм следует, что переселение граждан из признанного непригодным для проживания жилого помещения, занимаемого ими, является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления, при том, что законодательно закрепленной возможности такого переселения без предоставления иного жилого помещения на условиях социального найма, действующим Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 05.03.2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Частью 1 статьи 89 ЖК РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления».
Частью 2 статьи 89 ЖК РФ предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания. То есть, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Суд приходит к выводу, что поскольку жилое помещение истцам должно быть предоставлено не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для проживания, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права 28 АА №764763 от 04.07.2013 года, технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, жилое помещения, занимаемое ФИО1 и членами её семьи состоит из трех комнат, общей площадь 39,2 кв.м., жилой площадью 28,0 кв.м.
Согласно решения Новобурейского поселкового Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории муниципального образования рп.Новобурейский установлены учетные нормы площади жилого помещений и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма: установить учетную норму площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека; для граждан, признанных нуждающимися, которым предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, установить норму предоставления общей площади в размере: 33 кв.м. - на одиноко проживающих граждан и на семью из двух человек; 15 кв.м. - на каждого члена семьи при численности семьи из 3-х и более человек.
С учетом изложенного, ответчик МКУ Администрация рп Новобурейский обязано предоставить истцу ФИО1 и членам её семьи вне очереди благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах муниципального образования рабочий посёлок <адрес>, жилое помещение общей площадью не менее 39,2 квадратных метров, состоящее из трёх жилых комнат.
Согласно п. 3 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», обеспечение граждан жильем относится к вопросам местного значения поселения.
Отсутствие финансирования из средств федерального бюджета, отсутствие в собственности у Администрации рп. Новобурейский жилья, не снимает с МКУ Администрации рп. Новобурейский обязанности решать вопросы местного значения, в пределах своих полномочий, в том числе и по обеспечению граждан жильем и соответственно указанные доводы Администрации п. Новобурейский не могут служить основанием для несвоевременного предоставления истцам в не очереди жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, учитывая, что истец проживают в признанном, в установленном законном порядке жилом помещении не пригодном для проживания, учитывая, что указанное жилое помещение находится на территории муниципального образования рабочий посёлок Новобурейский, учитывая, что в собственности у истца другого жилого помещения, пригодного для жилья не имеется, и отсутствуют средства для приобретения жилья за свой счёт, суд приходит к выводу, что ФИО1 должна быть включена во внеочередной список на предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, а на МКУ Администрацию рабочего посёлка <адрес> должна быть возложена обязанность предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение, на основании договора социального найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 39,2 квадратных метров, состоящее из трёх жилых комнат, находящееся в границах муниципального образования рабочий посёлок Новобурейский Бурейского района Амурской области, в связи, с чем следует удовлетворить исковые требования истца частично в данной части, с учётом необоснованного не предоставления ею МКУ Администрации рп. Новобурейский заключения межведомственной комиссии № 75 от 26.11.2014 год, заключения судебной строительно-технической экспертизы № 1133-14-ТО, которые у неё имеются.
Исковые требования истца в части взыскания понесённых ею судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в сумме 15000 рублей, суд признает не подлежавшими удовлетворению, поскольку истцом ФИО1 не предоставлено доказательств подтверждающих, что данные судебные расходы, ею понесены и именно в такой сумме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Муниципальному казённому учреждению Администрации рабочего посёлка <адрес> удовлетворить частично.
Включить ФИО1 во внеочередной список на предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.
Обязать Муниципальное казённое учреждение Администрацию рабочего посёлка <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение, на основании договора социального найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 39,2 квадратных метров, состоящее из трёх жилых комнат, находящееся в границах муниципального образования рабочий посёлок <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Муниципальному казённому учреждению Администрации рабочего посёлка <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме принято 11 февраля 2019 года.