Мотивированное решение от 08.09.2023 по делу № 02а-0289/2023 от 12.04.2023

77RS0035-02-2023-003058-11

Дело №2а-289/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

24 августа 2023 года                                                                    адрес

Троицкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи  Ежовой Е.А.,

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-289/2023 по административному иску Зелинского Романа Борисовича к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в  государственной  регистрации права, обязании осуществить государственной  регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец, Зелинский Р.Б., обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в  государственной  регистрации права, обязании осуществить государственной  регистрации, мотивируя заявленные требования тем, что  11.02.2022 года нотариусом адрес фио был удостоверен договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости, в электронном виде направлены заявления о государственной регистрации перехода права общей долевой собственности. 21.02.2022 года государственная регистрация была приостановлена, в марте 2023 года получен отказ. Вместе с договором купли-продажи административному ответчику на государственную регистрацию представлены все необходимые для совершения регистрационных документов документы, оплачена государственная пошлина. Административный истец считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Управлением Росреестра не доказано, что принятое ими решение соответствует закону, форма и порядок сделки соблюдены, административным ответчиком нарушаются имущественные права административного истца.

Административный истец, Зелинский Р.Б., в судебное заседание не явился, о дне, времени и  месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя, который в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по доводам, указанным в административном иске.

 Представитель административного ответчика, Управления Росреестра по Москве, в судебное заседание не явился, о дне, времени и  месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ранее представленном отзыве, просили в иске отказать, указав, что к регистрации заявлен объект сельскохозяйственного назначения, ранее из Префектуры поступала информация о наличии нежилых строений, обладающих признаками торговых и складских павильонов. адрес используется под размещение рынка строительных материалов с расположенными на нем торговыми павильонами и складскими помещениями, сведения об утвержденной градостроительной и разрешительной документации на указанные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030150:160, отсутствует.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и  месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, находит административные исковые требования  не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ  гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Частями 9,11 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.1 ст.14 ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст.14 ФЗ №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.14 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник  вправе истребовать  имущество из чужого незаконного владения,  ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.8 ст.1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства относится деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По смыслу ст.40-42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением  и разрешенным использованием. Соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Данная норма отражена также в ст. 263 ГК РФ, которой установлено, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

        Как следует из описания разрешенного вида использования, предусмотренного Приказом Росреестра от 10.11.2020 №П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 №61482) земельные участки сельскохозяйственного производства используются для «Размещение техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства».

Таким образом целевое использование земельного участка сельскохозяйственного производства не предусматривает возведение (реконструкцию) на нем таких объектов как торгово-складские павильоны.

В судебном заседании установлено, что 18 февраля 2022 года между Бобровой С.С. и Зелинским Р.Б. заключен договор купли-продажи (купчая) доли в праве общей собственности на земельный участок с долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости.

Согласно условиям договора Зелинский Р.Б. покупает ¼ долю в праве общей долевой собственности  следующего имущества: земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030150:160, кирпичного строения с кадастровым номером 77:22:0030111:11, сенного сарая с кадастровым номером 50:27:0000000:2736, зерносклада с кадастровым номером 77:22:0000000:2669, зерносклада с кадастровым номером 77:22:0000000:2667, навеса под зерно с кадастровым номером 77:22:0000000:3769, сушильной линии с кадастровым номером 77:22:0000000:3768, лаборатории с кадастровым номером 77:22:0000000:3767, весовой с кадастровым номером 77:22:0030111:112, здания петкус-бабенки с кадастровым номером 77:22:0000000:2668.

Согласно передаточного акта вышеуказанные объекты недвижимого имущества переданы административному истцу 18 февраля 2022 года.

Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 21.02.2022 года приостановлены действия по осуществлению государственной регистрации права ввиду наличия информации, направленной в Управление Росреестра Префектурой Троицкого и адрес, согласно которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030150:160 помимо заявленных к регистрации объектов недвижимости, расположены 1,2,3-этажные нежилые строения, обладающие признаками торговых и складских павильонов.

 

 

 

Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 23.05.2022 года отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности, отказ мотивирован истечением срока, указанного в Уведомлении о приостановлении и не устранением причин, препятствующих осуществлению испрашиваемых действий.

Согласно ответу Префектуры Троицкого и адрес, информация направленная в Управление Росреестра является актуальной, земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030150:160 с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства используется под размещение рынка строительных материалов с расположенными на нем торговыми павильонами и складскими помещениями.

Сведения об утвержденной градостроительной и разрешительной документации на указанные объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030150:160, в Префектуре отсутствуют.

Согласно ответу Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес на земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030150:160 расположены здания, которые обладают признаками самовольного строительства, в связи с чем, просят не осуществлять регистрационных действий в отношении земельного участка и расположенных на нем зданий.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.      

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходит из отсутствия оснований предусмотренных законодательством, судом не установлено незаконных действий со стороны административного ответчика, которые нарушают права и свободы истца, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░  ░░░░░░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

 

░░░░░                                                                                  ░.░. ░░░░░

 

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0289/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 24.08.2023
Истцы
Зелинский Р.Б.
Ответчики
Управление Росреестра по Москве
Суд
Троицкий районный суд
Судья
Ежова Е.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
08.09.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее