Судья Запорожец И.В. дело № 33а-16681/2021
(2а-814/2021)
УИД 23RS0040-01-2020-010330-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2021 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.,
судей Булата А.В., Кривцова А.С.,
по докладу Кривцова А.С.,
при секретаре Вартанян Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Армавира в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних Рахминовой <ФИО>47, Рахминовой <ФИО>48, Рахминовой <ФИО>49 <ФИО>50, Рахминовой <ФИО>51, а также Рахминовой <ФИО>52, в интересах несовершеннолетних Попова <ФИО>53, Попова <ФИО>54, Поповой <ФИО>55, а также Поповой <ФИО>56, в интересах несовершеннолетней Пахлеванян <ФИО>57, а также Пахлеванян <ФИО>58, в интересах несовершеннолетней Делегодиной <ФИО>59, а также Делегодиной <ФИО>60, в интересах несовершеннолетних Вербицкой <ФИО>61, Вербицкого <ФИО>62, Вербицкой <ФИО>63 Тарасовны, а также Вербицкой <ФИО>64, в интересах несовершеннолетних Артемовой <ФИО>65, Артемовой <ФИО>66, а также Артемова <ФИО>67, в интересах несовершеннолетней Петушковой <ФИО>68, а также Петушковой <ФИО>69, в интересах несовершеннолетнего Жигадло <ФИО>70, а также Кольва <ФИО>71, в интересах несовершеннолетних Вознюк <ФИО>72, Вознюк <ФИО>73, Вознюк <ФИО>74, а также Вознюк <ФИО>75, в интересах несовершеннолетних Хиль <ФИО>76, Хиль <ФИО>77, Хиль <ФИО>78, а также Хиль <ФИО>79, в интересах несовершеннолетней Гришиной <ФИО>80, а также Гришиной <ФИО>81, в интересах несовершеннолетних Кондратцева <ФИО>82, Кондратцевой <ФИО>83, Кондратцева <ФИО>84, а также Кондратцевой <ФИО>85 к администрации муниципального образования город Армавир о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части не обеспечения коммунальной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям,
с апелляционной жалобой администрации муниципального образования город Армавир на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 9 февраля 2021 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
прокурор города Армавира Краснодарского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних Рахминовой С.В., Рахминовой А.В., Рахминовой Е.В., Рахминовой Э.В., а также Рахминовой Е.В., в интересах несовершеннолетних Попова А.А., Попова А.А., Поповой К.А., а также Поповой Н.А., в интересах несовершеннолетней Пахлеванян С.М., а также Пахлеванян М.С., в интересах несовершеннолетней Делегодиной А.В., а также Делегодиной Г.Р., в интересах несовершеннолетних Вербицкой А.Т., Вербицкого Л.Т., Вербицкой Е.Т., а также Вербицкой О.В., в интересах несовершеннолетних Артемовой Л.Я., Артемовой А.Я., а также Артемова Я.А., в интересах несовершеннолетней Петушковой В.О., а также Петушковой С.М., в интересах несовершеннолетнего Жигадло Е.В., а также Кольва Е.В., в интересах несовершеннолетних Вознюк М.С., Вознюк B.C., Вознюк А.С., а также Вознюк С.Л., в интересах несовершеннолетних Хиль Р.А., Хиль П.А., Хиль В.А., а также Хиль Ю.П., в интересах несовершеннолетней Гришиной К.А., а также Гришиной Е.В., в интересах несовершеннолетних Кондратцева М.О., Кондратцевой И.О., Кондратцева Д.О., а также Кондратцевой Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Армавир, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Армавир в части не принятия мер к обеспечению объектами коммунальной инфраструктуры: электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением земельных участков, расположенных по адресам: <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Рахминовой Е.В.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного
строительства Поповой Н.А.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Пахлеванян М.С.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Делегодиной Г.Р.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Вербицкой О.В.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Артемову Я.А.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Петушковой С.М.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Кольва Е.В.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Вознюк С.Л.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Хиль Ю.П.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Гришиной Е.В.; <Адрес...>, предоставленного в аренду для индивидуального жилищного строительства Кондратцевой Н.В.; обязать администрацию муниципального образования город Армавир обеспечить предоставленные многодетным семьям в аренду для индивидуально-жилищного строительства земельные участки, расположенные в <Адрес...>, объектами коммунальной инфраструктуры: электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, а именно земельные участки, расположенные по адресам: <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Рахминовой Е.В.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Поповой Н.А.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Пахлеванян М.С.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Делегодиной Г.Р.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Вербицкой О.В.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Артемову Я.А.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Петушковой С.М.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Кольва Е.В.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Вознюк С.ЛЮ; <Адрес...>; предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Хиль Ю.П.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Гришиной Е.В.; <Адрес...>, предоставленный в аренду для индивидуального жилищного строительства Кондратцевой Н.В., обязав администрацию муниципального образования <Адрес...> выделить денежные средства из местного бюджета на эти цели.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Армавира проведена проверка обращений Рахминовой Е.В., Поповой Н.А., Пахлеванян М.С., Делегодиной Г.Р., Вербицкой О.В., Артемова Я.А., Петушковой С.М., Кольва Е.В, Вознюк С.Л., Хиль Ю.П., Гришиной Е.В., Кондратцевой Н.В. о нарушении законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей на территории муниципального образования город Армавир. Проверкой установлено, что предоставленные семьям Рахминовой Е.В., Поповой Н.А., Пахлеванян М.С., Делегодиной Г.Р., Вербицкой О.В., Артемова Я.А., Петушковой С.М., Кольва Е.В, Вознюк СЛ., Хиль Ю.П., Гришиной Е.В., Кондратцевой Н.В. земельные участки, расположенные по адресам: <Адрес...>, Армавир, <Адрес...>, Старая Станица, <Адрес...> не обеспечены коммунальной инфраструктурой, отсутствует электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение. Обязанность по обеспечению объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения. Согласно представленного администрацией муниципального образования город Армавир Реестра земельных участков из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности предоставленные многодетным семьям земельные участки, расположенные в Старой Станице г. Армавира, не обеспечены коммунальной инфраструктурой.
