Дело № 2- 4948/2017 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2017 года г.ПетрозаводскПетрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Мельник К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Екатерины Владимировны к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ истцом по собственному желанию был расторгнут служебный контракт с Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия (далее – Инспекция). ДД.ММ.ГГГГ истица принята на должность начальника юридического отдела Общества с ограниченной ответственностью УО «Карельская Лифтовая Компания» (далее – Общество). Истцом было направлено обращение в Инспекцию о даче согласия на замещение указанной выше должности. Решением комиссии Государственной жилищной инспекции Республики Карелия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Карелия и урегулированию конфликта интересов, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в замещении должности в Обществе, в связи с тем, что это нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции». С выводами Инспекции истица не согласна, считает, что комиссией не в полном объеме и с недостаточным вниманием изучены представленная должностная инструкция начальника юридического отдела Общества, должностная инструкция ведущего специалиста отдела лицензионного контроля Инспекции и иные обстоятельства. Так, в должностной инструкции определено, что начальник юридического отдела Общества не принимает участия во взаимоотношениях с органами государственного жилищного надзора, муниципального контроля в своей деятельности. Кроме того, комиссией установлено, что истица в 2016 году проводила внеплановые проверки Общества, по результатам которых были направлены предписания об устранении выявленных нарушений, однако, в соответствии с должностными обязанностями ведущего специалиста контроль за исполнением указанных предписаний истицей не осуществлялся. Также истец считает, что комиссией не установлена прямая связь между замещением предыдущей должности и замещением должности в Обществе, которая может повлечь конфликт интересов. Комиссией в нарушение положений ч.6 ст. 19 Федерального закона, не мотивирован отказ, ссылка на ст. 12 Федерального закона формальна, несостоятельна. Решение Комиссии нарушает ее конституционное право, закрепленное в ст. 37 Конституции Российской Федерации. С учетом изложенных обстоятельств, просит признать незаконным и отменить решение комиссии Государственной жилищной инспекции Республики Карелия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Карелия и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Орловой Е.В.
Истица в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, не отрицала, что проводила две проверки в отношении управляющей компании, но прошел уже длительный срок с момента проверок; в данном случае, с учетом должностных обязанностей, не усматривает конфликт интересов.
Представитель ответчика Иванова С.А., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, приказом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № расторгнут служебный контракт с Орловой Е.В. (по инициативе гражданского служащего), замещавшей должность ведущего специалиста отдела лицензионного контроля Управления лицензирования и контроля Инспекции.
ДД.ММ.ГГГГ между Орловой Е.В. и ООО УО «Карельская Лифтовая Компания» заключен трудовой договор. Орлова Е.В. принята на должность начальника юридического отдела.
ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию поступило обращение Орловой Е.В. о даче согласия на замещение указанной выше должности. Решением комиссии Государственной жилищной инспекции Республики Карелия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Карелия и урегулированию конфликта интересов, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в замещении должности в Обществе, в связи с тем, что это нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Орлова Е.В. уволена с должности начальника юридического отдела ООО УО «Карельская лифтовая компания». ДД.ММ.ГГГГ между ООО УК «Карельская лифтовая компания» и Орловой Е.В. заключен договор гражданско-правового характера №, предметом договора является представление интересов клиента в Арбитражном суде РК.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. п. "а", "б" пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года).
Анализ названного Закона, предусматривающего меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность граждан, ранее проходивших службу в государственных органах на должностях, входящих в Перечень, определенный Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", получать предварительное согласие соответствующей комиссии на замещение должности в других организациях, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов.
Пунктом 4 части 1 статьи 1 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что функции государственного (административного) управления организацией - полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Частью 1 статьи 12 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Аналогичные нормы закреплены в ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Указом Президента "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" от 01 июля 2010 года N 821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Приказом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №, с последующими изменениями, утверждено Положение о Комиссии Государственной жилищной инспекции Республики Карелия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Карелия и урегулированию конфликта интересов.
Как следует из протокола заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с использованием доступа к открытым и общедоступным сведениям, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских хозяйств) в базе Федеральной налоговой службы сети Интернет http://egrul.nalog.ru/, установлено, что Обществом осуществляется следующая основная деятельность: управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, код по ОКВЭД 68.32.1.
