Дело №3-20/2009 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.,
при секретаре Куприяновой Е.Ю.,
с участием прокурора Марковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2009 года в г. Омске гражданское дело по заявлению ООО «Омск-Имущество» о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0010 (пункт 72 545 Таблицы «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году»),
у с т а н о в и л:
ООО «Омск-Имущество» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0010 (пункт 72 545 Таблицы «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году»), взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.
В обоснование требований заявитель указал, что общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0010, площадью 51 763,00 кв. метров, предоставленного для производственных целей под здание (водное хозяйство), местоположение которого установлено в 350 м. юго-западнее 2-х этажного здания заводуправления, имеющего почтовый адрес: Омская область, Октябрьский административный округ, улица Барабинская, дом 20.
Оспариваемое постановление Правительства Омской области в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0010 в размере 177 953 947,18 рублей нарушает право заявителя на внесение арендной платы в законно установленном размере, противоречит положениям ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и Приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночную стоимость в несколько раз. Между тем, в соответствии с отчетом об определении стоимости имущества № 27/09 от 10.03.2009 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года составляет 12 760 000 рублей, следовательно, кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость в 13 раз.
Заказчиком проведения государственной кадастровой оценки выступило муниципальное образования городской округ г. Омск Омской области, несмотря на то, что данные государственные полномочия отнесены к компетенции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. В связи с этим муниципальный контракт № 18/07-зем. от 01.08.2007 года на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд заключен в нарушение ст. 132 Конституции РФ, п. 2 ст. 16.1, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и является ничтожной сделкой.
Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» при проведении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков нарушены требования Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39; не были осуществлены действия, направленные на сбор необходимой, достаточной и достоверной рыночной информации (том 1 л.д. 5-15).
В дополнении к заявлению заявитель ссылался на то, что при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков г. Омска состав факторов стоимости и источников информации межведомственной комиссией надлежащим образом не утверждались. Кроме того, отсутствует обоснование выбора факторов стоимости для построения статистической модели, использовалась недостоверная рыночная информация, поправки не вносились, их обоснование отсутствует. Также заявитель указал на ненадлежащую проверку отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» (том 3 л.д. 40-59).
В судебном заседании представитель заявителя Мелихова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства Омской области и Губернатора Омской области Фетисов В.В. заявленные требования не признал. Пояснил, что Правительством Омской области была соблюдена установленная процедура принятия оспариваемого постановления; оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит ни одному из нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Сведения, содержащиеся в оспариваемом постановлении, получены из Отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск № 05-09/02 от 27.11.2007 года. Отчет составлен в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39; прошел экспертизу в Роснедвижимости. Каких-либо нарушений административных процедур при проведении государственной кадастровой оценки не допущено.
Одновременно ссылался на неправильное толкование заявителем положений п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ.
Представители Министерства имущественных отношений Омской области Барсукова В.А., Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Храмцов В.В. против удовлетворения заявленных требований возражали, поддержав правовую позицию по делу представителя Правительства Омской области.
Представитель ФГУП «ФКЦ «Земля» Волошина Т.В. против удовлетворения требований возражала. Пояснила, что работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципального образования город Омск проводились Омским филиалом предприятия по состоянию на 01.01.2007 года. Составленный отчет прошел экспертизу в Роснедвижимости с получением положительного протокола проверки. При проведении государственной кадастровой оценки и составлении отчета каких-либо нарушений требований Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» не допущено.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области Павловская Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя об отсутствии надлежащей проверки отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» Роснедвижимостью.
Представитель Администрации г. Омска Бруева Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Марковой В.В., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Пунктом 5 ст.65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 131-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1, пп. 4 п. 8 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 года № 95 (в ред. от 27.03.2008) Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет определенные функции, в том числе, участвует в реализации государственной политики Омской области в сфере предоставления земельных участков; принимает решения о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков в соответствии с областным законодательством.
«Положением об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в г. Омске», утв. постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 года № 179-п, установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске.
Пунктом 3 указанного выше Положения предусмотрено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства, а также земельных участков, право аренды которых приобретается (приобретено) в связи с расположением на них зданий, строений, сооружений, определяется по формуле с использованием в качестве одного из показателей величины кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Частью 1 ст. 51, статьей 56 Устава (Основного закона) Омской области, принятого Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 26 декабря 1995 г. № 193 (в ред. Законов Омской области от 05.12.2003 № 484-ОЗ, от 04.05.2005 № 632-ОЗ, от 27.12.2007 № 1003-ОЗ, от 24.11.2008 № 1095-ОЗ), предусмотрено, что Правительство Омской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области и возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. Нормативные правовые акты Правительства Омской области издаются в форме постановлений Правительства Омской области. Правовые акты Правительства Омской области подписываются Председателем Правительства Омской области или лицом, его замещающим. Правовые акты Правительства Омской области подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно пункту 4 Регламента Правительства Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 года № 34 (в редакции от 29.10.2008 года), правовые акты Правительства Омской области подписываются Председателем Правительства Омской области (реквизиты подписи: Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области»), а в его отсутствие во время отпуска, командировки, болезни или по иным причинам в соответствии с федеральным и областным законодательством – первым заместителем Председателя Правительства Омской области (реквизиты подписи: «Исполняющий обязанности Председателя Правительства Омской области»).
Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года №74 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области (в ред. Указов Губернатора Омской области от 24.05.2004 № 113, от 19.08.2004 № 177, от 29.06.2006 № 104, от 22.10.2007 № 122, от 22.01.2009 № 8) установлено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах «Омский вестник» или «Омская правда». Указы Губернатора Омской области, постановления Правительства Омской области, приказы органов исполнительной власти Омской области вступают в силу со дня первого официального опубликования их полного текста, если указанными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу (пп. 3,7).
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждены соответствующие результаты государственной кадастровой оценки. Постановление подписано Исполняющим обязанности Председателя Правительства Омской области Вдовиным Е.М., завизировано первым заместителем Председателя Правительства Омской области Вдовиным Е.М., Заместителем Председателя Правительства Омской области и Министром государственно- правового развития Омской области Бутаковым А.В. (том 1 л.д. 16, 132).
Указанное постановление опубликовано в газете «Омский вестник» 25 декабря 2007 года.
Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-п внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (том 1 л.д. 17, 138).
Данное постановление опубликовано в газете «Омский вестник» 30 ноября 2008 года (том 1 л.д. 17).
Таким образом, постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 года) обладает перечисленными выше существенными признаками нормативного правового акта и в соответствии с положениями ст.251, ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ может быть признано недействующим по заявлению ООО «Омск-Имущество» при наличии двух условий – противоречии оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушении оспариваемым постановлением прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что ООО «Омск-Имущество» предоставлен в пользование земельный участок в границах города Омска, общей площадью 51 763,00 кв. метров, местоположение которого установлено в 350 м. на юго-запад от 2-этажного здания заводоуправления, имеющего почтовый адрес: Октябрьский АО, г. Омск, ул. Барабинская, д. 20, предназначенный для производственных целей под здание (водное хозяйство), на основании соглашения к договору аренды земельного участка № Д-О-2-12-3576 от 27.11.2002 года, зарегистрированного 18.12.2002 года, о передаче прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенайме) (том 1 л.д. 21 -29).
ООО «Омск-Имущество» земельный участок не выкуплен, общество является плательщиком арендной платы в отношении указанного земельного участка. Ранее арендная плата земельного участка определялась в соответствии с постановлением Мэра г. Омска от 19 апреля 2004 года № 130-п «О ценовом зонировании и порядке расчета ставок арендной платы за землю и поправочных коэффициентов к ним на территории города Омска (в ред. Постановлений Мэра города Омска от 20.10.2004 N 468-п, от 22.11.2005 N 508-п, от 09.06.2007 N 451-п) без использования показателей кадастровой стоимости.
С 13.11.2008 года «Положением об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в г. Омске», утв. постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 года № 179-п, установлен новый порядок определения размера арендной платы, расчет арендной платы осуществляется по формуле, одним из показателей которой является кадастровая стоимость земельного участка. В этой связи Главным управлением по земельным ресурсам Омской области в Арбитражный суд Омской области подано исковое заявление о внесении изменений в договор аренды земельного участка (том 1 л.д.30).
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в границах кадастрового квартала.
Оспариваемым постановлением от 26.11.2008 года № 193-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» Приложение «Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п дополнено таблицей «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году».
Пункт 72545 данной таблицы содержит кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0010 в размере 177 953 947,18 рублей (том 1 л.д. 17-18, 138-139).
Обращаясь в суд с требованиями о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года №193-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0010, заявитель полагал кадастровую стоимость земельного участка многократно превышающей его рыночную оценку, что, по утверждению заявителя, противоречит положениям п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ.