Таким образом, в результате бездействия администрации муниципального образования город Армавир нарушаются социальные права и законные интересы многодетных семей Рахминовой Е.В., Поповой Н.А., Пахлеванян М.С., Делегодиной Г.Р., Вербицкой О.В., Артемова Я.А., Петушковой С.М., Кольва Е.В, Вознюк С.Л., Хиль Ю.П., Гришиной Е.В., Кондратцевой Н.В., в том числе несовершеннолетних детей.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 9 февраля 2021 года административные исковые требования прокурора города Армавира удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования город Армавир подала апелляционную жалобу, в которой просила решение Армавирского городского суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая также на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В судебное заседание лица, участвующие в административном деле не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовыми уведомлениями и отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, об отложении судебного разбирательства не заявляли. В связи с этим, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно ранее действовавшим редакциям части 2 статьи 28 Земельного
кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ, части 1 статьи 14.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-К3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлялись в аренду.
В силу 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 24 июля 2020 года № 4338-КЗ) «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
Статьей 3 и 7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в ранее действовавшей редакции определялись условия и порядок постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду, а также порядок предоставления земельных участков в аренду, а в редакции Закона Краснодарского края от 24 июля 2020 года № 4338-КЗ - условия и порядок постановки заявителей на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в собственность, а также порядок предоставления земельных участков в собственность.
Соответственно порядок постановки на учет предусматривался Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги: «Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 17 июня 2015 года № 1585, а в дальнейшем предусмотрен постановлением администрации МО г. Армавир от 26 августа 2020 года № 1159 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в
собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства».
Согласно приказу Минрегиона России от 9 сентября 2013 года № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,
прокуратурой города Армавира проведена проверка обращений Рахминовой Е.В., Поповой Н.А., Пахлеванян М.С., Делегодиной Г.Р., Вербицкой О.В., Артемова Я.А., Петушковой С.М., Кольва Е.В, Вознюк С.Л., Хиль Ю.П., Гришиной Е.В., Кондратцевой Н.В. о нарушении законодательства о государственной поддержке материнства, социальной защиты детей из многодетных семей на территории муниципального образования город Армавир.
Результатами прокурорской проверки установлены следующие обстоятельства.
Семья Рахминовой Е.В., имеющая троих детей, является многодетной. Рахминовой Е.В. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 696 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Рахминовой Е.В. 28 июля 2015 заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.
Семья Поповой Н.А., имеющая пятерых детей, в том числе трех несовершеннолетних, является многодетной. Поповой Н.А. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Поповой Н.А, 24 июля 2015 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.
Семья Пахлеванян М.С., имеющая трех детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Пахлеванян М.С. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему трех и более детей, земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Пахлеванян М.С. 31 июля 2015 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.
Семья Делегодиной Г.Р., имеющая трех детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Делегодиной Г.Р. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 598 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Делегодиной Г.Р. 19 сентября 2013 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.
Семья Вербицкой О.В., имеющая пятерых детей, в том числе троих несовершеннолетних, является многодетной. Вербицкой О.В. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 630 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Вербицкой О.В. 20 сентября 2013 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.
Семья Артемова Я.А., имеющая троих детей, в том числе двух несовершеннолетних детей, является многодетной. Артемову Я.А. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему трех и более детей, земельный участок площадью 601 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Артемовым Я.А. 18 августа 2015 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительств сроком на 20 лет.
Семья Петушковой С.М., имеющая троих детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Петушковой С.М. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 645 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>
Станица, <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Петушковой С.М. 20 сентября 2013 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Семья Кольва Е.В., имеющая троих детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Кольва Е.В. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>, <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Кольва Е.В. 25 августа 2015 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Семья Вознюк С.Л., имеющая троих несовершеннолетних детей, является многодетной. Вознюк С.Л. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему трех и более детей, земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Вознюк С.Л. 17 сентября 2013 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Семья Хиль Ю.П., имеющая троих несовершеннолетних детей, является многодетной. Хиль Ю.П. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Хиль Ю.П. 20 августа 2015 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Семья Гришиной Е.В., имеющая троих детей, в том числе одного несовершеннолетнего ребенка, является многодетной. Гришиной Е.В. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 618 кв.м, расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Гришиной Е.В. 10 октября 2013 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Семья Кондратцевой Н.В., имеющая пятерых детей, в том числе троих несовершеннолетних, является многодетной. Кондратцевой Н.В. выделен на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, имеющей трех и более детей, земельный участок площадью 807 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес...>. Администрацией муниципального образования город Армавир с Кондратцевой Н.В. 5 июня 2013 года заключен договор аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет.
Как установлено результатами проведения прокурорской проверки, предоставленные семьям: Рахминовой Е.В., Поповой Н.А., Пахлеванян М.С., Делегодиной Г.Р., Вербицкой О.В., Артемова Я.А., Петушковой С.М., Кольва Е.В, Вознюк С.Л., Хиль Ю.П., Гришиной Е.В., Кондратцевой Н.В. земельные участки, расположенные по адресам: <Адрес...> <Адрес...>, не обеспечены коммунальной инфраструктурой, отсутствует электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение.
Недостаточная работа органов местного самоуправления муниципального образования город Армавир по реализации мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных под строительство семьям, имеющим трех и более детей, отмечалась и Законодательным собранием Краснодарского края в постановлении от 16 декабря 2015 года <№...>-П «Об обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков в целях жилищного строительства».
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 34 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории определена как осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно - делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно - строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся в числе прочих ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.
Как установлено судом первой инстанции, согласно представленного администрацией муниципального образования город Армавир Реестра земельных участков из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности предоставленные многодетным семьям земельные участки, расположенные в <Адрес...> <Адрес...>, не обеспечены коммунальной инфраструктурой.
Данная информация подтверждается также ответами ГУП КК Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод», АО «Газпромраспределение Краснодар», ПАО «Россетти Кубань», АО «НЭСК-электросети».
В силу пункта 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 4 и пунктом 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83, обязанность обеспечения предоставляемого земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения возложена на орган местного самоуправления.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституционный суд в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указал, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, необеспечение предоставленных многодетным семьям земельных участков коммунальной инфраструктурой нарушают права многодетных семей, влекут за собой не достижение установленных Указом Президента Российской Федерации показателей, срыв общегосударственной социальной политики, направленной на социальную поддержку многодетных семей.
Судом правомерно указано, что отсутствие коммунальной инфраструктуры земельных участков, предоставленных: Рахминовой Е.В. по адресу: <Адрес...> станица, <Адрес...>; Поповой Н.А. по адресу: <Адрес...>; Пахлеванян М.С. по адресу: <Адрес...>; Делегодиной Г.Р. по адресу: <Адрес...>; Вербицкой О.В. по адресу: <Адрес...>; Артемову Я.А. по адресу: <Адрес...>; Петушковой С.М. по адресу: <Адрес...>; Кольва Е.В. по адресу: <Адрес...>; Вознюк С.Л. по адресу: <Адрес...>; Хиль Ю.П. по адресу: <Адрес...>; Гришиной Е.В. по адресу: <Адрес...>; Кондратцевой Н.В. по адресу: <Адрес...> нарушает права и законные интересы многодетных семей.
При таких обстоятельствах, в результате бездействия администрации муниципального образования город Армавир нарушаются социальные права и законные интересы многодетных семей Рахминовой Е.В., Поповой Н.А., Пахлеванян М.С., Делегодиной Г.Р., Вербицкой О.В., Артемова Я.А., Петушковой С.М., Кольва Е.В, Вознюк С.Л., Хиль Ю.П., Гришиной Е.В., Кондратцевой Н.В., в том числе несовершеннолетних детей, влечет за собой не достижение установленных Указом Президента РФ показателей, срыв общегосударственной социальной политики, направленной на социальную поддержку многодетных семей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия административного ответчика относительно непринятия мер к обеспечению объектами коммунальной инфраструктуры и нарушения указанным бездействием социальных прав многодетных семей следует признать правильным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с указанными выводами суда первой инстанции, с установленными судом обстоятельствами, были предметом тщательного рассмотрения в районном суде и правомерно отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 9 февраля 2021 года является законным, обоснованным и мотивированным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права с соблюдением требований процессуального права.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которых дана судом по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Армавир - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: