УИД 77RS0019-02-2022-012311-50
Дело № 2-0014/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 января 2024 года адрес
Останкинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Болотниковой А.И., при секретаре Опанасенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 02-0014/2024 по иску Маркеловой Марины Геннадьевны, Григоровича Юрия Владимировича к Департаменту городского имущества адрес, Комитету по архитектуре и градостроительству адрес, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании недействительным распоряжения в части утверждения проекта межевания, признании незаконной постановку на кадастровый учет и снятие с кадастрового учета земельных участков, признании недействительным проекта межевания территории в части, определении площади земельного участка, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Маркелова М.Г., Григорович Ю.В. с учетом уточненных исковых требований обратились в суд с иском к ответчикам Департаменту городского имущества адрес, Комитету по архитектуре и градостроительству адрес, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании недействительным распоряжения в части утверждения проекта межевания, признании незаконной постановку на кадастровый учет и снятие с кадастрового учета земельных участков, признании недействительным проекта межевания территории в части, определении площади земельного участка, установлении границ земельного участка.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками квартир многоквартирного жилого дома по адресу: адрес, расположенному на земельном участке, в отношении которого по заказу Департамента городского имущества адрес в 2012 году на основании ранее действовавшего законодательства разработан проект межевания квартала, ограниченного адрес, Академика Королева, Цандера и адрес, с установлением к жилому дому истцов участка № 7 размером 0,625 га, что является малозначительным, поскольку в связи со сложившейся планировочной ситуацией размер участка должен быть не менее 0,378 га, а в последствии на основании проведенных публичных слушай от 28.03.2013 по 08.04.2013 проект межевания утвержден не был. Распоряжением ДГИ от 19.04.2022 утвержден разработанный ГБУ «ГлавАПУ» по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству адрес проект межевания территории частей микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 адрес, ограниченных адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, согласно которому участок № 4, площадью 1,0283 Га устанавливается для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес, в том числе участок с минимизированными затратами на содержание многоквартирного жилого дома 0,4137 Га, часть участка располагается в границах земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет (кад. № 77:02:0022006:9447), с оформленным договором безвозмездного пользования земельным участком. Доступ осуществляется с адрес по территории публичного сервитута на участке № 10, далее по внутриквартальному проезду. Необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к земельным участкам № 5 (ЦТП), № 67 (ТП). Согласно же данным ГБУ адрес земельного участка многоквартирного жилого дома по адресу: адрес, Академика Королева, д. 9, корп. 2, значительно больше указанного в утвержденном проекте межевания. При этом, указанный проект межевания, которым не учтены нормативы определения площади земельных участков, не было проведено полного обследования и не выполнена объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых земельных участков, что исключает его законность.
Истцы Маркелова М.Г., Григорович Ю.В., представитель истцов по доверенности Поздняков Ю.И. в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебном заседании возражал относительно заявленных требований по доводам письменных возражений, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Москомархитектура адрес, также представляющий интересы третьего лица Правительства Москвы по доверенности фио в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по доводам письменных пояснений.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности фио в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменных пояснения, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГБУ «ГлавАПУ» по доверенности фио в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменных пояснений, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Маркелова М.Г., Григорович Ю.В. являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 28.07.2020 № 1448-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП касаемо карт градостроительного зонирования границ территориальных зон и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства адрес, на основании чего Постановлением Правительства Москвы от 04.09.2020 № 1448-ПП утвержден проект планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 адрес.
По заказу Комитета по архитектуре и градостроительству адрес ГБУ «ГлавАПУ» разработан проект межевания территории частей микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 адрес, ограниченных адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, адрес, предусматривающий участок № 4 для многоквартирного дома по адресу: адрес. Королева, д. 9, корп. 2.
Основанием для разработки проекта межевания территории послужило распоряжение Департамента городского имущества адрес от 16 июля 2021 г.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 19.04.2022 № 20237 утвержден проект межевания территории, который в соответствии с п. 16 ст. 45 ГрК РФ и проект межевания к нему опубликованы на официальном сайте адрес Москвы http://www.mos.ru/dgi/function/dokumenty/dokumenty-departamenta информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, 19.04.2022 г. до неопределенного круга лиц была доведена информация о межевании территории квартала.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьями 2, 13, 14, 19 Закона адрес от 20.12.2006 № 65 «О правительстве Москвы» Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
На основании приведенных норм права суд приходит к выводу, что действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москва, который также осуществляет полномочия органов местного самоуправления, на решение вопросов по регулированию градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ и ч. 3 ст. 12 Закона адрес от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в адрес» границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Статья 4 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-1 устанавливает, что в связи с осуществлением адрес функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в адрес, защиты прав граждан - участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности в адрес органы государственной власти адрес устанавливают особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки адрес, документации по планировке территории, а также особенности порядка внесения вменений в указанные документы и при необходимости определяют перечень требуемых для того сведений, документов, материалов.
Согласно Положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, к полномочиям Департамента относится утверждение проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа, а также корректировка проекта межевания квартала.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из ч. 4 указанной статьи следует, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся, в том числе описание местоположение границ объекта недвижимости, определяемых согласно ч. 4.2. ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с учетом описания местоположения объектов недвижимости посредством координат характерных точек границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 адрес кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (ч. 2 ст. 43 ГрК РФ).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ч. 3 ст. 43 ГрК РФ).
В соответствии с ч.ч. 4-7 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); 5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.
На чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия; 6) границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.
В соответствии с ч. 12 ст. 43 ГрК РФ в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, с момента оповещения жителей муниципального образования о проведении таких общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может превышать один месяц. При этом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
В свою очередь, постановлением Правительства Москвы от 22.03.2022 № 438-ПП «О реализации положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 № 58-ФЗ внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в 2022 году не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний для принятия правовых актов, предусматривающих утверждение Генерального плана адрес, правил землепользования и застройки адрес, проектов планировки территории, проектов межевания территории, внесение изменений в один из указанных документов, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке опубликованы оповещения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам соответствующих документов (пункт 1.1).
Решением Московского городского суда от 30.07.2021 по делу № 3а-0714/2021, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований фио, фио, фио, фио, фио, Маркеловой М.Г., фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 04.09.2020 года №1448-ПП «Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 адрес» отказано.
Указанные обстоятельства в силу ст. 61 ГПК РФ носят преюдициальный характер и доказыванию вновь не подлежат.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких данных, вопреки доводам иска суд приходит к выводу о том, что публичные слушания были проведены, постановления Правительства Москвы от 04.09.2020 года №1448-ПП «Об утверждении проекта планировки территории микрорайонов 14, 15-16 и квартала 104 адрес», на основании которого утвержден оспариваемый межевой план, принятый в соответствии с учетом баланса прав и законных интересов жителей квартала и соответствующий требованиям действующего законодательства с соблюдением установленной процедуры, при отсутствии сведений о том, что формирование земельного участка в иных границах и иной площадью не будет нарушать интересы всех правообладателей территории квартала, учитывая, что доказательств формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка ранее не представлено, а потому в заявленных исковых требованиях об оспаривании ненормативного акта надлежит отказать.
Ввиду отсутствия оснований для признания ненормативного акта недействительным, оснований удовлетворения требований о признании незаконной постановку на кадастровый учет и снятие с кадастрового учета земельных участков, признании недействительным проекта межевания территории в части, определении площади земельного участка, установлении границ земельного участка не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Маркеловой Марины Геннадьевны, Григоровича Юрия Владимировича – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Останкинский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.И. Болотникова
Мотивированное решение составлено 19 января 2024 года.