Одновременно заявителем приведена совокупность доводов о несоблюдении порядка проведения и финансирования государственной кадастровой оценки, недостоверности отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск № 05-09/02 от 27.11.2007 года как документа, имеющего доказательственное значение по делу, нарушении порядка определения кадастровой стоимости, приведшего к неправильному расчету оспариваемого удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости всего земельного участка.
Указанные доводы не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил (с изменениями от 11.04, 14.12.2006 года, 17.09.2007 года) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
Согласно пунктам 10, 11 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 года № 745 утверждена Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 года № 560 утверждена подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)».
Данными постановлениями предусмотрено финансирование работ по государственной оценке недвижимости, в том числе и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 06.02.2007 года № П/0017 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году» (в редакции от 28.02.2007 года) на территориальные органы Роснедвижимости была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке земель в составе земель населенных пунктов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 года № 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
Согласно пунктам 3, 4 указанного Административного регламента государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Приложением № 7 к Административному регламенту утверждена форма акта отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
В силу положений ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления городского округа вправе решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Во исполнение приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) от 06.02.2007 года № П/0017 Администрацией г. Омска в лице Департамента имущественных отношений 01.08.2007 года заключен контракт № 18/07 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в границах муниципального образования город Омск с ФГУП «ФКЦ «Земля» (том 1 л.д. 82-90, 92-102, том 2 л.д. 67-75).
Распоряжением Правительства Омской области от 08.11.2007 года № 208-рп «Об организации работ по актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков отдельных категорий земель в Омской области» определено проведение на территории Омской области работ по государственной кадастровой оценке в 2007 году земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории г. Омска (кадастровый район 55:36) (том 2 л.д. 64-65).
В этой связи при оценке заключенного Администрацией г. Омска контракта № 18/07-зем. от 01.08.2007 года на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в границах муниципального образования город Омск суд исходит из того, что заключение контракта произведено в рамках предоставленных полномочий; прав заявителя не нарушает, поскольку не влияет на законность и обоснованность результатов работ.
Государственная кадастровая оценка проведена компетентной организацией, с участием и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, которое и представило результаты оценки на утверждение в Правительство Омской области. Основания для признания контракта ничтожной сделкой отсутствуют.
Соответственно не могут быть признаны состоятельными и доводы заявителя о нарушении порядка финансирования работ по государственной кадастровой оценке.
В период проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года №39 (далее – Методические указания) и Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 года № П/0152 (далее – Технические рекомендации).
ФГУП ФКЦ «Земля» представлен Отчет №05-09/02 от 27.11.2007 года об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск по состоянию на 01.01.2007 года, утвержденный директором филиала Махтом В.А. (том 2 л.д. 1-313, том 4 л.д. 7, приложение к делу на электронном диске).
Оспаривая данный Отчет в совокупности с соответствующим показателем кадастровой стоимости, содержащимся в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 года), заявитель ссылался на нарушение Методических указаний и Технических рекомендаций. Указал, что при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков г. Омска не были осуществлены действия, направленные на сбор необходимой, достаточной и достоверной рыночной информации; формирование перечня объектов оценки произведено неверно; состав факторов стоимости земельных участков и источников информации межведомственной комиссией надлежащим образом не утверждался.
Кроме того, отсутствует обоснование выбора и применения состава факторов стоимости, использованных для построения статистической модели, что, по мнению заявителя, приводит к неоднозначному толкованию относительно правильности построения статистической модели. Из 17 факторов стоимости, выбранных для построения моделей, использовались только 3 фактора. Не использовались такие важные факторы стоимости земельных участков, как наличие водоснабжения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения; по этим факторам стоимости не были определены коэффициенты значимости.
Перечисленные доводы заявителя отвергаются судом по следующим основаниям.
Подпунктом 1.2 п. 1 Методических указаний и п. 1.2 Технических рекомендаций предусмотрено определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования, в том числе применительно к земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (вид разрешенного использования 1.2.9).
Подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Методических указаний установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе указанных видов разрешенного использования осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов стоимости обосновывается (пп. 2.2.2 п. 2.2 Методических указаний).
Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом сбор сведений осуществляется из следующих источников: государственный земельный кадастр; государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках. Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи (пп. 2.2.3 п. 2.2 Методических указаний).
Положениями пп. 3.2.1 п. 3.2 Технических рекомендаций определено, что в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов обосновывается и согласовывается на заседании межведомственной комиссии.
Перечень факторов стоимости с указанными источниками информации, содержащих сведения о значениях факторов стоимости, либо об объектах, описывающих территорию в разрезе факторов стоимости, согласовывается протоколом межведомственной комиссии (пп. 3.2.2. п. 3.2 Технических рекомендаций).
Как установлено, 19.09.2007 года состоялось заседание областной межведомственной комиссии по взаимодействию и координации деятельности органов исполнительной власти Омской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования земельных отношений в Омской области, что подтверждается протоколом № 2.
Из протокола заседания следует, что комиссией рассматривался вопрос о составе факторов стоимости земельных участков из земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1 – 1.2.10 пункта 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года № 39, а также рассматривался вопрос о перечне организаций и открытых источников (общедоступных печатных и Интернет изданий), используемых в качестве информации для сбора исходных данных о значениях факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск.
При этом комиссией решено согласовать состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1 – 1.2.10 пункта 1.2 Методических указаний (Приложение № 1 к протоколу).
Одновременно комиссией принято решение о согласовании перечня организаций и открытых источников (общедоступных печатных и Интернет изданий) в качестве информации для сбора исходных данных о значениях факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск (Приложение № 2 к протоколу) (том 4 л.д. 86-90).
Приложением № 1 к протоколу заседания комиссии является перечень состава факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в пп. 1.2.1 – 1.2.10 пункта 1.2 Методических указаний (том 4 л.д. 91-97).
Приложение № 2 протокола содержит перечень организаций и открытых источников (общедоступных печатных и Интернет изданий) в качестве информации для сбора исходных данных о значениях факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск (том 4 л.д. 98-102).
Письмом Министерства имущественных отношений Омской области от 05.10.2007 года Омскому филиалу ФГУП «ФКЦ «Земля» предложено направить доработанный с учетом поступивших на заседании замечаний и согласованный с Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск в разрезе соответствующих групп видов разрешенного использования.
15.10.2007 года Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» в адрес Министерства имущественных отношений Омской области был направлен согласованный с Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск, а также перечень организаций и открытых источников (общедоступных печатных и Интернет изданий), используемых в качестве информации для сбора исходных данных о значениях факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск (том 4 л.д. 103-116).
Между тем, сам по себе факт направления ФГУП «ФКЦ «Земля» письма, содержащего состав факторов, при фактическом проведении заседания областной межведомственной комиссии и согласовании ею по результатам обсуждения состава факторов и перечня организаций и открытых источников, используемых в качестве информации, не может свидетельствовать о ненадлежащем согласовании как состава факторов стоимости, так и перечня организаций и открытых источников, используемых в качестве информации, а также и о нарушении процедуры проведения государственной кадастровой оценки земельных участков.
Кроме того, перечень организаций и открытых источников, используемых в качестве информации, остался неизменным.
То обстоятельство, что в материалах к заседанию областной межведомственной комиссии в качестве проекта предлагалось согласовать 42 фактора стоимости земельных участков в разрезе групп видов разрешенного использования, не исключало право названной комиссии в результате обсуждений и докладов директора Омского филиала ФГУП «ФКЦ «Земля» Махта В.А. и первого заместителя директора Департамента имущественных отношений администрации г. Омска Меренкова В.А. принять решение и согласовать 44 фактора стоимости земельных участков.
Данный вывод подтверждается резолютивной частью решения областной межведомственной комиссии. Так, пунктом 1 решения предусмотрено согласовать состав факторов стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории муниципального образования город Омск в разрезе групп видов разрешенного использования, указанных в подпунктах 1.2.1 -1.2.10 пункта 1.2 Методических указаний (Приложение № 1 к настоящему протоколу).
Приложение № 1 содержит 44 фактора стоимости (том 4 л.д. 91-97).
При таком положении довод заявителя о том, что состав факторов стоимости, использованных при проведении государственной кадастровой оценки, как и перечень организаций и открытых источников, используемых в качестве информации, не был согласован межведомственной комиссией надлежащим образом, опровергается материалами дела и является несостоятельным.
Для моделирования 9 группы вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) были использованы следующие факторы: расстояние до ближайшего речпорта, пристани, расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала, железнодорожной станции, аэровокзала, наличие газоснабжения (таблица 18 приложения 7 к отчету) (том 4 л.д. 7).
Подпунктом. 3.2.6.1 п. 3.2.6. Технических рекомендаций установлено, что для каждой группы на основании анализа сформированной выборки определяются факторы стоимости, в наибольшей степени влияющие на стоимость земельных участков в данной группе.
Выбор факторов стоимости для построения моделей может осуществляться двумя методами: экспертным и (или) корреляционно-регрессионным.
Экспертный метод предполагает выбор факторов стоимости земельных участков группы на основе экспертного мнения. Выбор каждого фактора стоимости должен быть обоснован.
Корреляционно-регрессионный метод предполагает выбор в качестве факторов стоимости для построения моделей тех факторов, которые в основном формируют стоимость земельных участков группы. С этой целью производится: расчет коэффициентов корреляции факторов стоимости с рыночными стоимостями по формуле, выбор из всех коэффициентов значимости тех коэффициентов, значения которых не менее 0,2 – 0,3. Соответствующие этим коэффициентам значимости факторы стоимости являются теми факторами, которые в основном формируют стоимость земельных участков группы.
Как установлено, пункт 3.2.6 оспариваемого отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» содержит описание выбора факторов стоимости для построения моделей со ссылкой в точном соответствии на приведенные Технические рекомендации. Результат выбора фактора стоимости для построения моделей по каждой сформированной группе отображается в таблице 18 Приложения 7 в виде пояснений экспертов (том 4 л.д. 7).
При этом только корреляционно-регрессионный метод предполагает выбор в качестве факторов стоимости для построения моделей из всех коэффициентов значимости тех коэффициентов, значения которых не менее 0,2 – 0,3. Вместе с тем, указанный показатель не является ограниченным и может превышать установленное значение.
Принимая во внимание, что законодательством не установлен приоритет тех или иных факторов стоимости, используемых для построения статистической модели, а ФГУП «ФКЦ «Земля» с помощью специального программного продукта были отобраны факторы стоимости с установленным коэффициентом значимости не менее 0,2 – 0,3, которые использовались и являлись достаточными для построения статистической модели, довод заявителя о неправильном определении факторов стоимости, отсутствии обоснования выбора факторов не может быть признан состоятельным.
Из анализа таблицы для отображения результатов расчета кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов) оспариваемого отчета следует, что при расчете кадастровой стоимости земельных участков по 9 виду разрешенного использования использовались земельные участки с данным видом разрешенного использования. При этом земельные участки с иными видами разрешенного использования в данной таблице не содержатся.
Кроме того, перечень объектов оценки утвержден Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по Омской области и представлен исполнителю работ в соответствии с контрактом и Административным регламентом.
Подпунктом 2.2.5 пункта 2.2 Методических указаний определено, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека), цены предложения (купля-продажа, аренда), цены спроса (купля-продажа, аренда), информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчете об оценке, коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости, иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости, отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации и (или) уточнение состава факторов стоимости. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Подпунктами 3.2.5 п. 3.2 Технических рекомендаций предусмотрено, что для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
Сбор рыночной информации включает в себя следующие этапы: определение и выбор источников рыночной информации и проверка их достоверности, сбор информации о рыночных ценах и (или) величине рыночной арендной платы за объекты недвижимости, статистический анализ рыночных данных.
Положения пп. 3.2.5.2 пункта 3.2 Технических рекомендаций указывают, что для сбора и последующего анализа информации о рынке недвижимости информация о рынке недвижимости вносится в специальный программный продукт (СПО) в едином формате. Для целей сбора рыночной информации обязательно наличие в объявлении стоимости единого объекта недвижимости или стоимости единицы сравнения, а также площади объекта недвижимости. В случае, если эти факторы не описаны в объявлении, это объявление не вносится в базу данных.
При занесении информации об объекте недвижимости в базу данных необходимо вносить все данные об объекте, указанные в объявлении. Помимо этого, в случае, если в объявлении объект описан не полностью (не все факторы стоимости указаны в тексте объявления), то необходимо производить уточнение значений этих факторов стоимости путем телефонных переговоров с лицами, подавшими данное объявление, либо с использованием других источников информации (картографических материалов, справочников и т.д.).
В случае положительного результата проверки рыночная информация загружается в базу данных СПО.
Из содержания отчета, пояснений участников процесса следует, что при составлении отчета в качестве источников информации для построения статистически значимой модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов использовались сведения средств массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости (Интернет) (таблицы 7-7а приложения 7 к отчету). При этом производились уточнения характеристик используемых объектов путем проведения телефонных переговоров.
При анализе данной таблицы усматривается, что рыночная информация, содержащаяся в ней, различна (описание объекта аналога, цена, ее тип и статус, источник, дата).
Пункт 3.2.5.2 оспариваемого Отчета содержит описание произведенной процедуры анализа рыночной информации, из которого следует, что анализ проведен с использованием специального программного продукта «Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов», разработанного для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, что не противоречит требованиям п. 1.1 Технических рекомендаций.
Результаты статистического анализа приведены в таблице 16 Приложения 7 отчета.
Из отзывов ФГУП «ФКЦ «Земля», содержания Отчета следует, что оценка кадастровой стоимости земельных участков производилась путем построения статистической модели. Для каждой группы вида разрешенного использования был произведен выбор факторов; использовалась информация средств массовой информации, информация Интернета о рынке недвижимости, которая при необходимости проверялась.
Кроме того, судом установлено, что ФГУП ФКЦ «Земля» при проведении государственной кадастровой оценки в качестве одного из источников для построения статистический модели использовались сведения о сделках, совершенных с муниципальным имуществом, региональным и федеральным имуществом, поступившие от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Министерства имущественных отношений по Омской области и Территориального управления Росимущества по Омской области.
Поэтому суд полагает, что объем информации, используемый при составлении отчета ФГУП «ФКЦ «Земля», позволял определить как средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г. Омск, так и кадастровую стоимость каждого земельного участка.
Не могут быть признаны состоятельными доводы заявителя о том, что в основу статистической модели расчета кадастровой стоимости земельного участка с номером 55:36:12 03 08:0010 в обучающую и контрольную выборку положены одни и те же объекты аналоги.
Приведенные доводы опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Ни один из объектов-аналогов, содержащихся в обучающейся выборке, не попал в контрольную выборку. Проанализированные заявителем объекты-аналоги имеют различные характеристики (цены) и (или) различные источники опубликования (том 4 л.д. 21-32).
Довод заявителя о том, что уточнение характеристик объектов-аналогов путем проведения телефонных переговоров не осуществлялось со ссылкой на площадь аналога по ул. 3 Любинская, 15, не может быть принят во внимание, поскольку пп. 3.2.5.2 п. 3.2 Технических рекомендаций предусматривает уточнение значений факторов стоимости только в случае, если в объявлении объект описан не полностью. Кроме того, неверное указание площади объекта-аналога в силу крайней незначительности отклонения не способно повлиять на произведенный расчет.
Утверждение заявителя о том, что объект-аналог по ул. Омская, 13 «А», который является незавершенным строительством (трехэтажный офисный пристрой к жилому дому), что подтверждается ответом УФРС по Омской области (том 4 л.д. 41), использован оценщиком неправомерно, поскольку имеет статус жилого, представляется несостоятельным, информация о статусе трехэтажного офисного пристроя в материалы дела не представлена.
Согласно положениям пп. 3.2.5.2 пункта 3.2.5 Технических рекомендаций в целях обеспечения сопоставимости рыночной информации и приведения значений факторов стоимости к единому эквиваленту вносятся необходимые поправки: на отличие даты оценки и даты совершения сделки или публикации сведений, на уторгование (при использовании информации о ценах предложения и спроса), на наличие особых условий сделки и другие параметры. Все внесенные поправки должны быть обоснованы.
Как установлено, пояснительная записка таблицы 7 приложения 7 к отчету ФГУП «ФКЦ «Земля» содержит указание на применение следующих поправок: на отличие даты оценки и даты совершения сделки или публикации сведений, на уторгование (при использовании информации о ценах предложения и спроса), на переход от цены арендной платы к цене земельных участков. В этой связи доводы заявителя о том, что таблицы, содержащие обоснование поправок и методов их получения, описание поправок, последовательность их получения, отсутствуют, судом отклоняются как необоснованные.
Отчет ФГУП ФКЦ «Земля» являлся предметом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и получил положительное заключение.
Согласно извещению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области) от 12.11.2007 года № 1807 проведена предварительная проверка Отчета, в результате которой установлено, что состав данного Отчета соответствует условиям технического задания.
16.11.2007 года Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (Управление Роснедвижимости по Омской области) Отчет о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в границах муниципального образования город Омск направлен в Управление оценки объектов недвижимости Роснедвижимости для проверки.