Согласно разделу 2 «Функциональные обязанности» Должностной инструкции начальника юридического отдела Общества начальник юридического отдела обязан выполнять, в том числе, следующие функции: обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации и защите его правовых интересов (п.2.1), осуществляет методическое руководство правовой работой в организации, оказание правовой помощи структурным подразделениям в претензионной работе, подготовку и передачу необходимых материалов в судебные и арбитражные органы (п.2.4), представляет интересы организации в судах общей юрисдикции, арбитражном суде по вопросам взыскания дебиторской задолженности, осуществляет впоследствии ведение судебных и арбитражных дел в этой категории, а также по иным вопросам организации, за исключением участия в судебных делах и присутствии на рассмотрении административных дел с участием органов государственного жилищного надзора, муниципального контроля (п.2.5).
При этом должностная инструкция не исключает право начальника юридического отдела Общества взаимодействовать с Инспекцией как органом исполнительной власти, представлять интересы Общества в Инспекции (за исключением непосредственного участия в рассмотрении дел об административном правонарушении), готовить правовые заключения по вопросам деятельности Общества при осуществлении Инспекцией надзорных функций в отношении Общества, консультировать сотрудников по вопросам взаимодействия с данным государственным органом.
В соответствии с должностным регламентом ведущего специалиста отдела лицензионного контроля Управления лицензирования и контроля Орлова Е.В. в Инспекции исполняла следующие основные должностные обязанности: осуществление лицензионного контроля в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами; осуществление контроля за размещением информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; осуществление контроля за раскрытием информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; осуществление контроля за обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов; принятие решений, подтверждающих отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, на основании обращения лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме; рассмотрение обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензионных требований; принятие мер по устранению выявленных нарушений лицензионных требований и пресечению административных правонарушений (выдача предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований), привлечение виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечение защиты интересов Инспекции в судебных органах и доказывает обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом взаимодействия с иными структурными подразделениями Инспекции; принятие меры по контролю за устранением: выявленных нарушений лицензионных требований и др.
Комиссией было установлено, что трудоустройство Орловой Е.В. состоялось менее чем два года после увольнения. Ранее комиссией не было отказано истице во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с Обществом; вопрос о даче согласия Орловой Е.В. на замещение ею должности в Обществе либо на выполнение ею работы на условиях гражданско-правового договора в Обществе комиссией не рассматривался; данные обстоятельства подтверждаются представленными документами, не оспаривается сторонами.
Комиссией также было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ Орловой Е.В. проводились в рамках исполнения должностных обязанностей внеплановые проверки в отношении ООО УО «Карельская Лифтовая Компания», по результатам которых выдавались предписания.
Таким образом, изучив и сопоставив должностные обязанности Орловой Е.В. по ранее занимаемой должности в Инспекции и по должности в Обществе, материалы проводимых Орловой Е.В. проверок в отношении Общества, комиссия установила, что функции государственного управления Обществом входили в служебные обязанности Орловой Е.В. при замещении должности ведущего специалиста отдела лицензионного контроля Управления лицензирования и контроля, в связи с чем, комиссией обоснованно сделан вывод о наличии прямой возможности Орловой Е.В. осуществлять взаимодействие с надзорными органами (в том числе с Инспекцией) при замещении должности начальника юридического отдела Общества, подготовки мотивированной позиции Общества на требования Инспекции в рамках контрольных мероприятий, консультирование сотрудников Общества и др., в связи с чем, было признано, что замещение Орловой Е.В. на условиях трудового договора должности начальника юридического отдела Общества нарушает требования статьи 12 Федерального закона № 273-Ф3, в связи с чем, в даче согласия на замещение указанной должности было отказано. Суд соглашается с данными выводами Комиссии, они мотивированы, соответствуют фактическим данным и требованиям закона.
Двухлетний запрет на замещение должностей в коммерческой организации, в отношении которой бывшим гражданским служащим фактически осуществлялись функции государственного управления, направлен на профилактику, недопущение коррупционных проявлений (конфликта интересов) ( часть 3.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Доводы истца об отсутствии мотивации принятого решения, об отсутствии конфликта интересов не состоятельны, опровергаются материалами Комиссии. В даче согласия Комиссией может быть отказано не только при наличии конфликта интересов, но и с целью его предотвращения.
Доводы истца о нарушениях при формировании состава комиссии также не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. Нарушений предусмотренного Положением «О комиссии Государственной жилищной инспекции Республики Карелия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Карелия и урегулированию конфликта интересов» порядка проведения заседания комиссии допущено не было, решение принято в пределах ее компетенции по результатам открытого голосования, кворум для принятия решения имелся (2\3 состава комиссии); из 5 присутствующих членов комиссии 1 не замещает должность государственной гражданской службы в государственном органе.
Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) не предполагает, однако, обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможность закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти и освобождения от занимаемой должности.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого решения Комиссии судом не установлено, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Орловой Екатерины Владимировны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 24 июля 2017 года