Из акта проверки от 23.11.2007 года № 1, письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) от 28.11.2007 года следует, что в ходе проверки указанного Отчета были выявлены замечания (нарушения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков) (том 1 л.д. 67-71).
Начальником отдела ФГУП «ФКЦ «Земля» Осинцевой Н.В. представлены ответы на замечания протокола проверки материалов Государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска (том 4 л.д. 33-36).
28.11.2007 года Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) рассмотрело исправленный Отчет в соответствии с ранее данными замечаниями, представленный посредством сервера, и сообщило, что замечаний к Отчету не имеет (том 1 л.д. 72).
Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) от 04.12.2007 года в адрес Управления Роснедвижимости по Омской области сообщено о рассмотрении представленного Отчета; направлены акты проверки и сведения о согласованных результатах оценки (том 1 л.д. 74).
Из актов проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) от 04.12.2007 года следует, что предметами проверки являлись отчеты об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области и муниципального образования город Омск. По результатам проверки отчетов принято решение о том, что Отчет № 05-09/02 об определении кадастровой стоимости земельных участков муниципального образования город Омск соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39; какие-либо нарушения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель отсутствуют (том 1 л.д. 75-79).
Таким образом, Отчет и его составляющие показатели прошли проверку на предмет соответствия требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, в последующем установленные в Отчете показатели были представлены на утверждение Правительству Омской области и утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 года).
Не может быть принят во внимание и довод заявителя о несоответствии оспариваемого постановления пункту 3 ст.66 Земельного кодекса РФ как основанный на неправильном толковании норм материального права. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ не регулирует спорные правоотношения, поскольку данным пунктом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости лишь в случаях определения рыночной стоимости земельного участка. Из содержания данного пункта следует и вывод о неравенстве величин рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.
Данное утверждение следует и из системного анализа положений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Определяя процедуру и этапы проведения государственной кадастровой оценки, в том числе сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, Методические указания предусматривают лишь для земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.11 - 1.2.12, определение кадастровой стоимости указанных земельных участков путем индивидуальной оценки их рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Земельный участок заявителя с учетом вида разрешенного использования в данный перечень не входит.
В целом методики расчета кадастровой стоимости земельных участков и ее рыночной стоимости различны, в том числе, объем используемой информации, сбор источников и степень массовости использования рыночной информации при определении кадастровой и рыночной стоимости отличаются друг от друга.
В этой связи при оценке отчета № 27/09 от 10.03.2009 года об определении стоимости земельного участка заявителя (том 3 л.д. 189-262), согласно которому рыночная стоимость земельного участка заявителя по состоянию на 01.01.2007 года составляет округленно 12 760 000 рублей, соответственно стоимость 1 кв. метра равна 247 рублям, суд исходит из того, что данный отчет содержит сведения о рыночной стоимости конкретного земельного участка, а оспариваемый Отчет ФГУП «ФКЦ «Земля» содержит как средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования и кадастровым кварталам, так и каждого земельного участка, по состоянию на 01.01.2007 года. Расхождение показателей кадастровой и рыночной стоимости обусловлено как их различным содержанием и предназначением, так и отличием методик проведения соответствующих видов оценок.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 года) принято в соответствии с требованиями п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 (с изменениями от 11.04, 14.12.2006 года, 17.09.2007 года), Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39; при принятии постановления соблюдены требования к процедуре разработки, принятия, утверждения.
Совокупность доводов заявления в части выбора тех или иных факторов стоимости, объектов- аналогов, применения поправок фактически направлены на проверку целесообразности утвержденных постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 года) результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска применительно к кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0010.
Между тем, в силу положений подпункта «а» п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данный вывод содержится, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01 апреля 2009 года по кассационной жалобе Цирикидзе О.О. на решение Омского областного суда от 21.01.2009 года по гражданскому делу по заявлению Цирикидзе О.О. об оспаривании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 года) (дело №50-Г09-3).
Оспариваемое постановление прав и законных интересов ООО «Омск-Имущество», в том числе по уплате законно установленного и экономически обоснованного размера арендной платы, не нарушает.
В соответствии с ч.1 ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований ООО «Омск-Имущество» об оспаривании нормативного правового акта суд не усматривает. С учетом положений ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат возмещению и произведенные заявителем судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
в удовлетворении заявления ООО «Омск-Имущество» о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 08:0010 (пункт 72 545 Таблицы «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году») отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.
Судья Омского областного суда Л.А. Ершова